Игра «на разрыв аорты»

 Яков Коваленский
 14 апреля 2011
 3893

За последние годы на концертной эстраде появилось много талантливых молодых скрипачей. Они имеют успех у публики, но среди них почти нет личностей. Поэтому отрадным стало появление на фестивале «Декабрьские вечера»-2010 венгерского скрипача Кристофа Барати. Его можно сравнить только с великими музыкантами прошлого. Кристоф Барати несколько раз выступал в Москве (см. «Алеф» № 989), и публика полюбила его. Как правило, он играет сложные и редкие произведения и не гонится за дешевой славой.  

Судьба музыканта не совсем обычна. После выступлений на нескольких престижных международных конкурсах, где молодой скрипач занял призовые места, он прекратил концертную деятельность и занялся углубленным изучением музыки и скрипичного репертуара. Занимался с профессором Э. Вульфсоном, учеником И. Менухина и Н. Мильштейна. Спустя несколько лет Кристоф снова начал концертировать. Он исполняет произведения Баха, Паганини, а также редко звучащих композиторов. Такая же сложная программа была у скрипача на концерте в рамках «Декабрьских вечеров», которые традиционно проходят в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Музыкант исполнил сочинения для скрипки соло: Партиту Баха № 2, сонаты Изаи и Бартока и Вариации для скрипки соло Генриха Эрнста «Последняя роза лета». Исполнение Партиты Баха было необыкновенно ярким: казалось, что играет оркестр. Скрипка звучала мощно и насыщенно. Как правило, Кристоф играет на скрипке Гварнери дель Джезу, но для концерта в музее выбрал скрипку Страдивари под названием «экс-Леди Хармсворт», обладающую изумительно красивым звуком. Во время концерта создавалось впечатление надвигающего звукового «шторма», а скрипач при этом управлял звуковым потоком.
Барати свойственна созерцательная манера поведения на сцене, его эмоции передаются только через музыку — никаких внешних эффектов. Финал Партиты — знаменитая «Чакона» — прозвучал трагически и создал у слушателей ощущение катарсиса. Все свои переживания и чувства скрипач передает слушателям с помощью своего инструмента, он единоличный проводник воли композитора. Ему не так важен оркестр, фортепиано, другие музыканты, его высшие достижения — в сольной скрипичной игре. В этом он неподражаем!
Если в Партите Баха Барати академичен в высшем значении этого слова, и при этом никакой аутентичности, а музыка звучит так, как она и должна звучать в XXI веке, то в Сонате Изаи № 2 скрипач предельно романтичен. Тон скрипки совершенно другой, эмоции захлестывают, а красота звука вызывает восторг. Скрипка стонет от вихря чувств. Но при этом потрясающая кантилена, которая всегда была отличительной чертой русской скрипичной школы. Как говорил когда-то своим ученикам профессор П.С. Столярский, «играйте, предвкушая!» Как это делать, сейчас уже никто не знает и не умеет, а Барати сумел. Возможно, он воспринял это от своего учителя — профессора Вульфсона, который в свое время уловил этот стиль у своего педагога Натана Мильштейна, одного из лучших учеников Столярского. Сам Мильштейн был одним из прекрасных исполнителей партит и сонат Баха, а сонаты Изаи изучал с автором. Будучи уже известным концертирующим музыкантом, Натан Мильштейн прекратил выступления и уехал в Бельгию, чтобы заниматься с Изаи. Вот такая связь времен и перекличка поколений…
Затем Барати сыграл сонату Б. Бартока, созданную композитором в 1944 году, незадолго до своей смерти. Она была написана для И. Менухина и посвящена ему. Сложнейшая музыка, трагическая, насыщенная диссонансами. Менухин сделал свою редакцию этой сонаты и успешно исполнял ее. Но Барати играл более сложный, авторский вариант. Соната по форме напоминает баховские скрипичные сонаты: начинается с чаконы, которая переходит во второй части в большую фугу, затем звучит красивая мелодия. Все завершается вихревым presto. Как будто Барток хотел показать, как писал бы Бах, если бы жил в трагическую эпоху середины XX века. Барати эта музыка близка, это «его композитор», родной ему по духу. Он исполнил сонату Бартока с большой экспрессией. Как когда-то писали про исполнение старых музыкантов, играл «на разрыв аорты». Но в то же время с безупречной кантиленой и роскошным legato, которому могут позавидовать даже певцы. В зале стояла напряженная тишина: только так и можно слушать эту музыку.
Последним в программе было редко исполняемое произведение чешского композитора Генриха Вильгельма Эрнста (1814–1865) «Последняя роза лета» — интродукция, тема и вариации для скрипки соло на тему ирландской песни. Эрнст по происхождению еврей, родился в г. Брно (Моравия), учился в Венской консерватории и прославился на весь мир своей виртуозной игрой. Сам Паганини восхищался им и разрешал исполнять свои сочинения. Эрнст сочинял в основном сложнейшие виртуозные скрипичные пьесы и сам играл их. По своему эмоциональному воздействию на публику он не уступал самому Паганини. Его игру высоко ценили Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон и И. Иоахим. Одной из сильнейших сторон игры Эрнста была насыщенная кантилена. После смерти Паганини соперников на концертной эстраде у него в те годы не было. Его прозвали «моравский Паганини».
В 1847 году Эрнст приезжал на концерты в Россию. С него начинается великий поток еврейских скрипачей-виртуозов XIX и XX веков: Иоахима, Ауэра, Крейслера, Полякина, Хейфеца, Эльмана, Цимбалиста, Флэша, Губермана, Шеринга, Мильштейна, Стерна, Ойстраха и других.
В наше время сочинения Эрнста исполняются очень редко из-за их необычайной сложности. Барати с блеском преодолел все технические трудности и феерически исполнил «Последнюю розу лета». Несмотря на то, что многие вариации чрезвычайно сложны и требуют большой виртуозности, кантилена скрипача была беспредельной. Изумительный тон скрипки и ее мощный звук заполнили зал. На бис скрипач сыграл другое сочинение Эрнста: его обработку песни Шуберта «Лесной царь». Это также сложнейшая пьеса, требующая не только выдающейся скрипичной техники, но и умения выделить все голоса — и отца, и ребенка, и все это на фоне безудержной скачки на коне.
Когда песню исполняют певцы, воспроизвести эпизод скачки очень сложно, так как нужно иметь правильное дыхание и отличную артикуляцию. Эрнст мастерски все это перенес в скрипичную партитуру. А Барати с легкостью преодолел все подводные камни обработки Эрнста и сыграл так, что у слушателей дух захватило. В его игре были слышны даже речевые обороты и вскрики несчастного ребенка. Да, этому венгерскому скрипачу подвластно все! Затем были исполнены на бис Largo Баха и Каприс № 17 Паганини. В этих пьесах Барати был в своей стихии. Под его смычком виртуозная музыка Паганини обрела ясность, легкость и очарование, а музыка Баха для скрипача — радость жизни.
Своей игрой музыкант напоминает великих скрипачей прошлого, он несет людям послание: «Жизнь прекрасна!» Старейшая скрипачка Ида Гендель написала о Барати: «Кристоф действительно один из самых талантливых скрипачей, и не только своего поколения. Он обладает уникальной красотой тона и природной музыкальности, а также вкусом и изяществом». Какое счастье, что Б-г создает такие таланты.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции