Тора и современность

 Ведущий рубрики — раввин Довид Карпов
 10 марта 2011
 3101

«Шабат хазак» — окончание книги «Шмот» Глава «Пкудей» —  «Вот исчисления» «Вот счета по скинии, шатра откровения, подведенные по повелению Моше трудом Левитов под руководством Итамара, сына Аарона, священника» («Шмот», или «Исход», 38:21) В этой главе подводится итог всей работе по сбору средств и изготовлению скинии (мишкана). Эта огромная работа, которая была проделана, учит нас в том числе и правильному отношению к деньгам и материальным ценностям. Совет большого праведника рабби Зуше из Аниполи будет тут как нельзя кстати.  

Чего нам на самом деле не хватает
Сказал рав Зуше из Аниполи: «Если человек заявляет, что у него нет денег, этому можно поверить. Но если он утверждает, что ему не хватает денег, — это откровенная ложь, потому что на самом деле ему не хватает чего угодно: ума, способностей, целеустремленности, наконец удачи, но только не денег.
Эти слова можно понять иначе: «деньги» — «кесеф» на языке Писания — означают также, что сильные чувства к Б-гу всегда имеются в сердце1, надо только уметь их раскрыть.
______
1 Как сказано («Берейшит», 31:30): «Ибо ты сильно истосковался по дому отца твоего». «Истосковался» — «никсафта» — от того же корня, что и слово «кесеф» — «серебро», «деньги».

Дополнительный отрывок
Суббота «Шекалим»  О пожертвовании 
«половины шекеля» — «махацит-га-шекель»
«Это дадут: каждый, подлежащий исчислению, половину шекеля, от священного шекеля (…) полшекеля — приношение Господу» («Шмот», 30:13)
Много толкований и комментариев связано с этой заповедью. Поскольку в Торе в связи с этим сказано: «выкуп за душу» (кофер-нефеш), то мудрецы видят в этом искупление греха золотого тельца. Причем сумма в «полшекеля» указывает на то, что в очищении и искуплении нуждается только одна «половина» человека — его животное начало. Вторая «половина» — его Б-жественная душа — всегда остается чистой и невинной. Внеси только «пол-шекеля», и вторую половину добавит Всевышний!
 

Глава «Ваикра» —  «И воззвал»
«…запах, приятный Б-гу» («Ваикра», или «Левит», 9:1)
Все жертвоприношения заканчиваются сжиганием частей жертв на жертвеннике, как сказано («Ваикра», 1:9): «…И воскурит священник все на жертвеннике: это жертва всесожжения, запах, приятный Господу». Почему Тора подчеркивает «запах, приятный Б-гу»? Запах имеет свойство давать о себе знать уже на расстоянии. Когда человек раскаивается и приносит жертву, от него исходит «запах» раскаяния и будущих добрых дел. Предвкушение всего этого и доставляет истинное «удовольствие» Творцу.
 

Глава «Цав» — «Вели»
«И вынесет (священник) пепел за пределы стана в чистое место…» (6:4)
В этом стихе содержится указание удалять пепел (дешен), который скапливается на жертвеннике в результате ежедневной храмовой службы, по мере его накопления. В святом деле даже «отходы производства» требуют чистоты и частично сохраняют свою святость. Подобно этому, даже тот еврей, который воспринимается нами как «отработанный материал» и находится «за пределами стана» — вне традиции и еврейства, сохраняет внутреннюю чистоту и святость и всегда может вернуться назад, к своим корням. Как сказано: «Да не будет отторгнут (на веки) ни один отверженный» («Шмуэль», 2-я книга 14:14)
 

«Бейт-Яаков»
«А глиняный сосуд, в котором она (туша жертвы) была сварена, должен быть разбит…»(«Цав», 6:21)
Глиняный сосуд, который вобрал в себя вкус запрещенной пищи, не может быть очищен каким-либо известным способом и подлежит разбиению. Только тогда он может считаться ритуально чистым. Еврей, который испытал вкус греха, должен побороть в себе порочные наклонности и преодолеть желание грешить. Только тогда он, мучимый угрызениями совести, с разбитым сердцем, может рассчитывать на исправление.
 

«Кли Якар»
Дополнительный отрывок
Суббота, «Захор»
«Помни, что сделал тебе Амалек»
Тонкая грань

В последнюю субботу перед Пуримом мы читаем отрывок из 5-й книги Торы — «Дварим», в котором говорится о том, как нам «встретился Амалек» на выходе из Египта и «охладил нас на пути» — «корха ба-дерех»2. Это выражение принято толковать как метафору в отношении служения Творцу.
Рабби РАШАБ предупреждал, что между холодностью, безразличием и прямым отрицанием Творца очень тонкая грань. Ведь Всевышний сравнивается в Торе с «всепожирающим огнем» — «эш-охела», как сказано («Дварим», 4:24): «Ибо Б-г — Он огонь пожирающий». Поэтому недостаточно просто читать молитвы и исполнять заповеди Торы. Необходимо все это делать с огнем веры и искренностью.
Наверное, по этой причине до того как открыться людям своего поколения, Баал Шем Тов любил благословлять еврейских детей необычным благословением: «будь горячим евреем» — «а варемер ид».
______
2 Буквально выражение «корха ба-дерех» переводится как «который случайно встретился тебе».
 

Глава «Шмини» — «И было на восьмой день»
«И дабы научить сынов Израиля» («Ваикра», 10:11)
Далее идет текст, что научить их следует тому, как «разделять между чистым и нечистым», причем и в духовном смысле тоже. Один хасид явился к рабби Менахем-Менделу из Коцка и «похвастался», что он «изучил весь ШАС» (весь Талмуд)3.
Однако на рабби Мендела это почему-то не произвело должного впечатления. В ответ он только поинтересовался: «А чему научил Талмуд тебя?»
_______
3 ШАС — аббревиатура выражения: «шесть разделов Мишны», включая и их обсуждение (гемара), т.е. весь Вавилонский Талмуд. 

Дополнительный отрывок
«Пара» — «Рыжая телица» (пара-адума)

«И сожжет эту корову... и возьмет пепел» («Бемидбар», 19:5)
Порядок жертвоприношений животных в Храме имеет аналогию в нашей внутренней духовной жизни. Сжигание «рыжей коровы» (на самом деле телицы) — это уничтожение животных влечений — «ецер-га-ра». Однако саму животную душу — «нефеш-га-багамит» — после того как она будет освобождена от дурных склонностей, тот самый «пепел», можно использовать потом для очищения.
Сборник «Ликутей-Тора»
 

К празднику Пурим (20.03.11)
Пост Эстер в четверг (17. 03.11)
Чтение свитка Эстер:
в субботу (19.03) вечером
и в воскресенье (20.03)  в течение дня


Совсем другая история
Обычно во время праздника Пурим Алтер Ребе сам читал свиток Эстер. Но однажды его сын, будущий 2-й Любавичский Ребе — рабби Дов-Бер, оказался на Пурим в другом местечке, и там был другой чтец. После окончания чтения Митл Ребе заметил, что история прозвучала совсем по-другому и у него создалось впечатление, что он слышит ее впервые. Но ведь до этого он каждый год слушал чтение свитка! Просто когда читал его отец Алтер Ребе, все воспринималось иначе — намного возвышеннее и глубже.
Если мы будем «правильно» слушать чтение Мегилат Эстер, мы наверняка услышим, что там написано также о нас, и обо всем нашем поколении и о скором чуде Избавления, как это было в те дни.

«А на награбленное не посягнули» («Эстер», 9:10)
Почему одна из заповедей Пурима предписывает раздавать помощь бедным — «подарки нуждающимся» — «матанот-ла-эвйоним»? Все в соответствии с принципом «мера за меру»: это им награда за то, что в свое время, когда Ахашверош позволил евреям защищать себя и даже захватывать имущество своих врагов, евреи не воспользовались этим, даже когда речь шла о сыновьях Амана, как сказано (9:10): «А на награбленное не посягнули». Даже самые бедные из них.
Ребе из Гура

«Есть один народ, среди других народов, рассеянный и разбросанный» («Мегилат Эстер», 3:8)
Почему сказано «рассеянный» и «разбросанный»? Ведь, казалось бы, это практически одно и то же? «Рассеянный» среди других народов, а «разбросанный» в смысле — «разобщенный», утративший внутреннее единство.
Эти слова стали одним из главных «аргументов», который использовал Аман, чтобы убедить Ахашвероша отдать ему на растерзание еврейский народ. Но на самом деле они были обращены не столько к царю Ахашверошу, сколько к властелину этого мира. Именно потому, что этот народ рассеян, да к тому еще и разобщен, поэтому (3:8): «Царю этого мира ничего не стоит бросить на произвол судьбы». Тем более что «царских законов они не исполняют» — не соблюдают заповеди Торы. Так закончил свою «обличительную речь» злодей Аман.
Но его коварным замыслам не суждено было осуществиться, поскольку и на этот раз еврейский народ нашел в себе силы раскаяться, вновь обрести единство и вернуться к Торе и традиции. Согласно устной традиции, в течение всего года евреи ревностно соблюдали все заповеди. Поэтому идеей единства и солидарности проникнуты все заповеди Пурима.
 

От одного чуда —  к другому чуду
Месяц адар (в этом году — 2-й месяц адар) недаром соседствует с месяцем нисан: ведь все это время чудес и спасения, о чем нам напоминают два праздника — Пурим и Песах, которые мы отмечаем в это время.
Не следуй за большинством на зло
«Не разноси ложного слуха; не поддерживай нечестивого, чтоб быть свидетелем в его неправом деле» («Шмот», или «Исход», 23:1)
«Не следуй за большинством на зло и не отзывайся в тяжбе, кривя судом, чтобы склониться к большинству» (23:2)
«И бедному не потворствуй в тяжбе его» (23:3)
«Отдались от неправды и невинного и правого не умерщвляй (своим ложным свидетельством), ибо Я не оправдаю виновного» (23:7)


В Торе нет ничего случайного, и все имеет значение: не только само содержание, но даже последовательность изложения событий. Вот как последовательно излагаются законы в главе «Мишпатим».
Как это нам знакомо: сначала непроверенные, или «ложные» слухи (шемуа-шав), а то и заведомо ложные сведения (двар-шекер), что на деле означает «поддерживать нечестивого, свидетельствуя в его пользу в неправедном деле» (эд-хамас). В результате оказывается, что мы «следуем за большинством на злое дело». И тогда мы оправдываем себя популистскими лозунгами: но ведь я борюсь за социальную справедливость, я отстаиваю интересы беднейших слоев населения, «потворствую бедному» (даль).
Впрочем, выражение «свидетель в неправедном деле» — «эд-хамас» — можно истолковать буквально, как «свидетель в пользу Хамаса». В таком случае это западная пресса, которая поддерживает «Хамас» и подобные ей террористические организации, считая их «законно избранными» представителями «палестинского народа». Именно к таким поборникам «справедливости» в первую очередь обращены следующие слова Торы (23:7): «Отдались от неправды и невинного и правого не умерщвляй (своим ложным свидетельством), ибо Я не оправдаю виновного». Так будет, пока не придет наш праведный Мошиах, который все назовет своими именами и будет «бичевать людские пороки», как сказано («Ишайя», 11:4): «…По правде будет судить он бедных, и решать справедливо дела кротких людей страны; и наказывать будет он землю бичом речей своих и духом уст своих умертвит нечестивого». Скоро, в эти дни!
 

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции