Революция, Бернард Шоу и Михаил Шатров…

 Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ
 28 октября 2010
 4754

Я с большим интересом слежу за судьбой своих ровесников, членов «Клуба 1932» (так называется моя книга, изданная в 2000 году). И очень печалюсь, когда они уходят, жизнь — суровая и беспощадная дама. Один из недавно ушедших — Михаил Шатров, блистательный драматург, создавший цикл «драм революции».

Михаил Шатров! Когда-то гремели его спектакли, полыхали ярким пламенем дискуссии и споры, ломались копья, хрипли глотки, появлялись многочисленные интервью-разъяснения. И что сегодня? Да ничего. Короткие некрологи — и тишина. Мне, как ровеснику, обидно: Шатров заслуживает большего!..
Шатров — это псевдоним. Михаил Филиппович Маршак в молодые годы написал пьесу и встретился со своим дальним родственником, знаменитым Самуилом Маршаком, который сказал, что фамилия Маршак будет ему мешать, и посоветовал взять псевдоним. Михаил Маршак согласился, стал примерять на себя псевдонимы... и никак не мог на чем-то остановиться. Директор театра негодовал: надо печатать афишу, а как назвать автора? И предложил: «Твой герой в пьесе — Шатров, вот и будь Шатровым, а героя назови Лавровым или Петровым». Так Михаил Маршак стал Михаилом Шатровым.
Другая и более ранняя история: как Шатров появился на свет. У родителей — Филиппа, инженера по профессии, и Цецилии, школьной учительницы, — был уже сын. Жена забеременела, но осенью 1931 года в семье произошел разлад, и Цецилия Александровна решила сделать аборт — достаточно одного сына! Ее положили в московский родильный дом им. Грауэрмана на Арбате. Но именно в этот момент роддом захотел навестить приехавший в СССР английский драматург Бернард Шоу. Главврач не мог допустить, чтоб всемирно известный человек узнал, что в советской стране женщины по своему желанию идут на аборт. Страна социализма! Как можно! И этих женщин временно выселили из роддома. Мать будущего Шатрова пришла домой, помирилась с отцом, и они решили дать ребенку жизнь.
Так в обычной еврейской семье появился на свет второй сын — Мишенька. Произошло это 3 апреля 1932 года. Так что рождение Шатрова напрямую связано с визитом великого Бернарда Шоу. Спустя несколько десятилетий Борис Пастернак, живший по соседству с Шатровым в Переделкине, допекал его: «Миша, расскажите, почему вы стали драматургом». Его очень веселила эта история рождения Михаила Филипповича.
Но жизнь Шатрова была далеко не веселой. Можно сказать иначе: она оказалась тяжелой и беспощадной, особенно в годы становления. Дело в том, что родная тетя Шатрова была женой Алексея Ивановича Рыкова, которого Сталин из премьер-министра (тогда председателя Совета народных комиссаров) превратил во «врага народа» и уничтожил. Тень Рыкова пала на всю семью Маршаков. В 1937 году отца Шатрова арестовали, и мать каждый день вызывали на допросы, на которые она брала своего младшего, тогда пятилетнего, сына. «Запомнились большие очереди, и еще помню, — вспоминал Шатров позднее, — что у человека, который маму допрашивал, была фамилия Геринг. Точных данных о судьбе отца нет. По одной из версий, его расстреляли 3 апреля, в день моего рождения».
Итак, с пяти лет Михаил Шатров проходил по категории «сын врага народа». Потом были военные тяготы, эвакуация, недоедание, сыпной тиф. В 1944 году Шатров с матерью вернулся в Москву (старший брат доблестно воевал на фронте). А в ночь на 23 сентября 1949 года мать Шатрова арестовали. За что? Смешной вопрос для того времени. В справочном бюро МГБ (будущий КГБ) сообщили: свиданий больше не будет, «она неправильно себя ведет — не признается в том, что она не еврейка, а немка, что ее родной язык немецкий и что она немецкая разведчица». И ее отправили на вечное поселение в Сибирь.
Семнадцатилетний Миша остался без папы и мамы. «Мне хорошо, я — сирота», — говорил мальчик Мотл в книге Шолома-Алейхема, но будущему драматургу было не до смеха. Хорошие люди (а они найдутся всегда) помогли ему, и он стал репетитором неуспевающих учеников в школе, что сразу давало хлеб на пропитание. «А у одного моего подопечного отец был сапожником, он сшил для меня ботинки. Это был мой первый заработок», — вспоминал Шатров.
С анкетой «сына врага народа» было нелегко поступить в вуз, но и тут нашелся добрый человек, и, несмотря на анкетную «хромоту», Шатров поступил в Горный институт, а когда пришла пора практики, отправился в Кузбасс, поближе к тем местам, где находилась на поселении его мать. Он нашел ее в районе Ачинска, в поселке Большой Улуй. Можете себе представить, какая это была встреча… Сколько было пролито слез, сколько было сказано слов!..
После смерти тирана началась реабилитация незаконно осужденных и их возвращение в родные места. В сентябре 1954-го вернулась и мать Шатрова. Такие вот повороты судьбы и сцены из пьесы под названием «Жизнь». Можно сказать, что Михаил Шатров все годы дышал драматургическим воздухом эпохи...
Ну а теперь ближе к золотому перу и к успешному творчеству. С детства Шатров был книжником и читал все подряд, как он сам отмечал, запоем. Свой первый рассказ под названием «Десять нераспечатанных писем» опубликовал на студенческой практике в газете «Горная Шория». В 1955 году, в 23 года, Шатров написал первую пьесу «Чистые руки». Один из ее персонажей был секретарь комсомольской организации, карьерист и отъявленный подонок (его играл молодой Ролан Быков). Пьесу поставили в Театре юного зрителя (вот тогда и совершился «переход» фамилий: из Маршаков в Шатровы). Режиссером был Олег Ефремов. Молодой драматург пригласил на просмотр маститого драматурга Алексея Арбузова, и надо так случиться, что тот заснул во время действия, но, правда, к концу проснулся и пообещал Шатрову большое будущее. Кстати, в драматургию Шатрова ввели трое: Арбузов, Виктор Розов и Александр Штейн.
За 30 лет творческой работы на долю Шатрова выпадали успехи и провалы, счастливые минуты и горькие. Как драматург, пишущий на исторические темы, Шатров поделил советскую историю на два периода и на двух вождей: на хорошего Ленина и плохого Сталина (в этом смысле он истинное дитя XX съезда).
Сталина Шатров ненавидел, как и Гитлера, они оба «наложили на XX век мрачный оттенок». Другое дело Ленин, открывший новые горизонты истории, — так виделись страницы истории Шатрову, и так он их читал. И он стал создателем драматургической ленинианы: пьес «Шестое июля», «Большевики», «Синие кони на красной траве», «Так победим!», «Диктатура совести», «Брестский мир», телевизионного фильма «Штрихи к портрету Ленина».
Пьесы Шатрова шли в многочисленных театрах (если говорить о Москве, то от Художественного до «Ленкома»). Залы были переполнены, публика приходила в неистовство, одни от восторга новоявленной исторической «правды», другие от возмутительного переосмысливания истории и ее якобы очернительства. Но это когда пьесы выходили и ставились, а до этого их основательно мурыжили и запрещали. У Шатрова происходил серьезнейший конфликт с руководителями Института марксизма-ленинизма. Конфликт был с телевидением. Да и в целом власть не одобряла исторических новаций Шатрова. А зрители? А читатели?
Было очень много негодовавших. Вот только несколько реплик и записок: «Уважаемый товарищ Шатров! В зале сидят боевики «Памяти» в черных рубашках — вам не страшно?..» «Из великого А. Куприна: “В России каждый жид — прирожденный русский литератор”. Это ведь про вас, Маршак-Шатров». «Сталинщина — это закономерность или случайность?»
На мой взгляд, Михаил Шатров не лгал, а писал искренно. Ему, как и многим, казалось, что Октябрь в России произошел недаром, что он окрылил народ надеждами, что Ленин при всех его загибах и заблуждениях был творцом нового века, а вот Сталин все загубил и растоптал. Сталин — тиран, тут сомнений нет, но Ленин все же другой, иначе что, 70 лет коту под хвост? Жили и боролись впустую?!.
В ранней пьесе Шатрова «Моя любовь на третьем курсе» была песня Пахмутовой и Добронравова «Как молоды мы были, как искренно любили, как верили в себя». В этом корень всех бед: не надо любить и верить. Надо хладнокровно наблюдать и анализировать, хотя это и приносит боль и горечь.
Последняя пьеса Шатрова «Может быть» (1993) была создана на Западе (два года он жил в США) и написана специально для английской актрисы Ванессы Редгрейв. Поставлена в Королевском театре Манчестера. Еще Шатров издал сборник своих статей «Необратимость перемен» и вел семинар молодых драматургов. После октябрьских событий 1993 года и обстрела Белого дома «завязал» с творчеством, осознав, что время исторических аналогий прошло, началась совершенно другая эпоха. Разочаровали и коллеги по профессии. «Наша интеллигенция готова осудить или расхвалить то, что нужно властям. Пока есть сильные мира сего — будут и угодники». Угодником Шатров не хотел быть, он стал... строителем, «капиталистом с человеческим лицом», как называлась публикация о Шатрове, вышедшая в апреле 1998 года в «Комсомольской правде». Автор материала писал: «Известный драматург переквалифицировался в строителя. Он — президент акционерного общества, призванного для возведения культурно-делового центра “Красные холмы”».
В публикации отмечалось, что Шатров никак до сих пор не может смириться с тем, что в России не получилось «социализма с человеческим лицом». Он считает себя лично ответственным за то, что события в стране не пошли так, как мечтали его излюбленные герои-ленинцы. И ничего не стал бы менять в своих старых пьесах.
В одном из последних своих интервью Михаил Шатров отметил, что в современной России трудно ориентироваться, «в ней сейчас все перепутано... я все время ощущаю приветы из вчерашнего дня». И привел безжалостный афоризм: «Культ наличности хуже культа личности».
Нет, даже при своем удачном положении в бизнес-строительстве, при деньгах Шатров оставался человеком неудовлетворенным и ищущим настоящий смысл в жизни. Я с Михаилом Филипповичем встретился и говорил лишь однажды, на осенней книжной ярмарке на ВВЦ. Он был далек от самодовольства, и это мне понравилось в нем.
У Шатрова была интереснейшая судьба: он был запрещенным и признанным, любимым и ненавидимым. Создатель политического театра, мастер драматургических диалогов. История жгуче его интересовала как в революционном, так и в эволюционном развитии. Главное — «Дальше... дальше... дальше!..»
Дальше продолжается история, а человеческая жизнь всегда конечна. Михаил Филиппович Шатров умер во сне 23 мая 2010 года в возрасте 78 лет. У него была историческая уверенность: «Так победим!» Лично у меня такой уверенности нет. У меня вера не в историю, а в человеческий талант. Михаил Шатров был талантлив...
Рубрику ведет
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ


 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции