РОЗАЛИН ТЮРЕК, МУЗЫКАНТ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 6585
Тюрек прожила долгую и богатую событиями жизнь. Она родилась в 1914 году в Чикаго, в семье иммигрантов из Санкт-Петербурга. Ее дедушка был известным кантором в Киеве, а отец — ученым, исследователем Талмуда, и первым языком Р. Тюрек был идиш
Тюрек прожила долгую и богатую событиями жизнь. Она родилась в 1914 году в Чикаго, в семье иммигрантов из Санкт-Петербурга. Ее дедушка был известным кантором в Киеве, а отец — ученым, исследователем Талмуда, и первым языком Р. Тюрек был идиш. Ее учителями в раннем детстве были еврейские иммигранты, и один из них, Леон Черемин, указал на необычайную музыкальную одаренность девочки. В 16 лет она поступила в Джульярдскую школу в Нью-Йорке, лучшую в США, ее педагогами были София Бриллиант-Ливен и Ольга Самарова, в прошлом выпускницы Петербургской консерватории. В 22 года Тюрек выступила в Карнеги-холл — главном концертном зале Америки, где сыграла Второй фортепианный концерт Брамса с Филадельфийским оркестром под руководством Ю. Орманди. Началась интенсивная и блестящая карьера пианистки-виртуоза. С юности у Р. Тюрек был особый интерес к музыке Иоганна Себастьяна Баха, и постепенно его сочинения стали основой ее репертуара. До 50-х годов Тюрек в основном выступала на американском континенте, ее дебют в Европе состоялся в 1947 году в Копенгагене. Игра Тюрек вызывала всеобщее восхищение — и широкой публики, и самых строгих критиков. За ней укрепилось имя «верховная жрица Баха». Ее игра отличалась необычайной виртуозностью и мощью, но, что еще более важно, поэтичностью и одухотворенностью. В России Р. Тюрек была известна мало. В советское время пластинки и СD сюда не доходили, а фирма «Мелодия» почти не интересовалась гениальными зарубежными исполнителями, тем более американскими. И только в 1995 году ситуация изменилась. Тюрек приехала в Петербург, где дала два концерта в филармонии и мастер-класс в консерватории. Она играла только сочинения Баха. Успех был феноменальным: по окончании каждого концерта следовали 20-минутные овации и многие люди рыдали от восторга. Как сказала сама пианистка, это было не путешествие в Россию, а возвращение к истокам ее творчества и жизни — на родину родителей и учителей. «Я переполнена эмоциями, я испытываю огромные чувства, как будто снова вернулась на эту сцену. Я оказалась в такой роскошной атмосфере. Здесь основа моего музыкального и артистического мироощущения», — говорила Р. Тюрек журналистам. Тюрек произвела переворот в исполнительской пианистической культуре второй половины прошлого века. По существу, она вывела исполнение Баха на концертную эстраду и подняла исполнительский стиль на небывалую высоту. Тюрек написала трехтомный труд «Введение в исполнение Баха», она изучала его рукописи, играла его сочинения на фортепиано и клавесине, стараясь максимально приблизиться к замыслу композитора и проникнуть в его творческую лабораторию. Тюрек основала оркестр, с которым выступала в 1960-1972 годах, исполняя концерты Баха и Моцарта. Ее игра никогда не была сухой и формальной. Она была согрета чувством любви и преклонения перед гением Баха, Шуберта, Мендельсона, Брамса. Она первая ввела в практику исполнение музыкальных сочинений по рукописям, а не по современным изданиям, нередко искажающим первоначальный замысел композиторов. Тюрек сделала четыре записи Гольдберг-вариаций Баха на фирме VAI, одна из них сделана во время концерта в Петербурге. Именно эта запись и была признана одним из лучших дисков XX века и получила многочисленные призы. В разные годы Тюрек была профессором Мэрилендского и Колумбийского университетов, Джульярдской школы, Филадельфийской консерватории, почетным доктором Оксфордского университета в Англии. Скончалась Розалин Тюрек 17 июля 2003 года в возрасте 89 лет. Вечер ее памяти вел раввин Давид Познер, близкий друг Тюрек. Он рассказал о том, какой вклад она внесла в исполнительское искусство XX века, и подчеркнул духовное величие ее личности, религиозный подтекст ее исполнительства. В последние 20 лет жизни Р. Тюрек очень интересовалась религиозными вопросами и неоднократно обсуждала их с раввином. Аудио- и видеозаписи артистки, сделанные на фирмах VAI и EMI, можно рассматривать как ее духовное завещание. Никогда еще мир не знал подобной музыкальной карьеры, и вряд ли скоро появится такой исполнитель. Сама пианистка говорила о себе так: «Розалин Тюрек, музыкант». Этим сказано все.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!