Матисьягу. Дар Б-га

 Татьяна ЛАРИНА
 11 октября 2012
 3141

«Алеф» (см. № 963) писал о Матисьягу (Matisyahu) — американском еврее, который с начала своей карьеры стал объектом сенсационного интереса в США. Прошло пять лет, за это время исполнитель хасидского регги дважды побывал в Москве. Несмотря на все усилия, корреспондентам «Алефа» не удалось встретиться с музыкантом. А вот Игорь Сандлер смог! Он не только пригласил Матисьягу поработать диджеем на вечеринке в еврейском ресторане «Тель-Авив», но и взял у него интервью.

Мэтью Пол Миллер (Matthew Paul Miller) родился 30 июня 1979 года в Пенсильвании, но большую часть жизни прожил в пригороде Нью-Йорка. Его родители были социальными работниками — отец занимался проблемами бездомных, мать работала в школе. В 2004 году американский певец-хасид, который исполняет колоритную смесь современного регги, хип-хопа и традиционной еврейской музыки, взорвал хит-парады своим первым альбомом Shake Off the Dust... Arise. С выходом в 2006-м второго альбома, Youth, артист номинировался на премию «Грэмми» в категории «Лучший регги-альбом», а еще через год журнал Billboard поставил Матисьягу на первую позицию в ежегодном Top 10 Reggae Artistes. К слову сказать, культовый регги-исполнитель с Ямайки Боб Марли в этом чарт-листе занял лишь вторую позицию. С легкой руки шоумена Джимми Киммеля (Jimmy Kimmel) стиль Матисьягу получил название hasidic hip-hop reggae.
Из интервью с Игорем Сандлером
– Мэтью, что заставило тебя петь регги, это же не еврейская музыка?
– Когда я был маленьким и услышал регги, это затронуло мою душу. С тех пор — все! Это как гравитация — она притягивает тебя. И дело не в интеллекте, все зависит от сердца.
– Ты второй раз в Москве. Как тебе Москва?
– Я готов возвращаться сюда еще много раз, ведь мои прадедушка и прабабушка родом из Одессы. Так что у меня здесь есть корни, поэтому я чувствую некую связь, когда приезжаю в Москву.
Москва, Зеленый театр ЦПКиО им. Горького
Первый раз Мэтью Миллер посетил Москву в 2010 году. Его концерт состоялся 30 июня в Зеленом театре Парка культуры и отдыха имени Горького. Игорь Сандлер побывал на этом концерте. «Я много слышал об этом певце, — вспоминает он. — Сначала думал: послушаю две-три песни и уйду. Но не ушел до самого конца. У Матисьягу колоссальная энергетика, он здорово работал, заводил народ. Еще я обратил внимание на публику. Половина зала — евреи, а примерно треть — растаманы*. Как полагается, с дредами, косичками. Мне понравилось, что Мэтью не только исполняет регги, но использует включения элементов хард-рока и новой волны, и психоделики, и электронной музыки. Такой замес — это новое течение, что делает исполнителя интересным, непохожим на других. Хотя акцент Матисьягу ставит на регги. И, конечно, я обратил внимание на его необычную внешность. Настоящий хасид почти двухметрового роста. Это также сильно отличало его от других исполнителей. В Зеленом театре мы не успели познакомиться. А когда Мэтью приехал в Москву во второй раз, я пригласил его в наш ресторан, где он великолепно провел диджей-вечеринку».
Еще одна колоритная деталь концерта в Зеленом театре. При входе продавали фалафель. Самое удивительное, что диковинное арабо-израильское блюдо из жареной гороховой пасты гости предпочли шашлыку, которым тоже торговали неподалеку. А продавцы фалафеля с удивлением обслуживали огромную очередь, выстроившуюся к их прилавку.

Только факты
• К моменту празднования бар-мицвы, которое с шумом прошло в итальянском ресторане, положение юного Мэтью в школе стало шатким. Из-за своего скверного поведения он уже несколько раз оказывался на грани отчисления. В 14 лет отращивал дреды, отлично играл на барабанах и бонго, ловко имитировал ударные инструменты и тянулся в школьном окружении к таким же бунтарям, как и он сам. Тогда же на почве общих музыкальных интересов будущий регги-хасид сблизился с хиппи, однако творческие увлечения не были единственным способом самовыражения Мэтью, по-прежнему одолеваемого хулиганскими страстями.
• Чтобы как-то утихомирить сорванца, родители «сослали» его в лагерь в безлюдной местности штата Колорадо, где, наблюдая за красотой Скалистых гор, тот смог бы спокойно обдумать свои поступки. Казалось, что этот поход, а также последующая поездка в Израиль с трехмесячным курсом обучения в Alexander Muss High School в городе Од ха-Шарон и несколько каникулярных недель на берегах Мертвого моря, помогли ему разобраться в себе и понять, на что лучше направить избыток сил.
• Однако вернувшись в США, Мэтью, вопреки ожиданиям, продолжил прежний образ жизни. Однажды он едва не сжег школьный кабинет химии, после чего решил бросить школу и отправиться путешествовать, сопровождая группу Phish в турне по стране. С трудом, но родителям все-таки удалось убедить его продолжить образование.
• Они отправили сына в Бенд, штат Орегон, где в специальной реабилитационной школе, расположенной в пустынной местности, в течение двух лет он вместе с другими трудными подростками учился и параллельно развивал свои творческие способности. Подросток с головой погрузился в музыкальные занятия, упражняясь в чтении рэпа, вокальном искусстве и битбоксинге — голосовой имитации инструментов. Курс музыкальной терапии не прошел даром. Мэтью вернулся к нормальной жизни — купил мотоцикл, устроился работать на горнолыжной базе, где имел возможность не только кататься на сноуборде, но и участвовать в соревнованиях рэперов в местном кафе. Именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав регги и хип-хопа, который через несколько лет превратит его в знаменитого хасида.
• Продолжив образование в нью-йоркском колледже «Новая школа социальных исследований» (New School for Social Research), он зачастил в синагогу «Карлебах шул» (Carlebach Shul). В парке Вашингтон-сквер он случайно познакомился с раввином Довом Йона Корном, который с пониманием отнесся к его исканиям и приобщил к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях молодой исполнитель ощутил огромный духовный потенциал. Именно тогда Мэтью выбрал в качестве нового сценического псевдонима еврейский вариант своего имени, бывший к тому же его школьным прозвищем, — Матисьягу, что в переводе с иврита означает «дар Б-га». Позже выяснилось, что при обрезании ему было дано имя на идише — Файвиш-Гершл.
При праздновании бар-мицвы у Мэтью из-за этого возникла проблема. «Я не знал, что делать. Все называют меня Матисьягу, вызывают этим именем к Торе — и вдруг выясняется, что зовусь я совершенно иначе. Обратился к своему раввину, и тот сказал: «Никто не зовет тебя иначе, поэтому продолжай называться Матисьягу».
• Мэтью Миллер ведет еврейский образ жизни, никогда не работает по субботам. Практически во всех гастролях певца сопровождает его верная жена Тали. Тали и Мэтью — счастливые родители двух детей. В перерывах между гастрольными турами семейство проживает в Нью-Йорке, в районе Крaун-Хайтс (Crown Heights), Бруклин.
• Религиозные и нравственные искания Мэтью Миллера наложили глубокий отпечаток на его творчество, и он смог занять собственную нишу в музыке. Авторитетом номер один в области хасидской музыки для Матисьягу стал рабби Шломо Карлебах. Вторым главным источником вдохновения для него по-прежнему остается регги, прежде всего его оригинальный вариант, открытый европейцам и американцам Бобом Марли. Уникальность стиля Матисьягу заключается в умении сочетать разнообразные техники исполнения и голосоведения: скороговорки в духе Джона Скэтмена, протяжный вокал, свойственный хасидским напевам — нигунам, упругие ритмы и неожиданные ходы-синкопы и, конечно, освоенный им в совершенстве битбокс.
Ведущая рубрики Татьяна ЛАРИНА, Россия
Использованы материалы  интернет-сайтов

_______
*Растаманы — приверженцы религиозно-политической доктрины африканского превосходства. Многие растаманы слушают музыку Боба Марли и регги в целом, носят дреды. Некоторые причисляют себя к этой группе прежде всего по признаку употребления марихуаны и гашиша.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции