ХУЦПА, И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ!

 Лев Авейнас
 24 июля 2007
 4050
В Израиле, в отличие от других стран, итоги подводят три раза в год. На еврейский новый год — Рош га-Шана определяют «человеков» Года, анализируют политические события за время от яблок с медом до яблок с медом... На общегражданский год считают уровень инфляции, экономический прирост или, наоборот, «усыхание», принимают бюджет на будущий год, который всегда хуже предыдущего (бюджет, а не год). А на День Независимости весь народ мучительно пытается понять, что такое израильтянин и чем он отличается от еврея
В Израиле, в отличие от других стран, итоги подводят три раза в год. На еврейский новый год — Рош га-Шана определяют «человеков» Года, анализируют политические события за время от яблок с медом до яблок с медом... На общегражданский год считают уровень инфляции, экономический прирост или, наоборот, «усыхание», принимают бюджет на будущий год, который всегда хуже предыдущего (бюджет, а не год). А на День Независимости весь народ мучительно пытается понять, что такое израильтянин и чем он отличается от еврея. Над этой неразрешимой загадкой жители этих мест бьются уже 56 лет и никак не могут прийти к какому-нибудь удовлетворительному результату. Вот и на этот юбилей государства в предвкушении непременных шашлыков и стейков, являющихся материальным символом нашей независимости, был проведен опрос о национальных и личностных ценностях наших сограждан. На этот раз опрос проводился по заказу компании кабельного телевидения. Очевидно, компания руководствовалась не только вполне естественным любопытством, но и чисто коммерческим интересом. Ну, ведь важно знать, к каким национальным чувствам следует апеллировать, чтобы наиболее полно удовлетворить вкусы и потребности телезрителей. Я бы солгал, если бы заявил, что результаты опроса принесли какие-то неожиданности. Характерные израильские черты остались теми же, многократно обыгранными израильскими сатириками, запечатленными в давнем коллективном автопортрете «Кто он — израильтянин?», который на протяжении нескольких лет живописали яркими афористичными мазками читатели газеты «Маарив» и с которым я уже знакомил читателей «Алефа». Да и с чего бы им поменяться? Ведь в глубине души наши недостатки — это продолжение наших же достоинств, и этими недостатками мы в той же глубине той же души гордимся и наслаждаемся. Помните, как в знаменитом анекдоте: «Страдаете ли вы половыми извращениями?» — «Страдаю?! Я ими наслаждаюсь!» Ну и впрямь, кого может удивить, что основной отрицательной чертой израильтян считают наглость? Именно ее, легендарную израильскую «хуцпу», поставили на малопочетное первое место 25 процентов опрошенных. Интересно, а сколько из этой четверти репрезентативной выборки нашего народа находят эту черту лично у себя? Нет, не зря слово «хуцпа» вошло в английский сленг. Впрочем, как-то открыв перевод на русский язык одной из американских книг, я уже на первой странице обнаружил это слово, оставленное без перевода и даже без сноски. Неужели, подумал я, и русскому читателю уже не надо объяснять, что это слово значит? Причем мне не удалось пока встретить ни одного израильтянина, который бы стеснялся собственной наглости. Подавляющее большинство, наоборот, считают человека без этого неотъемлемого (может быть, на уровне гена?) качества скрытым или явным гоем. В связи с этим я вспоминаю историю почти десятилетней давности, которой не без основания горжусь как пропуском в израильское общество. Один из моих работодателей, который по части наглости был даже не стопроцентным, а двухсотпроцентным израильтянином, однажды отказался платить положенный мне гонорар. Причем аргумент у него был совершенно неотразимым, как наличие лома, против которого, как известно, нет приема. «Не хочу, и все тут, — заявил он, улыбаясь мне в глаза. — Что ты мне сделаешь?» И тут я решил отпустить тормоза. И на всю редакцию, в присутствии испуганных корректорш, машинисток и рекламных агентш, я выдал ему весь запас ругательств на тогда еще весьма посредственном моем иврите. Он у меня сходил «кибенемат» (догадайтесь, дорогие русскоязычные читатели за пределами Израиля, что означает это ивритское слово, которого нет ни в одном словаре) и был зачислен в мамзеры, мАньяки (опять же не путать с русским «маньЯк»). В общем, я облегчил душу. После такого «комплексного» высказывания я, да и все вокруг, ждали, что меня немедленно уволят, если не вызовут на дуэль. Я не стал дожидаться, хлопнул дверью и ушел на свое рабочее место, готовясь собирать вещи. Каково же было мое удивления, когда часа через два к моему столу подошел обруганный мной хозяин, улыбаясь до ушей, положил передо мной причитающийся мне чек и добавил на иврите: «Вот теперь ты настоящий израильтянин!» Так что с «хуцпой» все понятно. Надо ли удивляться, что наиболее полное воплощение израильского национального характера израильтяне, согласно опросу, нашли в известном телеведущем — пошляке, хаме и шоумене Дуду Топазе, который не вылезает из скандалов, связанных с сексуальными домогательствами, вульгарностью и «хуцпой»? Вот пытаюсь я найти эквивалент Дуду Топазу в российском шоу-бизнесе, и честно говоря, не в силах... Ну, а чем же мы еще отличаемся, кроме заурядной «хуцпы»? Надо сказать, что израильтянам присуща самокритичность и наблюдательность. Второе и третье места в списке качеств со знаком минус занимают агрессивность и крикливость. Опять же вряд ли кого это удивило. Впрочем, агрессивность, о которой тут говорится, — это вовсе не та агрессивность, о которой писали советские газеты. Нет, израильско-арабский конфликт тут ни при чем. Просто израильтянин, ударив своей машиной другой автомобиль, тут же готов выскочить и наброситься: мол, чего ты подставляешься! Про крикливость я уже не говорю. Тихо говорящий израильтянин почти наверняка страдает хроническим заболеванием голосовых связок. Иначе с чего бы ему говорить тихо? Ну да что мы все о недостатках да о недостатках?! Имеют же наши сограждане какие-нибудь достоинства? Впрочем, зачем обращаться к опросу? Каждый из нас давно сам составил свою табель о рангах достоинств и недостатков израильтян. Недавно, например, я был с группой журналистов в сравнительно новой туристической достопримечательности — парке «Мини-Израиль», где установлены впечатляющие макеты интереснейших мест и строений Израиля. В мире уже есть несколько таких парков, которые пользуются большой популярностью. Надо сказать, что и наш парк весьма интересен, и всем жителям и гостям Израиля я настоятельно рекомендую посетить это место. Но это, так сказать, реплика «а-парт», «в сторону». Вспомнил я об этой поездке совсем по другому поводу. Принимавший нас директор парка обратил наше внимание на то, что все объекты огорожены и подойти к ним вплотную нельзя. Как он пояснил, израильский парк — единственный, где нельзя подойти к объекту и сфотографироваться рядом с ним. Причина очень проста — если такое разрешить в Израиле, парк не просуществует и недели... Потому что наши непременно должны все попробовать на зуб и что-нибудь непременно отломать на память. Ну вот, опять я об отрицательном! А что же положительное? Итак, главная положительная черта израильтян — это душевная теплота и способность к сопереживанию. Наверное, это так и есть... А еще 12 процентов называют израильтян патриотами и сионистами. Хотя насчет того, кого считать патриотом и сионистом, существует несколько взаимно исключающих друг друга мнений. И вообще у израильтян масса достоинств. Например, готовность помочь ближнему. Правда, такую замечательную черту у сограждан нашли всего семь процентов опрошенных. А прямоту занесли в число национальных добродетелей и того меньше респондентов. На замечательный вопрос: «Что бы вы хотели отправить на Марс в качестве символа Израиля?» наибольшее число опрошенных назвали национальный флаг. Другие предпочитают Танах (очевидно, на случай, что там есть жизнь, и, значит, есть шанс завербовать марсиан, подпадающих под Закон о возвращении). Нашлись даже люди, которые считают символом Израиля в общем-то нееврейское блюдо «фалафель». Будь моя воля, я бы отправил на Марс как символ израильтянина Дуду Топаза. Там ему и место. Пусть там лапает марсианок и шутит «ниже пояса». Хотя, может быть, «это» у марсиан находится выше пояса?


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции