Даниил Крамер: джаз + рок + классика

 Татьяна ЛАРИНА
 10 ноября 2011
 3135

Пианист Даниил Крамер — обладатель Европейской премии им. Густава Малера и почетного места в Книге рекордов Гиннесса, заслуженный артист России. Французская пресса называет его «циркачом на клавишах» и «виртуозом классики и джаза», английская — «неистовым джазменом» и «профессором ритма», немецкая — «колдуном клавиатуры», российская — «Б-гом импровизации». Подробности – в рубрике «Список Сандлера».  

Прошлый выпуск «Алефа»был посвящен открытию Общественно-культурного музыкального центра Игоря Сандлера, на котором был дан старт его проекту «Революция». К этому проекту мы еще вернемся. А пока вновь заглянем в ночную студию «Русской службы новостей» (РСН 107.0). На этот раз гостем ведущего программы «Молочные братья» был пианист Даниил Крамер — обладатель Европейской премии им. Густава Малера и почетного места в Книге рекордов Гиннесса, заслуженный артист России, открывший в Московской консерватории впервые за всю историю ее существования класс джазовой импровизации, создатель всемирно известных сборников джазовых пьес. Французская пресса называет его «циркачом на клавишах» и «виртуозом классики и джаза», английская — «неистовым джазменом» и «профессором ритма», немецкая — «колдуном клавиатуры», российская — «Б-гом импровизации».
А что рассказал Крамер о себе сам?
Слово гостю передачи Даниилу Крамеру:

«Я не любил джаз. А потом я влюбился…»
Я был нормальный советский ребенок. Пошел по нормальному пути, то есть в детскую музыкальную школу. Музыке учусь с трех с половиной лет. Как мне рассказывала мама, она вызвала к нам флейтиста — хотела проверить, способен ли я к музыке. Дело в том, что моему брату слон на ухо наступил, да и папе тоже. А мама в детстве была пианисткой. За месяц я выучил все, что мне задали. Стало ясно, что меня надо учить музыке. В школе я стал нормальным «классиком», потом перешел в специальную музыкальную школу. Тогда мама меня предупредила, что на этом мое детство заканчивается (я был тогда в 4-м классе), придется завязать с футболом и баскетболом. Я сделал выбор. Стал учиться классике и не слушал джаз. Я даже не любил джаз.
А потом… На первом курсе я влюбился, а моя девушка как раз очень любила джаз. Она повела меня в киноконцертный зал «Октябрь» на концерт Леонида Чижика. С ним мы учились в Харькове в одной школе, только он был значительно старше меня. После окончания школы он уехал в Москву, в те годы имя Леонида Чижика уже гремело. Тогда это был первый джазовый пианист советской страны. Итак, моя девушка купила билеты и повела меня на концерт. Я сопротивлялся, как мог, но пришлось пойти. Приготовился три часа скучать, а вышел с отвисшей челюстью, потому передо мной сидел совершенно фантастический музыкант, играющий в разных стилях — от классики до джаз-рока и рока. Причем элементы всех стилей использовались абсолютно свободно. Моя учительница помогла мне познакомиться с Чижиком.

«Каждый слышит, как он дышит»
С этого момента начался мой приход в джаз, причем произошло это весьма трагично. К тому моменту я уже был лауреатом всяких классических конкурсов, пришел с задранным носом в полной убежденности, что сейчас меня признают гениальным и что учиться мне почти ничему не надо. Но не тут-то было! Чижик мне выдал по полной программе. После этого я понял, что джаз — это трудная и серьезная музыка, а тот, кто владеет джазом, без проблем входит и в рок, и в джаз-рок, и в любую эстраду. Собственно, так со мной и произошло — я прошел все. Владея джазом, я легко вливался в блюз, черный джаз, любые ВИА. Чижик меня вывел на человека, которого мало кто знает, — Георгия Бахчиева. Он был джазовым функционером, занимался фестивалями. Бахчиев и направил меня на первые мои джазовые фестивали. С этого началась моя джазовая карьера.
Я понял, что не хочу считать себя ни классическим музыкантом, ни роковым, ни джазовым. Я — просто музыкант. Для меня любое произведение — это картина, и я рисую ее разными красками. Желтая — это рок, красная — классика, синяя — джаз. Я беру ту краску, которая мне сейчас нужна для картины, и использую ее. Казалось бы, должна получаться сугубая эклектика, и у многих это так и получается, но тут есть принцип, который когда-то сформулировал Булат Окуджава: «Каждый слышит, как он дышит».
У Ильфа и Петрова есть такая сцена, когда Бендер с компанией лежат в канаве, а мимо них несется автопробег. Остапу казалось, что жизнь, сверкая фарами, проносится мимо. И вот когда я был в классике и услышал джаз, мне стало казаться, что жизнь, сверкая фарами, проносится мимо. Потом, когда я ушел в джаз и бросил классику, мне опять стало казаться, что жизнь проносится мимо. Так же было с джаз-роком и роком. Я никак не мог смириться с тем, что сижу в одной комнате, а остальные двери для меня закрыты. Я хочу жить в очень большом доме, чтобы все комнаты были открыты…

Вместо эпилога
В середине 1980-х, когда я еще был полуклассиком, я написал произведение, которое назвал «Кредо» («Верую»). Я верил, что именно так нужно играть, так нужно смешивать музыкальные стилистики. Там смешиваются Бах, Бетховен и джаз-рок. У меня написана пара глав «Учебника импровизации», но на этом работа остановилась. Я не могу писать книгу каждый день, потому что у меня каждый день концерты и гастроли. Что поделаешь — живу в поездах и самолетах…
Записала Татьяна ЛАРИНА



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции