Под знаком «Интеграла»

 Татьяна ЛАРИНА
 23 июня 2011
 5212

Передачи «Русской службы новостей» (РСН 107.0) пользуются большой популярностью у радиослушателей. Несмотря на поздний час, в студию к ведущему передачи, рок-музыканту Игорю Сандлеру, дозваниваются многочисленные любители рок-музыки, чтобы пообщаться со знаменитыми гостями Игоря Борисовича. Эта передача, гостем которой был легендарный Бари Алибасов, не стала исключением. Имя Бари Каримовича для многих ассоциируется с группой «На-На», но сначала был «Интеграл».  

 Твист  «Весенний дождь»
Первый и единственный альбом группы «Интеграл» назывался «Мутанты». Но это произошло много позже. А начиналось все летом 1965 года, когда в закрытый город Усть-Каменогорск приехали два молодых обаятельных парня. Одного звали Миша Арапов, другого — Борька Алибасов. На самом деле Алибасова звали Бари, но в советское время национальные имена трансформировали под русские. Молодые люди только что окончили 11-й класс школы № 232 на железнодорожной станции Чарск, расположенной на границе Алтая и Казахстана.
Оба парня поступили в Усть-Каменогорский строительный институт, а к концу учебного года создали при студенческом клубе джаз-квинтет «Интеграл». Первой песней ансамбля стал твист «Весенний дождь». Успех нового квинтета был стремительным. На танцы во Дворец металлургов, где играл «Интеграл», попасть было очень сложно…
Спустя несколько лет, в 1969 году, группа отправляется на гастроли по Казахстану, которые финишируют в Алма-Ате под восторженный прием зрителей. «Интеграл» олицетворяет новую молодежную музыкальную религию «БИГ-БИТ». А в конце того же года Алибасов добровольно уезжает в армию, причина обычная — шерше ля-фам… Выполнив свой воинский долг, в конце 1971 года Борис возвращается в Усть-Каменогорск, где возрождает к жизни «Интеграл». Так закончились детство группы и юность Бориса Алибасова. Именно тогда он осознал, что имеет право на собственное татарское имя Бари, данное ему родителями. Но и здесь случился парадокс: когда в афише вместо «Борис» появилось «Бари», газета «Лениногорская правда» написала: «Алибасов так преклоняется перед западным рок-н-роллом, что даже простое русское имя Боря сменил на иностранное Бари».
В 1974 году в Казахстане впервые прошла аттестация артистов. «Интеграл» был аттестован Министерством культуры Казахской ССР как вокально-инструментальный ансамбль со ставкой 5 рублей 50 копеек. Знаменательное событие! «Интеграл» стал первой группой, избравшей новый музыкальный язык — от блюза и кантри до тяжелого и джаз-рока. Это была единственная профессиональная «рок-группа» в СССР. Такого статуса в Министерстве культуры группа «удостоилась» лишь потому, что ее стиль, ее сценический образ не вписывался в рамки ВИА даже в умах чиновников. Поэтому в министерском реестре в разделе «Рок-группы» числился лишь одинокий «Интеграл». А выступления группы были поистине уникальны для советской сцены. Впервые не только в СССР, но, как потом выяснилось, и в мире музыканты применяли самые необычные для того времени сценические выразительные средства, такие как кино, свет, пиротехника, абсурдная пластика, объемные декорации, цирковые трюки, образные костюмы и даже стереофоническое перемещение звука.
Успех «Интеграла» и в России и в Советском Союзе был ошеломляющим. В 1979 году группа впервые появляется на телевидении и радио, несмотря на категорический запрет со стороны политических органов. Позже «Интеграл» становится лауреатом первого рок-фестиваля «Тбилиси-80».
Из «Интеграла» вышло много замечательных музыкантов: Сергей Серебрянский — конферансье, составивший после «Интеграла» дуэт с Ильей Олейниковым, известный теперь как «Городок». Юрий Ильченко стал лучшим гитаристом 1981 года и легендой ленинградского рока. И, конечно, Игорь Сандлер, создавший впоследствии классик-рок-группу «Индекс 398»…
В 1981 году закончился период «Интеграла». Того самого, чьи концерты охраняли пограничники с собаками, а прорваться на выступления которого можно было только боем. Того самого, который перевернул сознание многих советских музыкантов. Эти музыканты, впоследствии ставшие звездами и символами перестройки и новой России, рассказывают о первой встрече с «Интегралом» как о потрясшем их событии. Игорь Сандлер не стал исключением.

Как лысина стала символом «Интеграла»
Подробности об «Интеграле» — в беседе Игоря Сандлера с его ночным гостем Бари Алибасовым:
– Сегодня у меня в гостях мой близкий друг и учитель, основатель легендарной группы «Интеграл», в которой мне посчастливилось работать, Бари Алибасов. Мы поговорим о старых добрых временах, когда зарождались советский рок и группа «Интеграл».
– Мне кажется, мы получали тогда за работу гораздо больше, чем получают сейчас. Сейчас получают деньги, а мы получали гигантское удовольствие. В этом для нас был смысл жизни. Помнишь, после каждого концерта на последних аккордах, повернувшись затылком к залу, мы говорили, например: «Киев взят!», «Пенза взята!», «Куйбышев взят!» В зале были истошные вопли и крики, а мы потом еще минут 20–30 работали на бис.
– И вдвойне приятно было то, что слава бежала впереди нас. Тогда ведь не было ничего — ни телевидения, ни рекламы, ни передач по радио. Помню, из Владивостока нам звонили: «По два концерта в будни и по три в выходные можно?» — «Можно!» Через три дня звонят: «Все билеты проданы, можно по четыре концерта в выходные?» — «Можно!» — «А можно пятый концерт продать в 9 утра?» Бари говорит: «Ну, можно».
– Смешно, люди шли на концерт в 9 утра! Когда я выходил первым на сцену, то стоял, обалдев, — люди, расфуфыренные, намазанные, накрашенные сидели в зале!
– Бари, скажи, пожалуйста, откуда ты черпал идеи?
– У меня это было с детства. Помню, в 1960-м моя одноклассница танцевала в школе индийский танец на концерте самодеятельности. Я украл на железной дороге разноцветные линзы от светофоров, сделал выключатели и сидел, по очереди втыкал в розетку разные фонарики. Она танцевала на высокой тумбе, а я подсвечивал. В зале был шок! А помнишь, когда ты в первый раз появился с лысиной? У нас у всех были длинные волосы, и мы эти волосы прятали в воротнички. И на худсовете стояли, как истуканы, чтобы никто не увидел наши длинные волосы. И вдруг в Анапе я стою на балконе, а ты идешь в гостиницу совершенно лысый. У меня чуть сердце не рухнуло от страха. Лысыми были отбросы общества. Я думал, как выйти из положения, и мы тебе так скромненько и трусовато надели шляпу. А потом, когда вся сцена ходила ходуном, ты снял шляпу и бегал под стробоскопом в костюме инопланетянина, с сачком и абсолютно лысый. Это был полный абсурд! А в зале кричали: «Лысый! Лысый! Давай!»Потом Зоя Тимофеевна Ларионова из Саратовского обкома партии вызвала меня по поводу того, чтобы приговорить к показательному расстрелу на Красной площади. А твоя лысина стала символом «Интеграла».
– Бари, давай поговорим о фестивале «Тбилиси-80». Это был единственный рок-фестиваль в СССР, и именно тогда все рок-группы собрались вместе и познакомились друг с другом. Кто нас пригласил на этот фестиваль?
– Мы были единственной профессиональной рок-группой в Советском Союзе. А все, кто приехал на тбилисский фестиваль, были самодеятельными группами. У них и аппаратуры почти не было. А помнишь, какое правило было в Москонцерте? Никогда никому ничего не давай! А мне было чрезвычайно интересно, что же они играют. Особенно мне понравились выступления «Машины времени», Гунара Грапса — это был настоящий блюз высокого качества. А когда начала выступать группа «Аквариум», председатель Юрий Саульский закричал: «Закройте занавес!» После выступления «Аквариума» у меня полностью изменилось отношение к участникам фестиваля. Я понял, что здесь яркие творческие личности, которые своей неповторимостью создают новую эпоху в нашей стране.
– После «Интеграла» появилась масса разных направлений и новых групп — и рок, и поп, и шансон, и классика. «Интеграл» был школой жизни. В работе с тобой люди закаливались, потому что ты вынимал все самое лучшее, что было у нас внутри.
– Конечно, я всегда говорил: «Или в цинковом гробу домой, или ты становишься профессионалом».
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
В статье использованы материалы сайта: http://www.na-nax.com/ru/integral/46/59.html



Комментарии:

  • 26 ноября 2012

    Гость

    Согласна с Вами - на 100%. Но и Игорь Сандлер - тоже мощный рок-музыкант, продюсер и артист.

  • 25 ноября 2012

    Гость

    уникальная личность этот Бари.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции