Теплые ступени

 Янкл Магид
 31 мая 2012
 3487

Вавилонский Талмуд иногда мимоходом касается удивительных историй. Трактат «Йома», который не спеша и обстоятельно повествует о том, как проходил Йом Кипур в Иерусалимском храме, вдруг посреди обсуждения всякого рода правил и тонкостей подготовки первосвященника заводит речь о названии специального флигеля в Храме, куда его помещали за семь дней до начала Судного дня.

Флигель назывался «Лишкат пальгедрин», то есть «Контора чиновников». Как, удивляется Талмуд, неужели не нашлось иного имени для места, куда приходил первосвященник, дабы приготовиться к важнейшему из всех служений года? Какое сухое и унижающее название! Флигель надо было бы именовать «Покои достойнейших» или «Апартаменты святости».
Так оно и было, отвечает Талмуд. В Первом храме и в начале Второго флигель назывался «Обитель сановников». После того как власть перешла к царям из династии Хашмонеев, должность главного священника стали приобретать за деньги, и царь назначал того, кто больше заплатит. А как называть место, где сидит назначаемый царем чиновник, как не конторой?
Удивительный извив судьбы: потомки Маккавеев, освободивших страну от греческого владычества и очистивших Храм, стали причиной столь ужасного падения святости. Маккавеи нарушили прямое указание Всевышнего — на царском престоле в Иерусалиме может сидеть только потомок Давида — и были наказаны за свое преступление. В самой форме этого наказания мы можем проследить пути высшей справедливости. За самоотверженность и преданность Торе Маккавеи получили награду: вот уже две тысячи лет любой еврей знает, кто такие Иегуда Маккаби и его братья. Каждый год миллионы свечей, зажигающихся в еврейских домах на Хануку, снова и снова прославляют семейство Хашмонеев. Но от них самих не осталось даже следа — все потомки прославленной семьи были безжалостно истреблены.
«Страх перед Всевышним продляет дни, — приводит Талмуд цитату из Псалмов, — а жизнь злодеев укорачивает».
Начало цитаты, говорит Талмуд, относится к Первому храму, а конец — ко Второму. Первый храм простоял четыреста десять лет, и за это время в нем служили восемь первосвященников. То есть на долю каждого выпало почти пятьдесят два года. Тойсфос (комментаторы Талмуда) называют имена каждого из них, и этот факт приводит меня в изумление. В самом деле, когда где-нибудь на Орловщине или под Франкфуртом отыскивают берестяную грамотку или пергамент тысячелетней давности, это событие рассматривается как важнейшая историческая находка! Талмуд без шума и фанфар рассказывает нам о событиях, случившихся две с половиной тысячи лет тому назад, называя имена, цвета, запахи и звуки, указывая подробности.
Второй храм простоял четыреста двадцать лет, и в нем служило больше трехсот первосвященников. На долю первых — праведных — пришелся сто сорок один год. Назовем их имена: сорок лет первосвященником был Шимон Ацадик, восемьдесят лет — Йоханан-первосвященник, десять лет — Ишмаэль бен Паби, одиннадцать — ребе Элазар бен Харсом. На долю всех прочих пришлось двести семьдесят девять лет, то есть первосвященник, заплатив очень солидную сумму за назначение, служил меньше года и умирал. Как правило, это происходило в Йом Кипур, когда чиновник, купивший сан за деньги, заходил в святая святых, чтобы выполнить самое таинственное и святое действие из всех храмовых работ — воскурение особого состава пряностей. И если первосвященник не находился на должном уровне чистоты и святости, он умирал на месте.
Во Втором храме к ноге первосвященника, входившего в святая святых, привязывали веревку. Коганим, оставшиеся за парохет — завесой, прикрывавшей вход в святая святых, — напряженно прислушивались. Услышав глухой звук падения тела на каменные плиты пола, они немедленно принимались тянуть за веревку. Ведь нет большего кощунства, чем труп в святая святых. Не успевал грешный первосвященник испустить дух, как он уже оказывался снаружи. И так повторялось из года в год на протяжении трехсот лет. Можно только подивиться настойчивости и упрямству евреев, знавших, что идут на неминуемую смерть и все-таки готовых ценой собственной жизни хоть на секунду прикоснуться к величайшей тайне — святая святых в Йом Кипур.
Иногда я представляю себе наших далеких упрямых предков. Их живописные одежды, их ревностное служение, их жестоковыйность и убежденность в собственной правоте. Вокруг стояла тяжелая тьма язычества, на месте будущих европейских столиц дикие племена гонялись друг за дружкой, сжимая в руках деревянные палицы, а в Иерусалиме люди шли на смерть за духовность и прикосновение к тайне.
Читая Талмуд, я вижу величественный Храм, толпы людей, пришедших со всех концов страны; седовласых мудрецов, понять ход мысли которых я могу только после многих часов усиленной работы; левитов, стоящих на ступенях Храма, трубящих в серебряные трубы. Мне кажется, будто и я стою рядом с ними и вижу, как первосвященник, облаченный в великолепные одежды, медленно проходит мимо меня, направляясь в святая святых. Солнце стоит в самом зените, дым от костра на жертвеннике белым столбом уходит в голубое небо.
Пальцами ног, пятками, всем своим существом я ощущаю шершавую поверхность мраморных ступеней. Они еще теплы…
Янкл МАГИД, Израиль



Комментарии:

  • 26 января 2021

    Виола

    https://toldot.ru/pervosvjashennik.html

  • 14 февраля 2017

    Николай

    Где есть подтверждение что священнику привязывали веревку??


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции