Два голоса одного поколения

 Майя Фолкинштейн
 11 ноября 2011
 2922

Марк Бернес не знал нот и не обладал сильным голосом, но он умел так «рассказать песню», что люди начинали плакать. Говорят, первая партия пластинок со знаменитой «Темной ночью» была забракована, потому что работница студии звукозаписи плакала и ее слезы попали на матрицу, из-за чего появился ненужный шорох. А несравненный по окраске, тембру и дикции голос Зиновия Гердта?.. Когда он работал в кукольном театре Образцова, зрители не видели его, но в голос Гердта влюблялись сразу. Бернес и Гердт. Они по-доброму друг к другу относились. И скорее всего были бы не против такого юбилейного «двойного портрета». Потому что в их разных по продолжительности (короткой, 57-летней, трагически оборвавшейся в августе 1969 года у Бернеса и более солидной — у Гердта, дожившего до восьмидесяти и скончавшегося 18 ноября 1996-го) биографиях действительно было много общего.

Взять, к примеру, дни рождения, которые Марк Наумович и Зиновий Ефимович отмечали с разницей чуть более чем в две недели (Бернес — 8 октября, Гердт — 21 сентября). К тому же они были почти одногодками (Бернес появился на свет в 1911-м, то есть ровно век назад, Гердт — в 1916-м, и в 2011-м ему могло бы исполниться 95). Оба не принадлежали к числу коренных москвичей (Бернес родом из украинского городка Нежина, Гердт — из Себежа Витебской губернии), но впоследствии оказались наиболее заметными персонами столичной культурной среды. Оба приобрели известность под псевдонимами, сделав свои настоящие фамилии (Бернес — Нейман, Гердт — Храпинович) лишь достоянием самых строгих анкет, различных тематических справочников, словарей и энциклопедий. Оба начинали свой актерский путь на драматической сцене: Бернес — в Театре бывш. Корша и Театре Революции, Гердт — в знаменитой в предвоенные годы так называемой Арбузовской студии, участники которой имели непосредственное отношение к сочинению пьесы «Город на заре». 
Но по иронии судьбы свои природные дарования они раскрыли в иных областях искусства. Бернес — в кино и на эстраде. А Гердт, хоть и вернулся благодаря режиссеру Валерию Фокину в театр (Фокин пригласил Зиновия Ефимовича участвовать в спектакле «Монумент» по роману Э. Ветемаа в театре «Современник»), большую часть своей творческой жизни (с 1945 по 1982 гг.), вследствие тяжелого, полученного на войне ранения, служил в Театре кукол под руководством Сергея Образцова. Это его «чуть хрипловатым, мягким, баритональным, бархатным тенором», по выражению коллеги Гердта Роберта Ляпидевского, говорили и Черт Люциус в «Чертовой мельнице» И. Штока, и Адам в «Божественной комедии» того же И. Штока, и конферансье Апломбов в «Необыкновенном концерте», и еще целый ряд персонажей легендарных, объездивших чуть ли не весь мир образцовских кукольных спектаклей. И не только — ведь Гердт активно, больше чем кто бы то ни было в актерском цехе, работал и в индустрии озвучивания зарубежных фильмов (наиболее, наверное, популярный из них — «Фанфан-тюльпан»). Не раз читал он закадровый текст в отечественных документальных и художественных картинах (одна лента Михаила Ромма «Девять дней одного года» чего стоит!).
Тихий, проникновенный, узнаваемый всеми буквально с первых минут звучания, неповторимого тембра голос, как все мы знаем, прославил и Бернеса, который всегда стремился не петь какую-то песню, а «рассказывать» слушателям определенную человеческую историю (недаром Марка Наумовича считал своим учителем Владимир Высоцкий). Нередко он наряду с композитором и поэтом являлся ее полноправным автором.
Все это было близко и Гердту, имевшему стойкую репутацию артиста, способного в каждой (подчас самой крошечной) роли найти что-то свое, попутно обнаружив неповторимую индивидуальность того или иного персонажа. Будь то незадачливый Паниковский из экранизированного Михаилом Швейцером романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», или преданный театру Норман из спектакля Театра имени М.Н. Ермоловой «Костюмер» Р. Харвуда в постановке Евгения Арье, или ревнивый администратор из «Военно-полевого романа» Петра Тодоровского. В фильме того же Тодоровского «Фокусник», снятом по повести Александра Володина, Зиновий Гердт создал образ обаятельного, доброго, рыцарственного склада чудака Кукушкина, желающего сделать окружающий мир чуть-чуть лучше. Кстати, этот герой очень похож на самого артиста, который, как на страницах посвященного Гердту сборника заметил Валерий Фокин (хорошо знавший Зиновия Ефимовича и в жизни, так как одно время был женат на его дочери Екатерине), больше всего на свете «хотел, чтобы люди вздохнули и улыбнулись».
Думается, именно роль Кукушкина стала некой актерской визитной карточкой Зиновия Гердта. Такой же, как Аркадий Дзюбин из фильма Леонида Лукова «Два бойца» и песни Никиты Богословского «Темная ночь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» у Марка Бернеса, в чьей натуре, как утверждали коллеги и друзья, отсутствовали, увы, порой свойственные творческим людям самовлюбленность, стремление при помощи любых средств понравиться публике. Да и в характере Зиновия Гердта больше всего восхищало умение, вопреки всем званиям и регалиям, сохранять иронию по отношению к самому себе.
Вообще, во всех актерских созданиях Бернеса и Гердта ощущались твердый личностный стержень и человеческое достоинство, за что, наверное, их и ценили современники, передав эту привязанность представителям следующих поколений.
Майя ФОЛКИНШТЕЙН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции