Список Сандлера

 Татьяна Ларина
 29 марта 2012
 2911

 В одном из интервью Сергей Манукян шутливо признался, что он уже сам стал легендой, не хуже американского певца и музыканта Фрэнка Заппы, с которым выступал на концерте. Шутки шутками, а Манукян, великолепный инструменталист и вокалист, человек, бесконечно преданный джазу, действительно является первым джазовым вокалистом не только в России, но и во всем СНГ. Наверное, поэтому он не впервые стал гостем ночной студии «Русской службы новостей» (РСН 107.0) в программе «Молочные братья». За что ведущий ночного эфира Игорь Сандлер присвоил ему звание «Почетный молочный брат». Беседа двух ярких музыкантов привлекла внимание многих любителей джаза. Давайте и мы заглянем в студию, послушаем, о чем говорит Игорь с Сергеем Манукяном.  

«Угнетенный негритянский музыкант, который работал на плантациях»
– Расскажи, как ты познакомился с рок-культурой, какие рок-музыканты первыми произвели на тебя большое впечатление, каким из них ты захотел подражать?
– Первой рок-музыкой для меня был рок-н-ролл. Уже в 1960-х, когда мне было 7–8 лет, он произвел на меня потрясающее впечатление. Я слушал эту музыку по радио. Слава Б-гу, были такие люди, которых называли тогда радиохулиганами. Они крутили все, несмотря ни на какие глушилки и запреты. Кроме того, в нашем городе были любители этой музыки, имевшие большие коллекции записей. Узнав о том, что я интересуюсь рок-н-роллом, они приносили мне свои записи. Так что я не могу сказать, что был обделен такой информацией.
Что касается джаза, который в советское время был, мягко говоря, в немилости (вспомнить хотя бы известное выражение «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь»), на радио он звучал не как концертная музыка, а как фоновая в каких-то программах. И я выхватывал эти фрагменты. Да, было время, когда джаз у нас в стране вслух не называли джазом, именовали эту музыку эстрадной. Но играть ее все равно играли, обманывали партийное руководство. Например, исполняли произведения Джона Колтрейна (John Coltrane, знаменитый американский джазовый музыкант. – Т.Л.), а когда советских музыкантов спрашивали, что это звучит, они отвечали: «Колтрейн — угнетенный негритянский музыкант, он работал на плантациях…»
– Да, думаю, тебе просто везло на хороших людей.
– Без них ничего бы не вышло, спасибо им большое. Я слушал рок-н-ролл, потом уже Beatles, а потом Led Zeppelin, Deep Purple. Невероятное впечатление произвел на меня Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix). Этот человек играл какую-то странную в моем понимании музыку. Он извлекал из гитары невероятные звуки, не пользуясь ничем. И при этом его гитара звучала так, как звучат современные гитары — со всеми педалями и прочим. Вообще, мое твердое убеждение, что рок-музыка — это крик молодежи конца 1960-х – начала 1970-х годов о том, что мы живем неправильно. Это был крик о помощи, но он не был понят. Сразу же молодым дали много наркотиков и чего-то еще, чтобы они только замолчали. Откровенно говоря, акция удалась. И сегодня мы пожинаем плоды того, что могло бы не случиться, если бы прислушались к молодым.
Я сейчас работаю с молодыми людьми и на занятиях стараюсь понять их, услышать каждое сказанное ими слово. Я считаю необходимым слушать молодых и, конечно, своих детей.
– Какую музыку слушают твои дети?
– Разную, но хорошую. Когда они спрашивали мое мнение о музыке, я всегда был категоричен в суждениях. Может, это и неправильно, но с высоты своего опыта я всегда говорил, что слушать не нужно. К сожалению, новой хорошей музыки не так много, как хотелось бы, эта тенденция имеет место по всему миру. Не знаю, почему так происходит, может, исписались опытные музыканты, а молодые еще не набрали обороты.
– В мире все развивается по спирали. Сейчас — спад, потом будет подъем, но как это выразится в музыке, сложно сказать. Я чувствую, что сейчас молодежь интересуется корнями рок-культуры, музыкой 1960–1980-х годов.
– Безусловно. Лучше пойти к источнику, чем пить воду из бутылки.

Как лучше — с оркестром или без?
– Сейчас почти все рок-музыканты играют с оркестрами. Как ты к этому относишься?
– Я скажу, что здесь возможны два варианта. Когда это интересный творческий замысел и исполнение рок-музыканта органично соединяется с оркестром, тогда это оправдано. Но может быть и просто выпендреж, когда надо выступить с оркестром, потому что уже все было, а этого — не было. Мол, давайте наймем симфонический оркестр, благо у нас есть деньги. По-моему, для выступления с оркестром надо созреть. Это должен быть такой случай, когда без оркестра нельзя. Когда без оркестра можно или когда оркестр отдельно, а рок-группа отдельно, этого делать не стоит. Я слышал много таких записей, где оркестр звучит где-то сзади, очень невыразительно. Классические музыканты 1960-х — начала 1970-х относились к рок-музыке не просто прохладно, а, скорее, враждебно. Конечно, если была необходимость, они могли сыграть вместе с рок-музыкантами, но особого энтузиазма при этом не наблюдалось. А сегодняшние классические музыканты симфонических оркестров уже многое знают о джазовой и рок-музыке, и штрихи, которые они используют при игре, звучат совсем по-другому. Я знаю классических музыкантов, которые интересуются рок-музыкой, играют ее и по нотам, и от себя, умело используя такой стиль, как свинг. И это способствует более органичному сближению классических и рок-исполнителей. Есть такой музыкант и исполнитель — Александр Розенблат, который неплохо знает и рок-музыку, и классическую музыку, умеет делать аранжировки для симфонического оркестра. Мы с ним делали Beatles в обработке для симфонического оркестра и выступали с концертом в Зале имени Чайковского. Я бы хотел продолжить эту работу. Но запись симфонического оркестра и рок-группы — сложное дело. Будем растить людей, которые смогут выполнять это на высоком уровне.
– У нас много талантливых молодых людей. Их надо поддерживать и направлять. Для этого, в частности, открыт наш Центр современной музыки на Чистых прудах, в работе которого активно участвует наш гость Сергей Манукян. Но вернемся к его творчеству.
Led Zeppelin — моя самая любимая группа. Несколько лет назад ты выступал у меня на фестивале к 40-летию этой группы и великолепно пел попурри на темы Led Zeppelin. Теперь у тебя возникла идея записать альбом песен этой группы. Расскажи, пожалуйста, об этом.
– Я тщательно отбирал рок-пластинки, выходившие в Британии, интересовался британской рок-музыкой — это отдельный значительный пласт музыкальной истории. Я считаю, что британцы сделали абсолютно правильно — они свою рок-музыку основали на блюзе. Однажды я слышал такое высказывание: что рок в Британии — это неправильно понятый блюз. Мне очень хочется исполнить несколько вещей Led Zeppelin, но сделать это чуть-чуть по-другому.
P.S. Как-то журналист одного из армянских изданий поинтересовался у Сергея Манукяна, сказывается ли на творчестве певца его армянское происхождение. Тот ответил так: «Думаю, что да. Когда я импровизировал в США, мне говорили, что у меня есть интонация Востока. При исполнении американской джазовой песни я нередко использую элементы армянской музыки». Тот же журналист попросил Сергея рассказать анекдот из серии «Армянское радио» И Манукян таки рассказал! Но об этом как-нибудь в другой раз.
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Фото Ильи Долгопольского

Из досье «Алефа»
Сергей Манукян родился в Грозном 15 марта 1955 года Дебютировал в оркестре Гостелерадио ЧИАССР в качестве барабанщика еще в подростковом возрасте. Дебют на большой джазовой сцене в качестве вокалиста произошел на джазовом фестивале в Риге в 1981 году. Критика тогда назвала Манукяна «мастером скэта и джазовым певцом номер один». Первый международный конкурс вокалистов в Польше принес ему награду и известность за рубежом. В 1980-е Манукян переселился в Эстонию, где работал в Таллине в составе джаз-рок-группы «Авиценна». В конце 1980-х Сергей Манукян начал сотрудничать со студией Warner Вrothers — с Ричардом Элиотом, от студии Capitol он получил предложение записать альбом; тогда же Фрэнк Заппа (Frank Zappa) использовал музыку Манукяна в своем проекте. В 1989 году певец получил Гран-при на первом Всесоюзном телевизионном музыкальном конкурсе «Ступень к Парнасу», а также «Приз зрительских симпатий». С 1991 года живет и работает в Москве. В 1994 году был удостоен звания «Лучший джазовый музыкант года» и награжден премией «Овация». В 2005 году основал собственный Фонд развития джазового искусства.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции