Медаль за город Будапешт

 Давид Шехтер
 10 ноября 2011
 2756

Сегодня в Германии проживают около 70 тысяч детей еврейских эмигрантов из стран СНГ. Если в национальном смысле их предоставить самим себе, то через несколько лет в Германии может произойти новая мини-Катастрофа — подавляющее большинство этих ребят окажутся потерянным для еврейского народа. Тут следует подчеркнуть, что речь идет о талантливой молодежи, не жалеющей усилий, чтобы завоевать место под солнцем. Приведу лишь один пример. Полный аттестат зрелости получить сегодня в немецкой школе совсем не просто — всего 40% немецких школьников заканчивают с ним среднюю школу. Среди детей бывших «русских» немцев, репатриировавшихся после развала СССР в Германию, этот показатель чуть больше 10%. А у еврейских школьников из русскоговорящих семей — более 90%!

Эти ребята ищут сейчас свою национальную идентификацию. Они не считают себя немцами, наоборот, обижаются, когда слышат подобное утверждение. Они и не русские — с русской культурой их объединяет разве что язык общения с родителями. А с евреями их связывает только происхождение — их знания об Израиле и иудаизме достаточно лапидарны и случайны.
В Еврейском агентстве, прилагающем сегодня значительные усилия для борьбы с ассимиляцией евреев в диаспоре, решили не бросать этих ребят и девушек на произвол судьбы. Два года назад по распоряжению Натана Щаранского в Сохнуте был создан специальный отдел по работе с русскоговорящими евреями Германии, который возглавил Михаил Едовицкий. И в течение короткого времени Сохнут начал вести с русскоговорящей молодежью Германии активную работу. Одной из форм этой работы является организация ежегодных студенческих конференций.
Первая такая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Теодора Герцля, состоялась в декабре прошлого года в Веймаре. В ней приняли участие 350 русскоязычных студентов, занимающихся в университетах немецкоязычных стран — Германии, Австрии и Швейцарии. Вторая, посвященная 50-летию суда над Эйхманом, прошла 22–25 сентября этого года в Будапеште.
– Мы решили провести эту конференцию в Будапеште, потому что Будапешт — последний город, где Эйхману и его зондеркоманде удалось осуществить массовую депортацию евреев, — говорит Михаил Едовицкий. — В течение шести недель лета-осени 1944 года они отправили в лагеря смерти, в основном в Освенцим, около 450 тысяч венгерских евреев. Практически все евреи венгерской провинции погибли, спаслась только часть обитателей Будапештского гетто — адмирал Хорти, еще находившийся летом 1944-го у власти, окружил территорию гетто венгерскими солдатами и не позволил Эйхману вывести оттуда евреев. Процесс над Эйхманом стал вехой в истории Израиля, коренным образом изменив отношение израильтян к Катастрофе и к диаспоре. Я должен особо отметить, что число желающих принять участие в конференции намного превышало число запланированных нами 250 мест. Записались и стояли в очереди более тысячи молодых людей. Но, к сожалению, бюджетные ограничения не позволили нам пригласить всех.
Программа конференции была насыщенной — лекции и семинары следовали один за другим. Михаилу Едовицкому удалось привлечь к работе в конференции Эфраима Зурова — главу израильского филиала Института Симона Визенталя; двух свидетелей, дававших показания на процессе Эйхмана, — Авраама Авиэля и Йосефа Кляймана; главу отдела МИДа Якова Ливни, главу парламентской коалиции, депутата кнесета Зэева Элькина и других интересных людей.
Расскажу о нескольких наиболее запомнившихся мне моментах конференции. Все мы, конечно, много знаем о Катастрофе. А уж тем более те, кто живут в Германии. Вот что рассказал мне Евгений из Берлина:
– В немецкой школе просто промывают мозги по поводу нацизма и Катастрофы. Но когда Авраам Авиэль рассказал, как на его глазах убивали всю его семью, многим ребятам стало не по себе. Да и как можно остаться равнодушным, услышав такое: «Расстрелянные в упор падали на еще теплые тела тех, кого убили перед ними. И не разразился гром небесный, молния не поразила убийц, земля не разверзлась под их ногами. Солнце сияло весь день, ветерок был ласковым, и с поля, примыкавшего к лесной опушке, где проходила акция, доносился аромат свежескошенного сена. А в яме трупы громоздились на трупы…»?
Зеэв Элькин пользовался особой популярностью на конференции. Ее участникам впервые довелось вот так, накоротке, пообщаться с одной из видных фигур израильской политики, получить из первоисточника ответы на свои вопросы. Но кроме вопросов, касавшихся, естественно, германо-израильских отношений и современной политической ситуации (конференция проходила в дни палестинской атаки на ООН), Элькин прочитал интересную лекцию о том, какое влияние Катастрофа оказала и продолжает оказывать на решения израильских лидеров.
В качестве примера он привел решение Бен-Гуриона в срочном порядке репатриировать в Израиль все еврейские общины арабских стран. До Катастрофы никто не мог представить себе, что можно уничтожить целые общины. Решение Бен-Гуриона оказало колоссальное влияние на всю жизнь современного Израиля.
Еще один пример — создание правительства национального единства перед Шестидневной войной. Насер грозился сбросить евреев в море, и в Израиле всерьез опасались возможности второй Катастрофы. В результате этого решения министром обороны был назначен Моше Даян, настоявший на нанесении превентивного удара по арабским армиям, что привело к молниеносному завершению войны. А последствия той войны все еще оказывают ежедневное влияние на израильское общество.
Кроме того, подчеркнул Элькин, процесс Эйхмана в корне изменил отношение израильского руководства к еврейской диаспоре. Той самой диаспоре, при помощи которой Израиль постоянно ведет, в том числе и в эти дни, информационную войну со своими врагами.
В последний день конференции ее участники посетили места, связанные с депортацией. Евреев отправляли в Освенцим с небольшого будапештского вокзала на окраине города. Неказистое здание сохранилось целиком и полностью, поскольку вокзал функционировал до самого последнего времени. На стене здания установлена небольшая мемориальная доска, но на перрон пройти невозможно — недавно какие-то злоумышленники проникли ночью в здание вокзала и срезали медный провод электрички. Как ни крути, а многолетнее нахождение Венгрии в лагере социализма все еще ощущается. И не только в том, что здесь воруют все, что плохо лежит. Несколько участников семинара на собственной шкуре испытали прелести «ненавязчивого» сервиса: таксисты обманывали их, как могли, — завышали цену за проезд, специально возили кружными путями, отказывались вернуть забытые в машине вещи.
Еще одно напоминание о советской эпохе можно увидеть на площади неподалеку от здания венгерского парламента. Здесь возвышается помпезный обелиск советскому воину-освободителю, украшенный гербом СССР. Обелиск окружен двухметровым железным забором, вокруг которого прогуливаются два полицейских с дубинками. Венгерское правительство заключило специальный договор с Россией и обязалось не допускать осквернения таких памятников. Но, похоже, смириться с нахождением советского обелиска в центре Будапешта венгры не смогли. И нашли элегантный выход, установив непосредственно за обелиском памятник Рональду Рейгану. Медный президент как бы идет от здания парламента, грудью закрывая его от символического присутствия СССР. А чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений, почему американский президент стоит именно здесь, на мемориальной доске возле памятника написано: «Рональду Рейгану, победителю империи зла».
В ходе поездки участники конференции посетили место, где был расположен штаб зондеркоманды Эйхмана и где пытали евреев. Трогательной была поминальная церемония у относительно нового, но уже ставшего знаменитым памятника жертвам фашизма на берегу Дуная. Участники семинара зажгли свечи на гранитной набережной возле десятков железных башмаков, символизирующих эти жертвы, а Йосеф Кляйман и Авраам Авиэль прочли кадиш.
Для меня же самым запоминающимся моментом стало посещение одной из главных синагог Будапешта, куда я пришел на вечернюю субботнюю молитву вместе с Михаилом Едовицким и Яковом Ливне. Здание синагоги колоссально, в нем 1040 мест, женское отделение занимает два этажа. Синагога блестит и сияет после недавней реставрации, деньги на которую дал голливудская звезда Тони Кертис, оказывается, тоже венгерский еврей. А на молитве присутствовали всего-то десять местных жителей и еще с десяток туристов вроде нас. Жена раввина синагоги рассказала, что даже после Второй мировой войны по праздникам и субботам синагога была забита прихожанами. Но фашистская и советская оккупации сделали свое дело: те, кто выжили в Катастрофе, бежали из социалистической Венгрии — в основном в Израиль.
Жена раввина рассказала также о дискуссии, которая сегодня активно ведется среди почти стотысячной общины венгерских евреев. Во времена австро-венгерской монархии евреи пользовались многими льготами и свободами. Более того, еврейские бароны составляли почти треть нового венгерского дворянства. А в свободных профессиях существовало просто еврейское засилье — среди будапештских врачей, юристов, инженеров и журналистов евреи составляли от 85 до 92%. Вследствие этого ассимиляция просто зашкаливала, и среди местной общины самой большой популярностью пользовался принцип «мы венгры иудейского вероисповедания».
Но тут разразилась Катастрофа, и «венгров иудейской веры» отправили в Освенцим. Сегодня община разделилась на две части: старики остаются верными старому «венгерскому» подходу, а молодежь, учитывая судьбу их ассимилированных дедушек и бабушек, придерживается совсем иных взглядов. Поэтому центр Сохнута, расположенный на одной из главных улиц Будапешта, всегда полон местной еврейской молодежью, участвующей в разнообразных программах Еврейского агентства.
Во время работы конференции мне бросилась в глаза не очень высокая посещаемость. И хотя присутствовавших на каждом семинаре хватало, все же было видно, что немало ребят и девушек предпочитали лекциям совместные прогулки по Будапешту. Ситуацию прояснил Михаил Едовицкий:
– Мы ведь не только хотим развить еврейское самосознание у ребят и девушек, мы хотим создать для них то, что называется «тусовкой». А тусовка предусматривает не только сидение на лекциях, но и совместные прогулки по городу, и посещение баров. В Будапеште мы устроили на исходе субботы молодежную дискотеку. Она была необычной — мы зафрахтовали прогулочный катер, который совершил трехчасовой круиз по Дунаю. Ребята полюбовались ночным Будапештом и натанцевались до упаду: дискотека длилась до утра. Наша конференция знакомит между собой сразу сотни еврейских юношей и девушек. Еврейское самосознание — вещь очень важная. Но еврейская семья — не меньшая, если не большая ценность. Будет еврейская семья, будет у кого развивать это самое самосознание. И если за нашими конференциями последуют свадьбы, на что, признаюсь честно, мы очень надеемся, то одна из важных целей нашей деятельности будет успешно достигнута.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
Фото автора



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции