Правда о восстании в Варшавском гетто
Если спросить сегодня любого израильтянина, кто руководил героическим восстанием в Варшавском гетто, то ответ будет один: Мордехай Анилевич. Более осведомленные скажут: организация АЙЛ — «Иргун иегуди лохем» («Сражающаяся еврейская организация»). Ничуть не умаляя заслуг АЙЛ и его руководителя, давно пришло время разъяснить: ведущей организацией, которая начала восстание в Варшавском гетто и вела наиболее ожесточенные и успешные бои с фашистами на территории гетто, была совсем другая организация: АЦИ — «Иргун цваи иегуди».
Более того, члены этой организации совершили поступок, который должен был стать национальным еврейским эпосом. На нем должна была воспитываться израильская молодежь: они водрузили над гетто бело-голубой флаг. Только после четырех дней ожесточенных уличных боев немцам удалось снять этот флаг (который был вывешен вместе с красно-белым польским знаменем). Но ни о флагах, ни о борьбе АЦИ, ни о ее руководителях практически никому ничего неизвестно и ничего не написано. Почему? Ответ, увы, прост. АЙЛ состояла из группировок левого, социалистического направления и таких откровенно прокоммунистических, как «ха-Шомер ха-цаир». А в АЦИ входили ревизионисты — сторонники Зеэва Жаботинского из организаций Бейтар и ЭЦЕЛ.
Историческую правду попытался восстановить более чем через 60 лет после восстания в Варшавском гетто бывший министр от партии «Ликуд» Моше Аренс, в молодости являвшийся членом «Бейтара». В книге «Флаги над гетто», вышедшей в 2009 году, Аренс опубликовал результаты своего многолетнего исследования, которое поставило все на свои места. Но, как и следовало ожидать, эту книгу израильская пресса, в которой большинство составляют сторонники почившей «партии власти», попросту замолчала.
А дело в Варшавском гетто происходило так. 18 апреля 1943 года, за день до пасхального седера, руководителю АЦИ Павлу Френкелю стало известно, что немцы собираются начать тотальную акцию по выселению (то есть уничтожению) всех жителей гетто.
Информация эта не случайно попала именно к Френкелю. Он родился в Варшаве в 1920 году, в 18-летнем возрасте вступил в «Бейтар», а когда немцы оккупировали Польшу, стал одним из инициаторов создания в 1940 году АЦИ. Эта организация сумела завязать тесные связи с польским подпольем и потому, в отличие от АЙЛ, была намного лучше вооружена и информирована.
Как только сведения о готовящейся акции попали к Френкелю, он тут же отдал два приказа. Первый — немедленно передать информацию руководству АЙЛ. И второй — всем бойцам АЦИ получить оружие из тайных запасников и занять боевые позиции. В полдень того же дня два члена АЦИ — Яцек Айзнер и его подруга Алина — поднялись на крышу дома номер 7 на Морновской площади, где размещался штаб АЦИ, и вывесили два флага: красно-белый польский и бело-голубой еврейский. Эти флаги прекрасно было видно не только в гетто, но и на многих улицах Варшавы.
Здесь, вокруг дома номер 7 на площади Морновской, и произошли самые ожесточенные бои между евреями и гитлеровцами. В статье, опубликованной в ежегоднике музея «Яд ва-Шем», Моше Аренс подробно описывает сражения, начавшиеся 19 апреля 1943 года, когда немецкие войска вошли на территорию гетто, и участие в них двух еврейских организаций — АЙЛ и АЦИ. По утверждению Аренса, в гетто было четыре центра столкновения между еврейскими бойцами и немецкими солдатами. В трех из них действовали люди АЙЛ, в четвертом — на Морновской площади — бойцы АЦИ.
На основании свидетельств оставшихся в живых участников восстания Аренс делает вывод о том, что бои на Морновской площади были главным сражением в гетто. У АЙЛ и АЦИ была разная тактика. Обусловлена она была и уровнем подготовки бойцов этих организаций, и степенью их вооруженности. АЙЛ объединяла в основном членов сионистских молодежных организаций социалистического толка. Это были ребята с высокой мотивацией, но без какого-либо боевого опыта. К тому же у них было крайне мало оружия, в основном пистолеты и бутылки с зажигательной смесью.
В отличие от них руководство АЦИ имело опыт службы в польской армии и даже боевой опыт. Кроме того, в «Бейтаре», по указанию Жаботинского, предвидевшего ужасы Второй мировой войны, особое внимание уделяли военной подготовке молодежи. В распоряжении АЦИ было намного больше оружия, чем у АЙЛ, — не только пистолетов, но и винтовок и даже нескольких пулеметов. Обзавестись ими удалось благодаря связям с польским подпольем. Но, главное, бойцы АЦИ прорыли подземный тоннель, по которому и доставили оружие в гетто.
Вследствие этих различий тактика АЙЛ и АЦИ была ровно противоположной. Если бойцы АЙЛ старались не ввязываться в перестрелку с немцами, а наносили удар и исчезали в подземных бункерах, то бойцы АЦИ не только атаковали, но и вступали в бой, который длился порой несколько часов без перерыва.
Свое утверждение о том, что именно на Морновской площади произошло главное сражение восстания в гетто, Моше Аренс основывает на свидетельствах генерала СС Юргена Штрофа, руководившего подавлением восстания. Эти свидетельства содержатся в личном дневнике Штрофа и в показаниях, сделанных им во время тюремного заключения после войны.
По словам Штрофа, на Морновской площади его солдатам пришлось столкнуться с наиболее подготовленной и воинственной группировкой евреев. Штроф, естественно, не упоминает названия этой группировки, поскольку ему о ней ничего не было известно. Он лишь вспоминает, как ожесточенно и умело сражались евреи именно на этой площади. А флаги, вывешенные на крыше дома номер 7, вызвали особую ярость у немцев. По словам Штрофа, они были хорошо видны на улицах Варшавы, что привело к усилению повстанческих настроений среди поляков. Поэтому Г. Гиммлер лично дал Штрофу указание «снять эти флаги любой ценой».
Как это ни прискорбно, но в Варшавском гетто бойцы двух еврейских организаций сражались без какой-либо координации между собой. Моше Аренс дает этому объяснение. Факторов было много, в том числе и напряженные отношения между Френкелем и Анилевичем. Но главным образом сотрудничество не состоялось по вине АЙЛ. Заидеологизированные члены этой организации даже в условиях гетто, в преддверии неминуемой гибели, так и не смогли преодолеть своих политических предубеждений и вступить в союз с ненавидимыми ими ревизионистами, которых считали фашистами.
Если так себя вели приверженцы левых движений даже перед смертью и перед лицом общего врага, то излишне говорить о том, что происходило в Израиле в период практически безраздельного контроля над страной недавно почившей «партии власти».
Нынешний депутат от партии «Ликуд», глава всемирного «Бейтара» Дани Данон перечислил в одной из своих статей и другие попытки этой «партии власти» фальсифицировать историю. Данон приводит много примеров, в том числе умолчание роли бойцов ЛЕХИ и ЭЦЕЛ в борьбе с англичанами и участия в Войне за независимость целых рот бейтаровцев. Данон вспоминает и печально известный «Сезон», в ходе которого деятели той самой «партии власти» выдавали англичанам членов правого еврейского подполья.
Данон указывает, что в хайфском музее, посвященном тайной переброске евреев в подмандатную Палестину, в основном рассказывается о действиях левых, социалистических организаций и почти полностью замалчивается (есть только одна фраза на одном стенде) аналогичная деятельность «Бейтара». В книге «Огненный столб», по которой был снят знаменитый документальный фильм, тайной алие, организованной левыми, посвящена целая глава. А описанию точно такой же работы «Бейтара» — одна страница.
Хочется верить, что уход в небытие «партии власти», называвшейся на разных этапах своего существования МАПАЙ, «Авода», «Исраэль ахат», свидетельствует и об изменениях, происходящих в израильском обществе, которое становится более терпимым и либеральным. Можно надеяться, что после книги Моше Аренса и фильма по ней, который сейчас находится в работе, историческая справедливость будет восстановлена и израильской молодежи в школах будут рассказывать о героической борьбе не только Мордехая Анилевича, но и Павла Френкеля.
А по поводу партии «Авода» можно сказать словами литературных героев: «Мы прощаем тебе и фальсификацию истории, и другие прегрешения — умри с миром». Умри и никогда больше не восставай из небытия. Потому что эпоха социализма, победившего в одной, отдельной взятой стране, закончилась в Израиле навсегда.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!