Максим Дунаевский. Грани таланта

 Татьяна ЛАРИНА
 13 ноября 2010
 3601

Сегодняшнего гостя Игоря Сандлера в ночной передаче «Молочные братья» «Русской службы новостей» (РСН 107.0) представлять не надо. Достаточно назвать его имя и фамилию: Максим Дунаевский. «Пора-пора-порадуемся на своем веку» — эту песню замечательного композитора Максима Дунаевского после выхода фильма «Д’Артаньян и три мушкетера« (1978) распевала вся страна. Максим стал потенциально знаменитым еще ребенком — так распорядилась судьба, подарив ему в отцы Исаака Осиповича Дунаевского… Максим Дунаевский обладает разносторонними талантами, все грани которых трудно описать в одной статье. Коснемся лишь некоторых из них.  

«Ролан Быков поверил в меня»
Сегодня мюзиклы — главное приложение творческой энергии Дунаевского. Оказывается, он ставил мюзиклы и в начале своего творческого пути. Только тогда слово «мюзикл» было запрещенным, по выражению Максима Исааковича это было «мерзкое западное слово». Но всесоюзную славу ему принесла музыка к культовым кинофильмам 1970–1980-х годов. Тогда же судьба свела его с режиссером Роланом Быковым. В Центральном детском театре шел музыкальный спектакль «Емелино счастье» про Емелю-дурачка.
– Этот мюзикл и соединил нас с режиссером Роланом Быковым, — говорит композитор. — Я писал пластинку по этому спектаклю на студии «Мелодия», там мы встретились с Роланом Быковым, который сыграл и спел все роли на этой пластинке. После этого он предложил мне написать музыку к фильму «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». В этот фильм я постарался вложить все, что я умел, знал и любил — и рок, и джаз, и симфоническую музыку, и симфоджаз, и джаз-рок. Этот фильм стал для меня школой кино — тогда я впервые «услышал» себя.
Должен сказать, что все удачи, которые у меня были в кино («Три мушкетера», режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич; «Мэри Поппинс, до свидания», режиссер Леонид Квинихидзе), связаны с полной свободой, которую мне давали режиссеры.
 

«Ветер перемен»
1980-е годы стал периодом расцвета популярности Максима Дунаевского. На экраны огромной страны вышли «Три мушкетера», «Мэри Поппинс», «Ах, водевиль-водевиль!», на театральных подмостках с успехом шли спектакли, где звучала музыка Максима Дунаевского. Песни из кинофильма «Мэри Поппинс» впервые прозвучали 30 лет назад в исполнении Павла Смеяна и Татьяны Ворониной. Потом их пели многие известные исполнители, и каждый делал это по-своему: Лариса Долина — в джазовом стиле, Чичерина — как рок. Дунаевскому довелось работать и с другими известными исполнителями: Жанной Рождественской, Ириной Понаровской, Михаилом Боярским, Николаем Караченцовым. И вдруг грянула перестройка.
– Расцвет прервался нашей новой русской революцией, — вспоминает Максим Исаакович. — В 1991 году профессионалы в нашей стране почувствовали себя ненужными. Осветители стали писать музыку, басисты — снимать кино, гитаристы — писать стихи. Словом, «все смешалось в доме Облонских». Даже политикой начали заниматься кухарки, как о том и мечтал Ленин.
Ветер перемен привел к тому, что Максим Дунаевский оказался в Америке.
 

«Америка научила меня уму-разуму»
Максим Дунаевский решил попытать счастья в Лос-Анджелесе.
– Я не принадлежу к пассивным людям и не привык сидеть и ждать у моря погоды, — признается он. — Поэтому повернул круто свою жизнь и поехал в Америку. Не могу похвастать, что там было много работы, но кое-что удалось сделать. А самое главное — научиться уму-разуму. От природы я человек не наглый и не суперактивный, но профессии и правилам жизни Америка, конечно, учит. Со своим аранжировщиком мы сделали несколько фильмов, продюсерских проектов для наших артистов и для русскоязычных американцев, что было особенно сложно. Я многому научился, наблюдая работу в американских студиях. После этого мне трудно работать в России. Потому что я вижу весь непрофессионализм работы в наших студиях, в кино, театре. Аранжировка, продюсерская и исполнительская работа в наших студиях находятся на таком зачаточном уровне, что говорить о том, что у нас есть шоу-бизнес, весьма преждевременно.
 

«Возвращение мушкетеров» — неудача или высокий профессионализм?
В 2009 году вышел фильм «Возвращение мушкетеров», которого все ждали, памятуя о буме, вызванном картиной «Три мушкетера». Но, судя по отзывам и критике, фильм провалился. Хотя и музыка, и фундамент, и замысел ленты — на хорошем уровне. Вот что говорит по этому поводу гость Игоря Сандлера:
– Во-первых, те «Три мушкетера» в свое время тоже провалились. Их тоже все ругали. Картины Георгия Юнгвальд-Хилькевича вызывали массу критики, но все они выжили и до сих пор идут по всем каналам телевидения. Но у тех «Трех мушкетеров» было огромное преимущество. Это был телевизионный фильм. Его увидели сразу миллионы людей, а для прокатного фильма это невозможно. Но, я думаю, рано хоронить «Возвращение мушкетеров». Подождем, когда выйдет трехсерийная телевизионная версия. Это будет полновесный музыкальный фильм. Телезрителям откроется профессионализм Хилькевича и умение делать хорошие музыкальные и комедийные фильмы. Ведь «Возвращение мушкетеров» — это комедийный фильм. Я думаю, что не все еще потеряно, телевидение свое возьмет.
 

Мюзиклы: падения и взлеты
В конце прошлого года в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) в Москве состоялась премьера мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса». Но мэтр недоволен этой постановкой и прилагает все усилия, чтобы спектакль сняли:
– То, что идет в РАМТе, можно назвать драматическим спектаклем с использованием моей музыки. Несмотря на успех спектакля, я не хочу видеть свое детище в таком варианте. Я его задумывал как настоящий романтический драматический мюзикл, как рок-мюзикл. На сцене, по моему замыслу, должна была сидеть рок-группа. Но все было перевернуто наоборот. Это вообще антимюзикл.
И тогда Дунаевский обратился в Театр музыкальной комедии в Екатеринбурге.
– Екатеринбургский театр музыкальной комедии — один из лучших музыкальных театров страны, с полноценным оркестром, мощным актерским составом, — говорит Максим Исаакович. — Главный режиссер театра Кирилл Стрежнев ставит «Алые паруса» так, как они и задумывались, — как большой, объемный, полноценный мюзикл. Премьера «Алых парусов» в Екатеринбурге запланирована на март 2011 года.
А вот мюзиклу «Любовь и шпионаж» повезло больше. В мае этого года прошла его премьера на сцене Театра Российской армии (см. «Алеф» № 999. — Ред.). Секреты успеха этого спектакля раскрывает М. Дунаевский:
– У меня была давнишняя мечта написать что-то значительное для Ларисы Долиной. С песнями никак не получалось, потому что возможности Ларисы гораздо больше того, что позволяет раскрыть эстрада. И я задумал мюзикл. Два года мне понадобилось для того, чтобы привлечь команду и найти для Ларисы хорошую пьесу. Сначала в команде было двое — Лариса и я. Я искал пьесу и случайно наткнулся в Интернете на пьесу об артистке Клод Франс, которая умерла в Париже в один день с Мата Хари. Это дало повод предположить, что, может, артистка и Мата Хари — одно и то же лицо. В общем, в этой пьесе получилась детективная история. Я предложил Диму Харатьяна как драматического актера в помощь Ларисе. Хотя она и сама открывается как замечательная актриса. Они вместе с Димой великолепно играют. В спектакле принимает участие масса молодежи. Словом, это настоящий мюзикл…
А мы, поклонники Максима Дунаевского, будем ждать его новых творений. И тогда — «пора-пора-порадуемся на своем веку»!
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Фото: Игорь ГУЗИЙ

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции