Йоселе Розенблат родился и запел

 Андрей ЛАВРЕШНИКОВ
 13 ноября 2010
 5148

Съемки на Мертвом море стали для кантора последними

Газета «Нью-Йорк таймс», отмечая 70-летие со дня кончины выдающегося кантора Йоселе Розенблата (1882–1933), писала: «Он был так известен в этой стране, что письма из Европы, адресованные «Йоселе Розенблату, Америка», доходили до него без затруднений».  

«Йоселе родился и запел. Вы полагаете, что это ошибка, что надо было написать «и заплакал». И чему бы тогда удивляться? А удивляться есть чему: услыхав его плач, друг дома, сведущий в музыке, воскликнул: «Этот младенец родился кантором, я уверен, что его ждет большое будущее!» И как в воду глядел…» — пишет о будущем канторе и композиторе писательница и радиожурналистка Шуламит Шалит.
Йоселе Розенблат родился в 1882 году в украинском местечке Белая Церковь, и был в семье первым сыном после девяти дочерей. Отец его, также кантор, довольно рано распознал выдающиеся музыкальные способности сына. Уже с детских лет Йоселе имел возможность выступать перед публикой, и его всегда сопровождал большой успех.
В 18-летнем возрасте, едва женившись, Розенблат получает свое первое постоянное место в городе Мукачеве (в те годы Австро-Венгрия). Уже здесь начали проявляться и быстро набирать силу его композиторские способности. Вскоре Розенблат занимает место оберкантора в Прессбурге, победив на конкурсе, в котором принимало участие более 65 кандидатов. Его тенор дивной красоты и широкого диапазона, природная колоратурная техника, изящное владение фальцетным регистром и душевность исполнения приводили в восторг любую аудиторию. Здесь надо отметить, что бóльшая часть произведений, исполнявшихся Розенблатом, а позднее записанная на пластинки, была его собственного сочинения.
Пять лет служил он в Прессбурге. Уже в этот период были опубликованы 150 его сочинений, а в 1905 году проведена первая серия записей на пластинки. Йоселе был счастлив, однако потребности растущей семьи и необходимость поддерживать многочисленных родственников и друзей вынуждают его задуматься о месте службы с более значительным содержанием. Он переезжает в Гамбург, где работает в течение последующих пяти лет.
К началу 1910-х годов слава кантора достигает берегов Нового Света. В 1911 году община одной из крупнейших синагог Нью-Йорка «Ohab Zedek» приглашает Йоселе Розенблата, предоставляя ему и его семье возможность переезда из Европы в Америку. В Нью-Йорке его слава распространяется стремительно: помимо службы в синагоге, Йоселе принимает участие в многочисленных благотворительных концертах. На одном из таких концертов после исполнения песни «Эйли, Эйли» кантора горячо приветствовал великий тенор Энрико Карузо. Нередко приходилось прибегать к действиям конной полиции для того, чтобы сдержать натиск людей, желающих послушать Йоселе.
Огромный успех Розенблата побудил Клеофонте Кампанини, генерального директора Чикагской оперы, предложить Йоселе контракт на выступление в опере Галеви «Дочь кардинала» («La Juive». — А.Л.) в партии Элеазара на фантастически выгодных условиях (1000 долларов за спектакль). После колебаний Розенблат предложение отклонил и сделал это через президента общины «Ohab Zedek» Морица Ньюмана, сообщившего, что положение ребе Розенблата не позволяет ему выступать на оперной сцене. Слухи об этом предложении и об отказе Розенблата вызвали огромную сенсацию в печати и еще больше подогрели интерес к его фигуре.
Оперная сцена была закрыта для кантора, но концертная деятельность не была под запретом и могла расширить число почитателей его неповторимого таланта. Розенблат стремился быть для евреев тем, чем был Джон Мак-Кормак для ирландцев, и был горд, когда его представляли именно как «еврейский тенор», а не «русский», «украинский» или «венгерский».
Вскоре Розенблат пополнил свой репертуар некоторым количеством оперных арий, народных песен, и в мае 1918 года в Карнеги-холле состоялся его первый сольный концерт. Газета «Морнинг телеграф» отмечала, что его исполнение баллады Герцога из оперы «Риголетто» таково, что вряд ли кто-либо из ныне живущих теноров может спеть это произведение лучше. Другие издания, однако, были менее восторженны относительно появления Розенблата в оперном репертуаре, они отмечали, что исполнение духовных произведений и народных песен производит огромное впечатление. Розенблат становится неотъемлемой частью культурной жизни Нью-Йорка, его выступления постоянно анонсируются в печати, в том числе в «Нью-Йорк таймс», наряду с выступлениями самых популярных артистов того времени.
В 1922 году Розенблат дает согласие вложить значительные средства в газетный бизнес, что в январе 1925 года приводит его к банкротству. Для того чтобы выйти из тяжелого положения, Йоселе приходится начать серию изнурительных выступлений в сборных программах, где с музыкальными номерами соседствовали, к примеру, акробатические... В этих концертах он исполнял песни на различных языках, например, «Эйли, Эйли» на иврите и идише, «Последнюю розу лета» на английском, «Эй, ухнем» на русском, «La campana» на итальянском.
В 1927 году компания Warner Brothers задумывает звуковую кинокартину «Jazz Signer» и на роль отца главного героя приглашает Розенблата. Вначале он отказывается, но компания, идя ему навстречу, корректирует сценарий таким образом, чтобы съемки все-таки осуществились. В фильме Розенблат предстал в роли себя самого, исполняющего «Yahrzeit Licht». Эта картина положила начало череде киносъемок выдающегося кантора, благодаря которым мы и сегодня имеем возможность не только слышать его голос, но и видеть певца на экране. Здесь отметим, что в настоящее время многие кинокадры доступны для всеобщего ознакомления на портале YouTube.com.
Параллельно с концертными выступлениями и съемками Розенблат возвращается к деятельности кантора. В 1933 году ему предлагают принять участие в фильме, съемки которого должны были проходить на земле Израиля. Для Розенблата посещение Эрец Исраэль было мечтой всей его жизни. Работая над фильмом, он параллельно дает ряд концертов и служит в синагогах Иерусалима и Тель-Авива.
Для того чтобы обеспечить себе и своей семье возможность переезда в Эрец Исраэль, Розенблат решает предпринять турне по Европе. В субботу 17 июня 1933 года он отслужил «прощальную» службу в синагоге «Hurva» в Иерусалиме. На следующий день после съемок на Мертвом море у него случился сердечный приступ, через несколько дней в возрасте 51 года он скончался.
Более пяти тысяч человек пришли проводить Йоселе Розенблата в последний путь, и съемки похорон вошли в незавершенный фильм. На похоронах пели два выдающихся кантора той эпохи, коллеги Йоселе, — Мордехай Хершман и Завел Квартин.
Почти восемьдесят лет прошло после смерти Йоселе Розенблата, однако в памяти людей он живет и по сей день: в исполнении молодых канторов звучат его произведения, ставшие классикой хазанута, звучит его голос, сохраненный в многочисленных записях.
Андрей ЛАВРЕШНИКОВ, Россия
Использованы материалы статьи David Olivestone «The remarkable career of Cantor Rosenblatt», 
www.chazzanut.com

 



Комментарии:

  • 9 декабря 2010

    Андрей Лаврешников

    Спасибо большое!

  • 19 ноября 2010

    Гость Ольга Кузьмичева

    Замечательная статья, очень хорошо написана. Узнала много нового и интересного. Спасибо, Андрей!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции