Тора и современность
Глава «Толдот» А вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака («Берейшит», или «Бытие», 25:19). …И народ над народом возобладает, и старший будет служить младшему («Берейшит», или «Бытие», 25:23).
РАШИ так объясняет выражение «И народ над народом возобладает»: «Когда один народ возвеличивается, второй автоматически оказывается в подчиненном положении» — как на своеобразных исторических «качелях». В хасидском учении эта ситуация сравнивается с борьбой и противостоянием двух начал в человеке: животной души и Б-жественной, которые являются непримиримыми соперниками. Но далеко не всегда Б-жественная душа вынуждена вести прямую борьбу с животным началом: если в человеке пробуждается и усиливается доброе начало, то это автоматически способствует тому, что в нем подавляются дурные склонности.
Нечто подобное мы наблюдаем, когда даже небольшой источник света разгоняет густую тьму. Здесь, по сути, нет никакой «борьбы»: тьма отступает сама собой. Так и духовный свет хасидского учения способен сам рассеять «тьму» неверия и сомнения в еврейской душе!
Глава «Ваеце»
И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан («Берейшит», или «Бытие», 28:10).
Знаменитая «лестница Якова» (сулам), которую наш праотец Яков увидел во сне, стала символом еврейской молитвы, по которой ангелы со словами наших молитв «восходят и нисходят» в наш мир. Главное, поднимаясь по этой лестнице, не смотреть вниз, чтобы не закружилась голова.
Выше разума
…И увидал, и вот лестница стоит на земле, а другим своим концом уходит в небеса («Берейшит», или «Бытие», 28:14)
Тора требует от нас быть преданными Творцу в той мере, в какой мы понимаем и осознаем смысл наших действий и предписаний Торы. Но еврейская молитва требует от нас большего — быть преданными Всевышнему даже в том, что выше нашего разумения, когда нам отказывают наша логика и здравый смыл. Ведь когда мы изучаем Тору, мы ощущаем себя учениками перед строгим Учителем. Зато когда мы обращаемся с молитвой к Всевышнему, мы чувствуем себя сыновьями, стоящими перед любящим Отцом, а любовь, как известно, не поддается логике.
Глава «Ваишлах»
И послал Яаков вперед себя посланцев к Эсаву, брату своему, в землю Сеир, в поля Эдомские («Берейшит», или «Бытие», 32:4).
И испугался Яаков весьма, и почувствовал себя стесненно, и разделил он народ, который с ним… на два стана («Берейшит», или «Бытие», 32:8).
Истинная причина страха Якова заключалась вовсе не в боязни мести со стороны своего брата Эсава, а в том, что он вынужден был разделить свою семью на две части. Пока внутри еврейского народа царит единство и согласие, ни Эсав (нацисты и антисемиты), ни Ишмаэль (арабы и террористы) ничего не могут с ним поделать. Другое дело, когда наш народ разобщен (не дай Б-г!).
История с нашим прародителем Яковом невольно вспоминается в связи с последними событиями в Израиле. Только отсутствием единства в современном израильском обществе можно объяснить наглые притязания со стороны арабов и те многочисленные уступки, на которые неизменно идет израильская сторона.
Из хасидских источников
Глава «Ваешев»
И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кенаанской
(«Берейшит», или «Бытие», 37:1).
Пойди-ка, посмотри, все ли благополучно у братьев твоих («Берейшит», или «Бытие», 37:14).
Посылая своего любимого сына к братьям, Яков велел ему посмотреть, «все ли благополучно у братьев» (шлом ахеха). В этом простом наказе скрыт глубокий смысл: в ближнем — в «своих братьях» — надо стараться видеть только позитивное — «шалом», что родственно понятию «цельность», «совершенство» (шлемут), а (не дай Б-г!) не недостатки. Ошибка Йосефа, как известно, заключалась как раз в том, что он главным образом подмечал недостатки у своих братьев, а потом все это истолковывал не в их пользу.
Рабби Симха Бунем из Пшисихи
Хасидские даты
9 и 10 Кислева (16 и 17 ноября)
День рождения и праздник освобождения в 1826 году второго Любавичского Ребе, рабби Дов-Бера (Митл Ребе, 1774–1828, родился и покинул этот мир 9 Кислева).
Вера
Одно из сочинений Митл Ребе посвящено философским аспектам нашей веры. А вот практический и назидательный вывод, который он делает в связи с этим: «Вера дана нам Творцом, и она является врожденным и неотъемлемым свойством нашей души. Поэтому ее следует использовать для того, чтобы верить в единого Творца и его Тору, а не для того, чтобы доверять всему плохому и сплетням про других евреев, что в результате лишь порождает неприязнь между нами».
19 и 20 Кислева (26 и 27 ноября)
Праздник освобождения в 1798 году первого Любавичского Ребе, рабби Шнеур-Залмана (Алтер Ребе, 1745–1813).
Новый год хасидизма
Алтер Ребе — духовный «внук» Баал Шем Това, а также ученик и преемник Межеричского магида (рабби Дов-Бера), основатель Любавичского движения (ХАБАД) и автор книги «Танья». 19 Кислева — праздник освобождения Алтер Ребе из Петропавловской тюрьмы. Это знаковое событие стало важной датой в истории развития всего хасидского движения в целом и особенно Любавичского хасидизма.
Постоянный вопрос
Алтер Ребе не раз подчеркивал то нетерпение, с каким еврейская душа ожидает счастливого для нее момента, когда она сможет покинуть Ган-Эден, сойти в этот мир и облечься в физическое тело, чтобы воплотить в жизнь замысел Творца. Есть такие души, которые не одну сотню лет стучатся в небесные врата Ган-Эден и готовы быть в этом мире даже нищими, обивающими пороги богатых домов ради куска хлеба. И все это только ради великого права исполнять Тору и заповеди. Но далеко не каждая душа удостаивается этого.
Однажды хасиды поинтересовались у своего Ребе, зачем души снова и снова задают один и тот же вопрос: «Ради чего я пришел в этот мир?», если один раз, во время своего рождения, человек уже получил на него ответ? Алтер Ребе пояснил, что этот вопрос хасид должен задавать себе каждый день и каждый день искать для себя на него ответ.
В каждом слове
Не только во время произнесения слов молитвы и изучения Торы — в каждом нашем слове должна звучать вера в единого Творца.
В известном субботнем гимне, начинающемся словами «Иди возлюбленный мой навстречу своей невесте» — леха доди, есть такая строчка: «Два повеления — «Помни!» и «Соблюдай!» сообщил нам Всевышний одним речением» — бе-дибур эхад*. Алтер Ребе толковал это выражение иносказательно. В каждом слове, которое мы произносим, мы должны помнить о Едином (эхад) — Творце — и с одинаковым рвением соблюдать все Его заповеди, как запреты — «соблюдай», так и предписания — «помни».
Хасид — это кто?
Это тот, кто мало говорит, но много думает, а делает еще больше. И всегда начинает с себя самого!
6-й Любавичский Ребе, рабби РАЯЦ
Одно из двух
Чего только не услышишь во время хасидского застолья и веселья (фарбренген)!
Есть такая формула: «Какой из двух вариантов ты выбираешь?» — ми-ма-нафшех. Такой вопрос обычно задают в Талмуде, когда есть две взаимоисключающие возможности.
Однажды в резиденцию к Любавичскому Ребе прибыл хасид другого толка, так сказать, «не с нашего двора». Он внимательно выслушал все выступление Ребе, жадно внимал его словам, потом подпевал, когда исполнялись хасидские мелодии (нигуним), и в конце проникся той особой атмосферой, которая царила в синагоге у Ребе.
В какой-то момент он набрался смелости, подскочил к Ребе со стаканом водки в руке и громко крикнул на весь зал: «Ребе, лехаим! Наконец-то я почувствовал себя настоящим хасидом!»
Однако сам Ребе не спешил разделить его восторги и возразил: «Если ты хасид, то ты должен замечать собственные недостатки. Если же ты уже почувствовал себя «настоящим», тогда ты не хасид». Как мы и говорили: «Одно из двух».
______
* Имеется в виду, что в «Десяти заповедях», которые приводятся в Торе в двух местах, в одном случае стоит: «Помни день субботний, чтобы освящать его», а в другом: «Соблюдай день субботний». Комментаторы объясняют это расхождение тем, что с субботой (шабатом) связаны как запретительные заповеди (так называемые 39 запрещенных видов трудовой деятельности), о которых сказано: «Соблюдай!», так и ряд предписаний: «Помни!» Причем Всевышний передал нам все это единым речением, а мы услышали оба повеления одновременно.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!