Кто истинный богач?

 Янкл Магид
 14 апреля 2011
 2842

Начиная с Песаха и до Шавуота, евреи во всем мире учат трактат «Советы отцов». Мудрая и, казалось бы, простая для понимания книга. Один из первых «советов» я услышал много лет назад от реб Фоли, одного из стариков Виленской синагоги. – Кто богат? — спросил реб Фоля, поглядывая на меня сквозь толстые стекла очков, сильно увеличивающие его глаза. — Тот, кто доволен своей долей.  

Честно говоря, быть довольным своей долей у реб Фоли было мало оснований. Вся его семья погибла в гетто, сам он воевал, был ранен, а вернувшись на пепелище родного местечка, быстро оказался в сталинских лагерях.
– В этом мире нет насыщения, — продолжил реб Фоля. — Ребенок, рождаясь, приходит в него со сжатыми кулачками: весь мир мой. Ладони покойника безвольно раскрыты — он уходит, не взяв с собой ничего. Вся жизнь прошла в попытке насытить бесконечные аппетиты и страсти, но удовлетворение и спокойствие так и не наступили. Только человек, довольный тем, что выпало на его долю, и благодарный Всевышнему как за радости, так и за горе, способен понять, что такое истинные богатство и счастье.
С этим представлением о смысле «совета» я жил много лет, пока не наткнулся на комментарий рава Стайплера*. Комментарий начинался с притчи.
«Однажды умная и хитрая лисица набрела на виноградник. За высоким забором наливались розовым соком роскошные, крупные гроздья. Лиса долго рассматривала их через щелки в заборе, и пыль вокруг нее скатывалась в шарики от яростно брызжущей во все стороны слюны. После долгих поисков она обнаружила небольшую дырку и, неистово работая лапами, расширила ее. Теперь морда пролезала, но живот, живот застревал! Три дня постилась лисица, и когда снова подошла к норе, то сумела пролезть сквозь узкое отверстие и оказаться внутри виноградника.
О, что было потом! Потом в течение целого дня изголодавшееся животное объедалось, уминало, лопало, натрескивалось до полного изнеможения и отвала. Вечером, еле передвигаясь от сытости и довольства, подошла лиса к выходу. Понятое дело, раздавшийся от винограда живот наглухо запер отверстие, точно пробка бутылку. Делать нечего, пришлось бедной лисе снова поститься три дня. Очутившись на свободе, она села напротив виноградника и завыла, не утирая катящихся по морде слез:
– Виноградник, виноградник! Для чего ты создан!? Нет от тебя ни радости, ни удовольствия! Голодной пришла я в тебя и голодной ухожу. Все мои усилия, все труды, все радости обладания оказались напрасными.
В это время шел мимо лев. Бросилась к нему лисица и потребовала ответа:
– Ты царь зверей, управляешь этим миром. Объясни мне, для чего построили виноградник? Для чего насадили в нем пробуждающие аппетит и желание плоды, но окружили его забором?
– Глупое ты животное, — сказал лев, выяснив подробности. — Вместо того чтобы обжираться до отвала, нужно было собрать самые лучшие кисти и перекинуть их через забор. Одну за другой, одну за другой. А потом, выбравшись наружу, насладиться трапезой».
– Смысл притчи прозрачен, — продолжает рав Стайплер. — Человек приходит в этот мир, как младенец, со сжатыми кулачками. Все мое, я хочу вкусить всех богатств мира. Но, подобно лисице в винограднике, взять с собой он не может ничего. Недалекий человек быстро проживает свою жизнь, гонясь за призрачным счастьем, и уходит с безвольно раскрытыми ладонями. Счастье, подобно горизонту, всегда убегает, оставаясь недосягаемым.
Умный же всю жизнь трудится, перебрасывая через забор самые сочные кисти. Исполняя заповеди, он создает себе долю в будущем мире, которой сможет насладиться, когда дух, протиснувшись через оковы плоти, снова окажется на свободе.
Душу не обманешь, душа знает куда больше, чем осознает разум. У того, кто не заботится о будущем, не может быть ни радости, ни счастья, каким бы огромным богатством он ни обладал. Душа, скорбящая о том, что нет у нее доли в будущем мире, никогда не будет довольной, ее маета и раздражение не дадут богачу покоя. И лишь тот, кто усердно перебрасывает кисти через забор, чувствует себя богатым и поэтому доволен своей долей, не только той, что выпала ему в этом мире, но и той, что ожидает его в будущем. Он и есть истинный богач, хоть и кажется недалеким людям бедняком.
Янкл МАГИД, Израиль
_____
*Рав Стайплер — раввин Яаков-Исроэль Каневский. Родился в 1899 году в Украине. Умер в 1985 году, в Бней-Браке, Израиль. Прозвище «Стайплер», под которым он стал известен всему еврейскому миру, происходит от названия его родного местечка — Горностайполь. Его главное сочинение — книга «Кеилот Яаков» — охватывает весь Вавилонский Талмуд, до сих пор остается одним из фундаментальных пособий по изучению Талмуда в ешивах Израиля и диаспоры.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции