Оз Ной: от “Ha!” до “Schizophrenic”

 Татьяна ЛАРИНА
 13 января 2012
 3772

Обычно еврейских мальчиков учат играть на скрипке. А наш герой хотел барабанить. Но судьба распорядилась иначе. Друг Ноя как-то сказал ему: «Попробуй, сходи к моему учителю по гитаре, он научит тебя брать звездочку, лесенку, а главное — баррэ». Мальчик попробовал… и попал. Тогда будущей звезде было десять лет…

Регулярно слушая передачу «Молочные братья» на «Русской службе новостей» (РСН 107.0), я все больше прихожу к мнению, что рок-музыканту и продюсеру Игорю Сандлеру становятся тесны рамки радио­эфира. Пора менять формат общения на телевизионный. Судите сами: с каждым разом число гостей становится все больше. И это не просто абы кто — все знаменитые, много иностранцев. Приходят целыми музыкальными коллективами и играют так, что заснуть просто невозможно!
На этот раз в гости к Игорю Сандлеру и соведущему программы Александру Хореву пожаловала группа Oz Noy Trio в полном составе: гитарист Оз Ной (Oz Noy), барабанщик Дэйв Векл (Dave Weckl) и бас-гитарист Дерил Джонс (Darryl Jones). Три музыканта экстра-класса украшали эфир передачи «Молочные братья». Дэйв Векл — один из лучших на сегодня джаз-фьюжн-барабанщиков. Сотрудничал с Полом Саймоном, Мадонной, Джорджем Бенсоном, Робертом Плантом. Семь лет играл с легендарным Чиком Кореа, записал четыре альбома с Manhattan Jazz Quintet, эксперт и разработчик барабанных палочек и тарелок, известен своими мастер-классами. Во время приезда в Москву для участия в фестивале Fuzzion Day — 2011, который проходил в клубе «Би2», легендарный барабанщик тоже дал барабанный мастер-класс. Желающих пришло в четыре раза больше, чем мог вместить зал. «Я был удивлен и счастлив, что пришло так много народа, — поделился Дерил Джонс со слушателями “Молочных братьев”. — Особенно меня удивило, что пришли совсем маленькие ребята. Сидели на полу, внимательно смотрели, это была интеллигентная и организованная публика».
Дэрил Джонс — действующий бас-гитарист группы The Rolling Stones. До этого прославился в бэнде великого Майлза Дэйвиса, основателя фьюжн, где выступал с Джоном Скофилдом и Майком Стерном.
Основатель группы Oz Noy Trio — израильский гитарист Оз Ной. Это один из самых ярких и самобытных новых музыкантов на джаз-фьюжн-сцене.. Гитарист-виртуоз, мастер звуковых эффектов, ключевая фигура современного фьюжн-андерграунда, один из самых востребованных сессионных гитаристов мира, игравший с джазовым трубачом Крисом Ботти, с Ришаром Бона, Тони Брэкстон и многими другими звездами. В музыке трио Оза Ноя искусно переплетены блюз, джаз, фанк, поп и рок, она качественная и непростая, интересная знатокам и ценителям жанра, но при этом и не головоломная: мелодичная, доступная неподготовленному, неискушенному слушателю. Но звездной болезнью Оз Ной не страдает — к себе относится с юмором. И это касается всего: от внешнего вида гитариста до оформления дисков…

Этот «маленький рыжий чувак» не хотел играть на скрипке
Обычно еврейских мальчиков учат играть на скрипке. А наш герой хотел барабанить. Но судьба распорядилась иначе. Друг Ноя как-то сказал ему: «Попробуй, сходи к моему учителю по гитаре, он научит тебя брать звездочку, лесенку, а главное — баррэ». Мальчик попробовал… и попал. Тогда будущей звезде было десять лет. А в тринадцать лет этот «маленький рыжий чувак» выступал в израильских клубах, играл все подряд: блюз, рок, джаз. С шестнадцати лет он уже работал как сессионный музыкант, выступал на телевидении, участвовал в комедийном шоу (типа популярной американской программы «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом»).
Через много лет, когда Оз Ной вырос и стал давать интервью, в одном из них он признался, что его «гитарные университеты» были нелегки, ноты сами не вылетали у него из пальцев. Но, как всякий трудолюбивый мальчик, он упорно занимался и шел к цели. А еще, ходят слухи, что он все-таки научился барабанить. И это очень помогло ему в гитарной игре. Благодаря этому, по мнению авторитетных экспертов, музыкант лучше всех держит ритм.
Когда Озу исполнилось 24 года, он решил уехать в Нью-Йорк.

«Я раздваивался, как шизофреник»
В Нью-Йорке гитарист сразу попал в обойму: работал с Ришаром Бона, Крисом Ботти, Майком Кларком, Джеффом «Тэйн» Уоттсом, Гарри Белафонте, Тони Брэкстон, Фиби Сноу, Гевином Дегро, Нилом Роджерсом, РоджеромГловером, Синди Лопер, Клеем Эйкеном, Акико Яно
и многими другими, писал музыку к рекламе, сочинял саундтреки и музыку к документальным фильмам. «Когда я начал играть, то занимался в основном в студии, — рассказал музыкант в передаче “Молочные братья”. — Играл различные стили — и блюз, и рок, и другие. По мере роста я, как шизофреник, раздваивался — играл или рок, или джаз. Я так любил оба стиля, что не мог между ними выбрать и решил соединить их в одном «компоте»: рок и джаз».
А еще Оз Ной активно играл в клубах, предпочитая формат трио: гитара, бас-гитара и барабаны. Иногда состав расширяется до квартета — за счет включения исполнителя на клавишных инструментах. Но самое главное, Ной сочиняет музыку. Хотя порой музыкант сетует, что у него не всегда хватает времени на сочинительство из-за загруженности студийной работой, у него вышло четыре альбома. Сложно описать музыку которую сочиняет и исполняет Оз. Как говорит сам гитарист, его музыка — это на 80–90% грув (от слова «groove» — «ритм». – Ред.), а мелодии рождаются уже из сердцевины грува. «Я играю джаз, положенный на фанк и рок-ритмы», — поясняет Оз Ной. Возможно, поэтому его музыка не воспринимается как инструментальная, но услышав ее однажды, уже не спутаешь ни с какой другой.

Их «подружил» Нью-Йорк
В советском кинофильме «Свинарка и пастух» герои поют: «…Друга я никогда не забуду,/ Если с ним подружился в Москве». А наших героев из Oz Noy Trio «подружил» Нью-Йорк. Вот как это произошло.
Оз Ной, как известно, родился в Израиле, барабанщик Дэйв Векл — в Сент-Луисе, а бас-гитарист Дэрил Джонс родом из Чикаго. Как они нашли друг друга? Как создавалось Оз Ной трио? «Нью-Йорк сейчас является самой большой джазовой сценой, — поясняет Оз Ной. — Каждый вечер там можно найти великих музыкантов, которые работают на больших и маленьких площадках. Поэтому, если ты хочешь играть джаз, то ты должен ехать только в Нью-Йорк. Там я нашел музыкантов для своего трио. Случилось это так. Я часто летал между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Пару лет тому назад нашел телефон Дэйва и позвонил ему. Потом, будучи в Лос-Анджелесе, увидел Дэрила и пригласил его. Так мы и соединились, а Нью-Йорк стал местом нашего старта». Музыканты считают, что в Нью-Йорке лучшие музыканты, лучшие актеры, лучшие художники. И они туда приезжают только за тем, чтобы быть среди лучших и играть с лучшими.
Мнение своих коллег поддержал Дэйв Вэкл: «Мы с Дэрилом родились в центре страны: он — в Чикаго, я — на триста миль южнее, в Сент-Луисе. И мы могли ехать или на Запад, или на Восток. Но у нас не было сомнений. В девятнадцать лет я уехал из дома, поселился в Коннектикуте, где учился в университете. Но у меня была возможность тусоваться в Нью-Йорке. Там я встретил многих музыкантов, с которыми мы играли, учились и, слава Б-гу, вышли на достойный уровень. Говоря о Нью-Йорке, мы имеем в виду “остров” Манхэттен. И, как с подводной лодки, с него нам никуда не деться, потому что на каждом сантиметре там что-то происходит: именно музыкальное и именно в этом стиле. Нью-Йорк и по сей день джазовый город. Когда приезжаешь в Нью-Йорк, то чувствуешь его энергию. У тебя в нем есть два пути — либо утонуть, либо плыть дальше».
И они плывут…
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Использованы материалы
интернет-сайтов



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции