Янкелика

 Майя Немировская
 30 декабря 2010
 5875

«Маймонид (Рамбам) по праву считается светочем Востока и Запада, а его творения — чудом поколений. Не случайно, что именно в российской нише, после столь долгого и мучительного безверия, создано первое в мире высшее учебное заведение, носящее имя великого ученого: Государственная классическая академия (ГКА) имени Маймонида». Эти слова принадлежат Веронике Ириной-Коган, профессору, ректору академии.

В ГКА пять факультетов: философии и права, информатики и математики, филологии (гебраистика и иудаика), социальной медицины (лечебное дело, медицинская психология, стоматология) и мировой музыкальной культуры. Последний факультет называют Консерваторией им. Маймонида.
За 18 лет существования Консерватория ГКА выпустила свыше полутора тысяч высококвалифицированных музыкантов и педагогов в области исполнительского искусства и музыковедения. Сегодня это один из ведущих музыкальных вузов России. О буднях и праздниках Консерватории им. Маймонида мы беседуем с ее деканом — выпускницей школы им. Гнесиных и двух факультетов ГКА — мировой музыкальной культуры и философии и права, — арфисткой и юристом, профессором Янкеликой Сушковой-Ириной.
– У вас такое необычное имя — Янкелика. Откуда оно?
– Мама ждала мальчика, его должны были назвать в честь ее деда Янкелем, а родилась я. И меня назвали Янкеликой. Близкие называют меня Яшенька, а домашние — просто Яша.
– В вашем роду были музыканты?
– И да, и нет. Прадед со стороны матери делал скрипки; дед со стороны отца на скрипке играл. Другой прадед играл на скрипке, мандолине, а его сестра, врач, не доучилась в Варшавской консерватории по классу рояля. В нашем роду известные врачи, экономисты, юристы, философы, математики, программисты. Я — первый профессиональный музыкант. Благодаря бабушке Ирине Яковлевне Беккер. Она жизнь самоотверженно посвятила моему музыкальному образованию. После первого симфонического концерта с моим участием в Доме музыки она сказала: «Я не зря прожила жизнь, мечта рода Беккеров сбылась — музыканта вырастила». Но я решила не ограничиваться музыкальным образованием и стала юристом. Хотелось как-то иначе, чем в советское время, руководить учебным процессом подготовки молодых музыкантов-профессионалов.
– А почему вы выбрали именно арфу?
– На арфе играла соседка Оля, играла прелестно, но арфисткой так и не стала. А я с раннего детства, с четырех лет, бегала к ней послушать этот Б-жественный музыкальный инструмент. Я тогда занималась на фортепиано, но вскоре начала учиться игре на арфе в классе Марка Рубина. Таким был мой выбор, выбор пятилетней девочки, сочинявшей слова и музыку для оперы про майского жука. Поступила в Гнесинскую школу-десятилетку в класс Марка Абрамовича, но проучилась у него лишь в «нулевке». Он, к сожалению, умер. И моим педагогом с первого класса стала Мильда Агазарян. Мне очень повезло: в Российской академии им. Гнесиных моими учителями разновременно были лучшие музыканты арфовой школы — Наталья Шамаева, великая арфистка Вера Дулова, солистка оркестра ГАБТ Анна Левина. Когда в 1991-м организовывали Государственную еврейскую (ныне Классическая) академию им. Маймонида, захотелось участвовать в создании в ней факультета мировой музыкальной культуры — новой консерватории. И я перевелась на единственную в стране кафедру арфы, руководимую профессором Кирой Сараджевой.
– А сегодня вы уже декан этого факультета. Впервые в нашей стране консерваторией руководит женщина. Как же вам удается сочетать преподавательскую, концертную, административную, научную деятельность? При этом растить двух очаровательных малышей…
– Преподаю, играю, руковожу факультетом, воспитываю детей, готовлю, пеку пирожки, пишу диссертации и выхожу на сцену солисткой оркестра. Как все это удается? Наверное, потому, что очень хочется. Быть может, потому что рядом до 2008 года была бабушка, а сейчас — мама, муж. Откровенно скажу — не могу иначе. Видимо, это судьба.
– А сын и дочка? Тоже будущие музыканты?
– О, им очень хотелось бы! Едва встав на ножки, висли на моей арфе, дергали струны и «долбили» рояль. Недавно из футляра достали скрипку покойного брата моего мужа. Теперь мы и на скрипке играем. Гитара, мандолина, домбра — инструменты для бренчания. Любимое развлечение дочки — стоять на колонне моей арфы и дергать струны. Я поняла, учить ее играть на арфе обязательно буду. И сын, и дочь очень музыкальны, и это прежде всего в папочку. У мужа абсолютный слух, он хорошо поет, но не музыкант. Честно говоря, страшновато думать, что музыка станет профессией моих детей. Но повторюсь: судьба есть судьба! И в этом году моя дочка Анни Сушкова-Ирина поступила в Гнесинку по классу арфы. А сын Рафаил успешно занимается гитарой и учится в гимназии. К счастью, несмотря на свою музыкальность, профессионалом он не станет.
– Отчего вы не хотите своей участи детям? Считаете, что профессия музыканта не прокормит?
– Скажу правду, обычно она остается за кадром. Музыка как профессия не прокормит никого и никогда. Посвятить музыке всю жизнь, а профессионалу это необходимо, очень тяжело. А в нашей стране, при сегодняшней экономической неразберихе, не только тяжело, но и бесперспективно. Обидно, но не надо иллюзий. Наше ремесло одаривает людей и приносит нескончаемое удовлетворение нам самим. Музыка — это особый мир, мир внутренних радостей и страданий. Богатство духа — и скудность вознаграждения. Такова архитектура сегодняшней жизни музыканта.
– Сколько студентов учится в Консерватории ГКА по классу арфы?
– Немного. Как, впрочем, и в других музыкальных вузах. Сегодня у нас на разных курсах одиннадцать студентов-арфистов: из Геленджика, Ростова-на-Дону, Саратова, Венесуэлы, даже из Израиля — отовсюду, где нет профессионального начального музыкального обучения. Таких студентов приходится обучать и переучивать, как говорится, с нуля, начиная с постановки рук. Даже в Москве немного педагогов, которые на начальном этапе правильно ставят руки.
– В основном арфисты — женщины?
– Есть и мужчины. Но мало. Хотя раньше арфа была привилегией сильного пола. Кстати, у нас первая и единственная в российском музыкальном вузе самостоятельная кафедра арфы, не слитая с другими струнными инструментами.
– Как часто вы концертируете?
– Концерты консерватории проходят каждый семестр с разной программой и на разных площадках. Стараемся обязательно дать два-три отчетных концерта: к Новому году, Хануке и в конце учебного года. Такие концерты с успехом прошли в Колонном зале Дома союзов, в Доме композиторов, Доме ученых, Доме музыки, ЦДРИ и на других музыкальных площадках Москвы.
– Сколько студентов учится в Консерватории ГКА?
– Порядка пятисот на пяти курсах. Но сейчас в системе Министерства образования и науки РФ, к которому относится наш вуз, к сожалению, наблюдается тенденция к сокращению набора.
– Ваши выпускники остаются в академии преподавать или возвращаются в родные пенаты?
– Подавляющее большинство, чего греха таить, остаются в Москве и работают в различных оркестрах. Оркестровая подготовка выпускников действительно очень сильная, и консерваторию вполне можно назвать «кузницей кадров». Гордостью академии является дирижер студенческого оперно-симфонического оркестра, а ныне солист оркестра Большого театра, профессор МГК им. Чайковского Владимир Керн. Наши студенты привозят призы с российских и международных конкурсов. Мы гордимся талантливыми музыкантами и стараемся довести их одаренность до совершенства. Залог нашего успеха — совместная дружная работа коллективов всех кафедр. Именно это обеспечивает Консерватории ГКА выход на международный уровень.
– Как же вам удалось сделать такую блистательную для женщины карьеру?
– Я не делала карьеры. Меня не стоит называть успешной, деловой. Это не так. Живу своей жизнью и покоряюсь предначертаниям судьбы. Больше всего на свете люблю музыку, научилась учить музыке других. И борюсь за существование музыки в правовом поле. Это моя жизнь, которая началась с пяти лет от роду.
Я побывала в Лужниках на концерте симфонического оркестра ГКА (дирижер — Владимир Керн) и рок-группы «Воскресенье» (художественный руководитель — Алексей Романов). Соло на арфе исполняла Янкелика Сушкова-Ирина. Впервые в истории арфового искусства специально для нее было сделано переложение музыки русского рока для арфы. Арфа и ...рок! Вот такой коктейль из рока и классической музыки. Словами не передать, надо слышать. Браво такому смелому прорыву! Браво всем, кто создал такую программу!
...Она стояла передо мной, красивая, стройная, с задорными зелеными глазами, скорее похожая на молоденькую студентку, нежели на профессора и декана вуза, исполненная потрясающего артистизма и энергии, сочетающая в себе столько разного и противоречивого. И было непонятно: она ли рождена для арфы, или арфа — для нее.
Беседовала Майя НЕМИРОВСКАЯ, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции