Открытие Талмуда в Общественной палате
«Открытие Талмуда в мировой культуре» — такова была тема круглого стола в Общественной палате Российской Федерации. Событие, прямо скажем, беспрецедентное: где Талмуд и где Общественная палата? Можно ли было представить себе что-нибудь подобное? Это одно из проявлений новой ситуации иудаизма в российском обществе, небывалой по уровню свободы и дружелюбия со стороны многих представителей российской элиты. Круглый стол стал одним из мероприятий, посвященных завершению комментированного перевода Вавилонского Талмуда с арамейского на иврит равом Адином Штейнзальцем. Его работа продолжалась более сорока лет. Комментированный Талмуд на иврите стал основой для перевода на различные языки. «Русским» Талмудом занимается Институт изучения иудаизма в СНГ, возглавляемый равом Штейнзальцем.
На первый взгляд, непонятно, что вообще могло быть предметом дискуссии в Общественной палате. Какой интерес может представлять еврейская религиозная книга, завершенная полторы тысячи лет назад, для современного нееврейского читателя, да даже и для еврейского, если он не принадлежит к узкому кругу, в котором чтение и изучение Талмуда — дело само собой разумеющееся? Дистанция времени создает дополнительные трудности для понимания, но стоит все же заметить, что другая еврейская книга (Танах) еще древнее: она была завершена две тысячи лет назад, но относительно нее такого вопроса не возникает.
Пафос круглого стола в Общественной палате состоял в том, что мировая культура едина, что Талмуд занимает в ней достойное место, но до сей поры за границами еврейского религиозного мира практически неизвестен, и в этом смысле он есть, но его как бы и нет, он еще должен быть открыт.
Работа Штейнзальца в этом отношении — большой прорыв. Дело в том, что рав не только перевел Талмуд на современный иврит — он еще дал многоуровневый комментарий, без которого текст, даже будучи переведенным, все равно остается закрытым для неспециализированного читателя.
Центральным на круглом столе было выступление р. Адина Штейнзальца, который говорил об универсализме Талмуда, о его актуальности для современной европейской культуры.
Как всем хорошо известно, в современной науке торжествует специализация, знание дробится, ученые становятся специалистами по частным вопросам. Штейнзальц противопоставляет этой тенденции характерное для Талмуда целостное синтетическое знание, сводящее разнообразные и, казалось бы, далеко отстоящие сферы науки и культуры в единую картину мира.
Не могу лишить себя удовольствия привести маленький фрагмент его речи. Рав Штейнзальц парадоксален, остроумен, обаятелен — слушать его одно удовольствие.
«Возможно, не все сидящие здесь знают, что у одних божьих коровок пять пятнышек на крылышках, у других — семь, а у некоторых — так даже и семнадцать. Что в этом интересного для нас? Есть ли в этом что-нибудь интересное для самих божьих коровок? Но для подлинного интеллектуала это, конечно же, захватывающе интересно. Как-то я был в гостях у Зураба Церетели. Там было много народа, мой друг академик Велихов, художники, писатели, ученые, бизнесмены, общественные деятели. Выпивки было столько, что я не уверен, что многие из присутствовавших отчетливо помнят эту встречу. А жаль: ведь среди прочего мы обсуждали, воскреснут ли собаки после смерти. С точки зрения интеллектуальной, увлекательный вопрос, хотя его трудно отнести к практически полезным. И многим ли он интересен?»
Вопрос о рисунке на крылышках божьих коровок действительно способен заинтересовать людей только с особой пытливостью ума (если не считать специалистов, разумеется), а вот насчет воскресения собак рав определенно неправ: это таки волнует многих. Да, но найдите мне человека, который мог бы эти два вопроса связать. Вот она, логика Талмуда в действии.
Упомянутый равом академик Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты, председательствовал на круглом столе. Открытие Талмуда в Общественной палате определенно произошло. Открытие Талмуда в русской культуре — дело будущего.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!