Французский пленник

 Дмитрий МЕЛЬМАН, Россия
 8 декабря 2011
 3633

Десятки кинофильмов, большинство из которых стали классикой, сотни популярнейших песен. Казалось бы, кто, как не он, достоин почивать на лаврах? Тем не менее — ни минуты покоя. Александр Зацепин и в 85 не собирается жить одним лишь славным прошлым. «Есть только миг, за него и держись…» — как говорит знаменитый композитор, свою лучшую музыку он еще не написал.  

«Французы добрые, а в Россию приезжаешь, тебя еще и облают»
Вот уже почти 25 лет Александр Зацепин живет на две страны. И не устает удивляться обеим.
– А в Париже, где у вас, как мне сказали, квартира и загородный дом, имеются садовник, личный повар, домашняя прислуга?
– Повара нет. А садовник действительно есть — сосед. Рядом с нами живет семья: муж с женой — примерно моего возраста, очень милые люди. Вот мы уедем, они цветы у нас поливают. А их зять косит нам траву, за садом ухаживает. У нас участок большой — 30 соток, пруд свой имеется. В саду 20 плодовых деревьев: груши, сливы, черешня. А этот парень работает при муниципалитете, следит за газонами, ну и к нам время от времени приходит. А между делом, кстати, рисует картины маслом… Французы вообще люди добрые, хорошие, всегда тебе помогут. Я иду с сумкой, поставлю ее на асфальт, и тут же какой-нибудь мужчина: давайте я вам помогу. В дверях тебя всегда пропустят первым…
– Вы во Франции уже больше 20 лет. И до сих пор этому удивляетесь?
– Нет, я удивляюсь до сих пор, когда здесь тебя отталкивают, чтобы прошмыгнуть первым. Сейчас хоть иногда стали придерживать двери в метро, и это радует. Там-то, во Франции, всегда придерживают. Только спускаешься по ступенечкам, уже видишь: человек держит дверь и ждет тебя. Говоришь: спасибо, не надо — все равно держит. А у нас… Ну вот, например, в последний мой приезд пригласили меня на юбилей жены Гайдая, Гребешковой Нины. Сказали: зайди в Дом кино, там на проходной будут пригласительные билеты. Прихожу: у входа две женщины разговаривают. «Извините, — говорю, — билет у вас можно взять?» — «Вы что, не видите: я разговариваю?!» — «Но вы ведь должны отвечать тем людям, которые пришли, может, вы два часа будете разговаривать». — «Ну, что вы хотите?» Я говорю: «Пригласительный билет». — «Это напротив». Напротив стоит женщина, обратился к ней: «Извините, пожалуйста, можно у вас пригласительный билет взять?» — «Фамилия?» — «На юбилей Гребешковой». — «Фамилия?!» — «Не понимаю, Гребешкова». — «Ваша фамилия?!» — «Ну, вы так сразу и скажите». — «Много вас тут ходит, я уже устала». И вот на целый день настроение испорчено. Неприятно: в свою страну приезжаешь, тебя еще и облают.

«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»
Низкий поклон Никите Богословскому. Если бы он тогда не поссорился с Гайдаем, не знали бы мы ни «про медведя», ни «про зайцев», ни про «остров невезения». Однако многолетний кинороман режиссера и композитора совсем не походил на безоблачную идиллию. И грозовые тучи не раз кружились над вулканом страстей.
– Когда вышла «Операция “Ы”», вам было уже за сорок. Как вам работалось с Гайдаем? Про Гайдая многие говорят, что он был тираном.
– Да, характер у него был тяжелый. Во вторую новеллу «Операции “Ы”» я хотел включить песню. «Ну, давай, — говорю, — здесь место лирическое: у Селезневой с Шуриком вроде такая любовь — песня просится». «Нет, песню не будем ставить», — сказал, как отрезал. А потом все время, и через десять лет, вспоминал: «Ну, почему ты меня тогда не заставил, осталась бы песня от фильма». А затем, уже в «Бриллиантовой руке», я уговорил его, чтобы Миронов спел песню на палубе, ее ведь не было в сценарии. И Гайдай остался очень доволен.
– А вот Миронову, говорят, песня не понравилась, он завидовал «Зайцам» Никулина.
– Да, он говорил Никулину: «А у тебя песня лучше». Но Никулин ему отвечал: «Нет, твоя лучше». Так им казалось…
– Судьба каких песен висела на волоске?
– В «Кавказской пленнице» песня «Медведи» могла не состояться — я ведь из картины практически уходил. Сначала мы записали песню, она называлась «Первый день календаря». Гайдай давал ее слушать знакомым, а потом объявил: 50% говорят, что им нравится, а 50% — ну так, ничего песня, но надо писать новую. И мне: «Пиши другую, мне нужно, чтобы пел народ». Я уехал в Дом творчества Иванова, пять мелодий написал, третья была как раз «Медведи». Послал ему в Адлер, где проходили съемки, написал: «Леня, я считаю, что третья — самая удачная. Ничего лучше я сделать не могу. Если не нравится, пригласи Арно Бабаджаняна, он тебе напишет». А в то время как раз очень популярна была его песня «Лучший город земли». Гайдай мне отвечает: «Да, третья песня ничего. Но я думаю, народ ее петь не будет. Я приглашу Бабаджаняна». Я написал заявление об уходе с картины, пошел к Пырьеву. Тот, ни слова не говоря, порвал мое заявление: «Мы же после «Операции “Ы”» отметили, что Гайдай нашел своего композитора, что вы чувствуете его эксцентрику. Немедленно поезжайте на место съемок и работайте там». Приехали мы с Дербеневым в Адлер. В гостинице встречаем Вицина и Никулина. Те напевают «Медведей»: та-а-а, та-ра-ра-та-а та-ра. «Саша, да нам сразу песня понравилась, мы ее запомнили, а Гайдай уперся, говорит: ну и что, что вы запомнили, мне надо, чтобы народ пел, вы же не народ». Гайдай был не в духе: увидев нас, пробурчал: «Зачем вы приехали?» Его все стали уговаривать. В конце концов, он хлопнул дверью: «Ну, пусть, пусть! Пусть Дербенев пишет слова».

«Кто, не знаю, распускает слухи зря…»
Вокруг «женщины, которая поет», сплетен и легенд всегда было в избытке. В том числе и сочиняемых ей лично. Одна из таких — о неком молодом, талантливом и прикованном к постели композиторе по фамилии Горбонос — стала причиной разрыва между Зацепиным и Пугачевой. Жаль. Многие до сих пор уверены, что песни Зацепина — Дербенева — лучшее, что исполняла когда-либо Примадонна.
– С некоторыми авторами Пугачеву связывали не только творческие отношения. У вас мог завязаться роман?
– Нет, она мне нравилась только как исполнитель. Алла сразу все пела: чисто, грамотно, никогда не ошибалась. Все певцы, когда записывали дабл-треки, обязательно перепевали куплеты по несколько раз: где-то протягивали дольше, где-то интонацию меняли. У нее все было точно с первого раза.
– А вы так сильно обиделись на этого Горбоноса?
– Она поставила меня в глупое положение. Вот вы написали бы музыку, и вдруг у вас четыре песни вынимают и ставят какого-то Горбоноса. Без вашего на то согласия. В титрах фильма будет написано: «Музыка Зацепина и Горбоноса». А в Союзе композиторов могут сказать: «Зацепин кого-то протаскивает». Или, не дай Б-г, что этот Горбонос платит мне деньги!.. И зачем мне это нужно? Если бы она разу сказала: это мои песни, тогда дело другое. А то какой-то Горбонос, которого и знать-то никто не знает…
– Второй такой музы не нашлось?
– Нет. А потом: Паулс, например, не пишет песен, Тухманов — тоже: уехал в Израиль, сочиняет там оперу. Ну и я хочу уже балет написать. Песнями пусть молодые занимаются.

«Там живут несчастные люди-дикари…» 
Тухманов — в Германию, Журбин — в Штаты, Шаинский — в Израиль, Зацепин — во Францию. Массовый исход именитых советских композиторов с «острова невезения» не стал для них панацеей от всех бед. Все-таки «поэт в России больше, чем поэт». Но Зацепин, похоже, ни о чем не жалеет.
– Американцы предложили тогда очень выгодный контракт, согласно которому каждый год я должен был выпускать по два диска и писать музыку к двум фильмам. Два года меня не выпускали. А потом начальник ОВИРа мне сказал: напиши «на постоянное жительство», тогда пустят.
– И вы написали. А за что вас исключили из Союза композиторов?
– Одно время я в Америку хотел перебраться. Там знакомые устроили меня по знакомству в какое-то кафе, где с одиннадцати вечера до семи утра нужен был тапер. Там я и играл. И заработал себе анемию Бирнера — что-то там с кровью, не знаю, но вот поднимаюсь я, например, по ступенькам, пять шагов сделаю — ноги как свинцовые.
– Это из-за чего?
– Из-за хронического недосыпания. Днем я спать не мог. Люди, работавшие со мной, приходят домой в семь утра, ложатся и спят до трех часов. А я просыпаюсь в 12. Так и довел себя. Потом полежал в больнице, поделал уколы — в общем, на ноги меня поставили… Да! И в это кафе как-то заглянул Никита Богословский, мне потом уже рассказали. Он зашел, увидел меня и убежал. Приехал в Союз композиторов, сказал: Зацепин играет в кафе, имеющее дурную славу А он сам зачем приходил туда? Его-то кто просил? Ну а меня вот из Союза композиторов исключили…

«Если б был я султан,  я б имел трех жен…»
Последние 14 лет Александр Сергеевич счастливо живет в третьем браке. Но отнюдь не от хорошей жизни Зацепин заделался эдаким султаном. Первая жена, с которой Зацепин прожил четверть века, скоропостижно скончалась.
– Что случилось с вашей первой супругой?
– У нее были аневризмы головного мозга. Произошел разрыв сосуда. Она наклонилась как-то — все, и умерла. Ей было всего 47… Конечно, это было очень тяжело. Мы с ней жили душа в душу, у нас дочь родилась. Но понимаете: горюй не горюй, все проходит. Ничего не поделаешь. Моя нынешняя супруга все прекрасно понимает, даже когда я еду на кладбище, говорит: давай и я с тобой.
– Ну а поздняя любовь. Расскажите, как это случается?
– Света преподавала в Гнесинке, ну и приходила к моему внуку ленивому, занималась с ним музыкой. Так и познакомились. Какое-то время встречались — полгода, может быть. А потом я предложил ей выйти за меня замуж.
– Так все прозаично?
– Ну, как: женщина понравилась. Света — музыкант, нам есть, о чем поговорить. Она жизнелюбивая, веселая. Хозяйка хорошая. И такая, знаете ли, бесхитростная. Это ведь тоже очень важно.
– Александр Сергеевич, о работе-то будем говорить или ну ее?
– Нет, работа для меня — самое главное, я люблю свою работу.
– Ну и как в смысле творческих планов на ближайшую пятилетку?
– Может, Хлебниковой Марине песню еще одну напишу, попросила. Может, с Соней Ротару у нас получится альянс. Сейчас вроде Угольников будет снимать новую картину, предлагает музыку написать. А так — хочу или мюзикл сделать, или балет.
– Загадывать не боитесь?
– Да нет, в общем-то, чувствую себя нормально. Память у меня в порядке, ум. Да и не могу я быть пенсионером: сидеть на лавочке, болтать со стариками. Работа — моя жизнь. Мне для жизни нужен кислород, и еще работа. Одного кислорода маловато…
Дмитрий МЕЛЬМАН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции