Одиночество мастера

 Леонид Гомберг
 8 декабря 2011
 3791

Синдром Петрушки — это такая генетическая аномалия. Весьма редкая. По-научному, синдром Ангельмана или синдром смеющейся куклы. На лице ребенка возникает маска, «вроде как застывший смех, взрывы внезапного хохота… и слабоумие». В силу рокового стечения обстоятельств это тяжелейшее заболевание с неизбежностью ожидало мальчиков из потомства героев романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (М.,ЭКСМО, 2010) — замечательного кукольного мастера и артиста Петра Уксусова и его жены Лизы Вильковской.

С раннего детства, которое прошло в далекой сахалинской глубинке, Петя был необычным мальчиком, рано увлекшимся основами кукольного ремесла, в дальнейшем ставшего его профессией.
Впервые Петя отправился на родину своей мамы во Львов — на другой край огромной страны, — когда ему уже было восемь лет. Именно в этот его приезд с мальчиком произошло весьма странное, даже, пожалуй, скандальное событие: он выкрал прямо из коляски и притащил домой к бабушке Басе годовалую девочку «с кудряшками цвета красного золота», решив, что теперь она будет его «главной куклой». Нечего и говорить, что насмерть перепуганная Бася немедленно вернула ребенка метавшейся в отчаянии няне.
Теперь Петя стал ежегодно приезжать во Львов, и по мере того как Лиза росла, их отношения менялись: из странной детской опеки переросли сначала в дружбу, а затем и в любовь. С годами юноша оказался втянутым в мрачные тайны семейства Вильковских. Глава семьи и Лизин отец адвокат Тадеуш Вильковский не отличался высоконравственным поведением, а проще говоря, был изрядным мерзавцем: игроком, сексотом (возможно, даже гебистским чином), проигравшим и доведшим до самоубийства свою собственную жену, мать Лизы. Тетя Лизы, Вися, забеременев, исчезла на долгие годы из дома, а потом объявилась уже в Самаре…
Роман начинается с того, что Петр забирает Лизу из психиатрической больницы в Иерусалиме, где она проходила курс лечения под опекой друга семьи, израильского врача Бориса Горелика. В сущности, она так и не сумела оправиться после смерти сына, последовавшей в результате странной и страшной болезни. Но неотложные обстоятельства торопят: Лизе надо вступать в наследство, оставленное ей недавно умершей в Самаре тетей. Там Петр неожиданно обретает давно пропавшую магическую куклу, некогда принадлежавшую Вильковским, — загадочного Корчмаря, которому сопутствует роковая тайна.
…Что-то очень уж много тайн сокрыто на стыке двух миров: когда люди соприкасаются с куклами, каждая из этих стихий стремится навязать другой свои правила игры.
Роман Дины Рубиной построен по телескопическому принципу. Ткань авторского повествования перетекает в записки Бориса Горелика, которые в свою очередь включают два текстовых фрагмента — «свидетельские показания очевидцев». История, рассказанная Борису хайфским врачом, доктором Зивом, бывшим львовским жителем, и давнее письмо Пети Уксусова, кажется, проясняют некоторые потаенные события, много лет назад случившиеся во Львове.
География романа обширна. Дина Ильинична — человек мира, и чем дальше развивается ее творчество, тем увереннее овладевает она окружающим пространством. Действие романа происходит в разных городах и странах — в мало кому известном городке Томари на Сахалине, во Львове, в Петербурге, Иерусалиме, Праге, Берлине… Конечно, это лишь фон. Но написан он так выпукло и вкусно, будто улицы и мосты, палаццо и закоулки, ковярни и маколеты, гаштеты и остерии давно и прочно обжиты автором романа.
Вообще Рубина знает, о чем пишет. За легкостью ее повествовательной манеры кроется титанический труд исследователя. Если писатель работает над романом о наркоторговцах, каких только сведений о конопле она не предъявит изумленной публике! Если роман об артистах цирка, кажется, будто сама Дина Рубина полжизни ходила по канату. Если речь идет о художниках, хочется верить, что она не только пишет картины (это еще ладно: в конце концов, отец и муж Рубиной — художники), но и запросто может сколотить раму, смешать краски, загрунтовать холст.
«Синдром Петрушки» — настоящая кукольная энциклопедия. Знают ли уважаемые читатели, что такое «верховая кукла» и как она устроена? Как работает с помощью специального механизма — гапита? Как водить марионетку? И как раскрыть тайну куклы-«укладки»? Об этом и еще многом другом автор рассказывает легко, словно кукловождение было ее настоящим призванием с юных лет.
Следствие «по делу о Корчмаре» приводит Уксусова в Берлин к коллекционеру Вацлаву Ротту, тому самому «кукольному специалисту», который нашел эпиграф из древних для некоей заезжей писательницы, работавшей над романом о «сумасшедшем кукольнике». Великолепный художественный прием, с помощью которого автор неназойливо входит в ткань своего повествования и оказывается участником событий на правах героя романа!
Благодаря помощи профессора Ротта, собственному недюжинному опыту, настойчивости и интуиции Петр раскрывает тайну Корчмаря — «охранного идола», «родильной куклы», которая помогает роженицам произвести на свет девочек, а значит, бесценное сокровище для семей, где новорожденные мальчики страдают «синдромом Петрушки». Теперь у Пети и Лизы появляется шанс родить в будущем здорового ребенка.
Здесь здравомыслящий читатель, скорее всего, снисходительно улыбнется: мол, все это лишь досужие россказни, не подтвержденные научным знанием. И то правда… А впрочем, кто знает… Ведь в нашем мире происходит немало невероятных и все-таки реальных событий.
И как подтверждение этого — две удивительные истории из «еврейской жизни» прошлого столетия. Колоритная восьмидесятидевятилетняя старушенция Хана, в прошлом молодая актриса Киевского театра кукол, за мгновение до выстрела догадалась прыгнуть в ров Бабьего Яра. Потом, измазанная глиной вперемешку с кровью, она вылезла из могилы и долгие недели пробиралась по оккупированным украинским селам навстречу спасению, каждую минуту рискуя расстаться с жизнью. И все-таки ей чудом удалось выжить. А вот ее русский муж в первые дни оккупации Киева был расстрелян в гестапо за укрывательство жены-еврейки. После войны Хана вернулась в театр и, несмотря на возраст, еще много лет своим неподражаемым хрустальным детским голоском озвучивала разных мелких зверюшек. В Прагу она приехала уже в конце 1960-х, после того как ее дочь вышла замуж за известного тамошнего кукольного художника. Хана и теперь еще успешно торговала в семейном магазине и «выполняла разную мелкую кукольную работу».
Не менее поразительная история случилась в жизни обыкновенной польской женщины Баси, «неродной бабушки» Пети Уксусова — героини не в литературоведческом, а в самом прямом смысле этого слова. В годы войны потрясенная гибелью еврейского ребенка, которого женщина не смогла уберечь, она посвятила себя спасению детей из гетто. Прачка Бася прятала их в специальной тачке с двойным дном, сконструированной для нее мужем якобы для перевозки белья, и переправляла митрополиту Андрею Шептицкому, укрывавшему евреев по монастырям.
Но вернемся к сюжету. Лизе не было и шестнадцати, когда Петр умыкнул ее из отчего дома, убоявшись отменных гнусностей, которые, судя по всему, замышлял и вынашивал ее отец, — по классификации Пети, человек из числа «подземных», то есть дьявольских, сатанинских людей. Почти всю сознательную жизнь Лиза состояла при Уксусове чем-то вроде боевой подруги, а потом и жены. Невзирая на то, что она не имела ни особого пристрастия, ни таланта к кукольному ремеслу, Петр все-таки нашел для нее достойную работу. Он поставил великолепный номер с танцующей куклой, пользовавшийся огромным успехом у публики и приносивший неплохой доход. Когда после родов и смерти ребенка Лиза всерьез заболела, Петя нашел весьма оригинальное решение: он сконструировал, создал «другую куклу», Эллис, в точности похожую на Лизу, и продолжал выступать с ней, как с живой партнершей, такой живой, что публика терялась в догадках, не веря своим глазам. Получалось, что он просто продублировал свою жену… Или — забрал у Лизы живую душу и вселил ее в куклу Эллис. Последнее утверждение, конечно, из области мистики, но именно так воспринимала свое положение Лиза, для которой ситуация складывалась в несложную дилемму: или я, или она. Это приводит к тому, что женщина в отчаянии выкрадывает и уничтожает «свою соперницу», обретая наконец свободное дыхание жизни.
Перед нами древняя история мастера, возомнившего себя Творцом и попытавшегося произвести на свет одухотворенную куклу вместо живой женщины.
В конце книги представлена великолепная сцена, когда Петр Уксусов, прежде исполнявший свой коронный танец вместе с женой Лизой, потом с куклой Эллис, теперь танцует в полном одиночестве. Этот «страшноватый танец одинокого безумца с воздухом вместо партнерши» и есть земная модель вселенского одиночества, которое должен испытывать Творец, создавший живую плоть и одухотворивший ее — сотворивший человека, который за долгие тысячелетия так и не сумел стать партнером своему Создателю.
Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции