Александр Монин. «Видно, проще умереть…»

 Татьяна ЛАРИНА
 9 ноября 2012
 10445

– С Александром Мониным мы 30 лет были близкими друзьями — с начала 1980 года, когда я работал в группе «Интеграл». И дружили до самой его кончины, — рассказал Игорь Сандлер корреспонденту «Алефа». — Тогда еще не было «Круиза», а была группа «Молодые голоса». Монин приходил к нам на концерты «Интеграла», там мы с ним познакомились и подружились. Когда он стал одним из создателей группы «Круиз» — вместе с Валерием Гаиной, они мощно взлетели, работали, как и «Интеграл», на больших стадионах

…Люди взрослые уже
И могли договориться.
Видно, проще умереть
Или втихаря напиться…
«Роман С», группа «Круиз»

В Москве прошел музыкальный фестиваль памяти лидера и вокалиста группы «Круиз» Александра Монина, приуроченный ко второй годовщине его смерти. «Good МОНИН фест» был организован Центром Игоря Сандлера (SI-Records). И это не случайно — Монина и Сандлера много лет связывала крепкая дружба.
– С Александром Мониным мы 30 лет были близкими друзьями — с начала 1980 года, когда я работал в группе «Интеграл». И дружили до самой его кончины, — рассказал Игорь Сандлер корреспонденту «Алефа». — Тогда еще не было «Круиза», а была группа «Молодые голоса». Монин приходил к нам на концерты «Интеграла», там мы с ним познакомились и подружились. Когда он стал одним из создателей группы «Круиз» — вместе с Валерием Гаиной, они мощно взлетели, работали, как и «Интеграл», на больших стадионах. Позже, когда у меня была группа «Индекс-398» с мощной аппаратурой, мы играли по отделениям: одно — «Индекс», другое — «Круиз». Интересный факт: название фестиваля «Молочные братья», который мы проводим и по сей день, первоначально родилось у нас вместе с Моней (так Игорь называет Александра Монина. – Т.Л.). Сидели с бутылочкой, болтали, смеялись. В то время у меня уже давно был молочный бизнес. Тогда у нас и родилась идея провести фестиваль и назвать его «Молочные братья». После этого такие фестивали мы проводили в Москве несколько лет. И на каждом фестивале выступали Саша Монин и группа «Круиз».

«Он не знает себе цену, так как ни разу не продавался»
Возвращаясь к фестивалю «Good МОНИН фест», приведу высказывание о нем журналиста Владимира Марочкина:
– Главной сенсацией фестиваля стало сообщение ребят из группы «Пушкинг», которые объявили о том, что Монин перед смертью записал двадцать семь новых песен. Одну песню — главную — они показали. В ней Саша пел, что не знает себе цену, так как не продавался ни разу. И это — чистая правда: Монин никогда и никому не продавался, не прогибался под ситуацию. Оттого и не любили его власти — он не шел на компромиссы, поэтому они постарались в 1984 году заставить «Круиз» замолчать. Но народную память не обманешь: «Круиз» пел о счастье. И благодаря этой великой группе мы знаем, как это счастье звучит...

«Я мечтал стать летчиком»
Будущий лидер «Круиза» родился в Венгрии 19 декабря 1954 года. Его отец — военный летчик. За подавление венгерского путча в 1956 году он был награжден орденом Красной Звезды. Когда началось сокращение зарубежных советских войск, Владимира Монина перевели в Россию. Семья жила в Ростове-на-Дону, в Кургане, потом переехала в Омск.
– Я вырос на аэродроме, — рассказывал Александр Монин в одном из интервью. — Мне повезло — с семи лет я с отцом летал на разных самолетах. У него был не просто военный аэродром, там была еще секция парашютистов, эскадрилья спортивных летчиков. Более того, отец прилетал ко мне в пионерский лагерь на «Як-12», садился на небольшой полянке и устраивал катания детей, которые отдыхали в лагере. Потом забирал меня и на этом «Як-12» увозил домой, а через пару дней возвращал. Я мечтал стать летчиком. Мне нравилась эта интересная, яркая жизнь. Но потом я увлекся биологией, химией, собирался стать педиатром. А музыка пришла в то же самое время. И потихонечку забирала меня. В классе седьмом мы уже собрали команду. А с восьмого начали играть на танцах, на школьных вечерах. Семья у меня музыкальная. Отец играет на нескольких инструментах, мама и сестра прекрасно поют. Мне повезло в плане познания музыки из модных музыкальных в то время тенденций, потому что практически до восьми лет жил в Венгрии, а там с музыкой было получше, чем в Союзе. В восьмилетнем возрасте я услышал первый раз Чака Берри, Элвиса Пресли — настоящий рок-н-ролл. Тот драйв, который есть в рок-н-ролле, надо еще поискать. Потом появились битлы, роллинги, цеппелины — и пошло-поехало…
В Омске Александр Монин поступил в медицинский институт на педиатрический факультет. И там собрал команду «Солярис», в которой пел и стучал на барабанах. Когда басиста группы выгнали из института, Монин тоже бросил учебу.

«Звездный скиталец» на десантных парашютах
Родители Александра Монина с уважением относились к его музыкальной карьере. Приведу такой пример. В 1978 году Александр Монин был в составе группы «Молодые голоса», которая на фестивале в Сочи заняла третье место. После такого успеха музыканты начали репетировать рок-оперу «Звездный скиталец», либретто к которой написал Борис Доронин. Это была фантастическая история, рассказывающая о войне добра и зла, ее герои путешествовали по разным планетам. Для этого проекта было создано потрясающее оформление. Вот что вспоминал об этом Александр Монин:
– Когда мы ставили «Звездного скитальца», я приехал в Волгоград к отцу, который командовал там летным училищем. Поделился с ним нашими планами. Тогда он надавал мне кучу десантных парашютов — эдакие оранжевые медузы, которые мы подвешивали определенным образом, и они, специально подсвеченные, летали у нас, как кометы! Специально к «Звездному скитальцу» были сшиты костюмы, сделаны декорации, на первый план был повешен занавес из тюля, который поднимался вверх, а потом опускался к барабанной установке. По тюлю скользили цветовые пятна прожекторов, дыма тогда еще не было, и тюль заменял дым. Было очень красиво. Я пел, стоя на подиуме, сделанном из ящиков, в которых мы возили аппаратуру. Меня дважды било током, когда я, держа в руках микрофон, хватался за металлический ящик, но это только придавало драйва.

Взлет и падение
Группа «Круиз», образованная в 1982 году, стала мегапопулярной, вопреки существующей официальной идеологии того времени. Александр Монин рассказывал:
– Первое представление состоялось в Новороссийске на летней площадке. Она вмещала человек семьсот, и на наш первый концерт, начинавшийся в 19:00, пришло 400 человек. Зато на концерт в 21:00 собралось три тысячи человек! Смели часть забора, у теток-билетерш разорвали куртки!
Дальше начинается история «Круиза», который, в отличие от серой, заштампованной советской эстрады, выплеснул на сцену яркое, хорошо отлаженное представление. В первый состав «Круиза» входили Александр Монин (вокал), Валерий Гаина (гитара), Александр Кирницкий (бас-гитара), Сергей Сарычев (клавиши), Всеволод Королюк (барабаны). С начала своей карьеры группа возила с собой несколько тонн светового оборудования, волшебное, магическое лазерное шоу и пиротехническое представление, воздушные акробатические номера на подвесной системе, десятиметровый воздушный шар и оригинальные сценические костюмы.
При этом — никаких эфиров на радио, не говоря уж о телевидении, информационная блокада была полнейшей. Давление на группу, как и на всю рок-музыку, нарастало. В 1984 году вышел знаменитый приказ № 361 от 12 июля «О мерах по упорядочению деятельности вокально-инструментальных ансамблей», практически запрещавший рок-музыку. На основании этого приказа «Круиз» был насильно расформирован…
В 1992 году «Круиз» был воссоздан в составе, близком к первоначальному. Инициатором восстановления легендарной группы был, конечно, Монин. Но группа, выпустившая пару дисков, альбомы римейков и новых песен, не смогла повторить свой первоначальный успех. Монин страдал: ему были нужны большие залы и стадионы, миллионы восторженных глаз, но при этом он оставался верен себе.
…26 августа 2010 года Александр Монин был госпитализирован с диагнозом «перитонит (гнойный аппендицит)». На следующий день его не стало. По официальной версии, смерть наступила от острой сердечной недостаточности. У Игоря Сандлера на этот счет есть свое мнение:
– Невостребованность, неудовлетвореность привели Монина к летальному исходу. Его похоронили на Люблинском кладбище. Ко второй годовщине памяти Александра на средства друзей мы поставили ему памятник. И теперь все, кто его знал, кто его любил — а это было полстраны, — могут прийти туда и положить цветы…
Ведущая рубрики Татьяна ЛАРИНА, Россия
Фото Ирины Евтеевой и Ильи Долгопольского
Использованы материалы интернет-сайтов и фрагменты интервью с В. Марочкиным



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции