Бестужевки

 Семен Киперман
 9 ноября 2012
 4498

2 октября 1878 года в результате больших усилий знаменитых русских ученых Менделеева, Сеченова, Бутлерова, Бестужева-Рюмина в Петербурге открылись женские курсы, названные по имени их первого директора, ученого-историка К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими. Известно, что норма для лиц еврейского вероисповедания составляла 3 %. Кто же эти еврейские девушки, которым удалось успешно окончить курсы и благодаря последующей деятельности занять заметное место в истории России?

Слушательницей первого набора на физико-математический факультет была Вера Шифф. Вера Иосифовна закончила учебу в 1882 году с отличием. Ее работа по математике была признана выдающейся. Вернувшись в Петербург после получения за границей ученой степени, Вера Шифф была приглашена в Бестужевку, где она читала теоретический курс и вела практические занятия. Стала профессором. Она принадлежала к числу первых женщин России, посвятивших свою жизнь научной и педагогической работе в области математики. Автор нескольких учебников, многих статей. Скончалась Вера Шифф в 1919 году.
Бестужевки принимали активное участие в революционном движении. Членом Союза молодежи «Народная воля» была Мира Марковна Залкина (Брамсон). Она вела пропаганду в рабочих кружках, была арестована и выслана в Якутск.
Рахель Абрамович (1855–1920) принимала участие в кружке Точисского (одна из первых социал-демократических организаций). В 1887 году, после разгрома организации, бежала за границу и после возвращения была арестована. Курсистки Екатерина Эрлих и Нина Познер принимали участие в студенческом движении. Эрлих арестовали и выслали из Петербурга. Познер была вынуждена покинуть Россию и уехать в Женеву, где окончила медицинский факультет. После возвращения в Петербург принимала участие в революции 1905 года, подвергалась арестам.
В марте 1886 года директор департамента полиции К. Плеве подал записку: «Без преувеличения можно сказать, что за последние пять лет не было ни одной более или менее крупной революционной организации, в которую не входили бы слушательницы Бестужевских курсов в значительном числе».
Под предлогом пересмотра вопроса о женском образовании прием на курсы был прекращен. И только в 1889 году после огромных усилий, предпринятых прогрессивной интеллигенцией, прием слушательниц возобновили. Но правительство изыскивало поводы изгнать бестужевок-евреек из Петербурга. Ужесточались правила проживания вне черты оседлости евреев, получивших высшее образование. Окончившая в 1902 году Бестужевские курсы по историко-филологическому отделению Двойра Рафайлович собиралась посвятить себя педагогической деятельности, пользуясь правом на жительство в столице по образовательному цензу. Однако петербургский градоначальник Кленгельс, следуя директивам министра внутренних дел, уведомил полицейского пристава в том, что Бестужевские курсы не являются высшими, а потому еврейка Рафайлович подлежит выселению из Петербурга. Восемь лет адвокат М. Айзенберг занимался делом Рафайлович. И только в мае 1910 года Государственный совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением, что было затем утверждено государем. Слушательницей Бестужевки была дочь еврейского историка С. Дубнова Софья. Но она была исключена из-за участия в студенческих волнениях. Тогда же девушка написала пророческие стихи о преследователе евреев, попустителе кишиневского погрома Плеве, которого сравнивала с Аманом: «Ты ошибся, палач. / Пусть сгущается мрак, / Своего ты не скроешь позора. / В этой жуткой ночи / Свет мерцает вдали, / То немеркнущий свет приговора…» Стихи были напечатаны в журнале «Восход», но властям удалось конфисковать весь тираж. Предсказание Дубновой сбылось. Министр Плеве вскоре был убит.
Окончив Бестужевку, С. Дубнова учительствовала в Гомеле, участвовала в работе «Бунда». В 1911 году вышел ее первый сборник стихов «Осенняя флейта». В том же году она вышла замуж за видного деятеля «Бунда» Г. Эрлиха, впоследствии погибшего в сталинских застенках. После эмиграции из Советской России Софья жила в Польше и Литве. В 1942 году она перебралась в США, где много печаталась. Издала книгу об отце «С.М. Дубнов: жизнь и творчество» и мемуары «Хлеб и маца». В 1973 году в Нью-Йорке вышел в свет ее сборник «Стихи разных лет». Cкончалась С. Дубнова-Эрлих на 102-м году жизни.
Слушательницей Бестужевки была Малка Фрумкина. После завершения учебы участвовала в работе социал-демократических кружков Минска. Затем вступила в «Бунд». После Февральской революции была избрана членом ЦК «Бунда» и являлась редактором журнала «Дер Веккер». В 1920-е годы работала в евсекции РКП(б), член редколлегии газеты «Эмес». После закрытия в 1930 году евсекции Малка Фрумкина была репрессирована и умерла в ГУЛАГе в 1943 году.
Выпускницей Бестужевских высших женских курсов была и Александра Бруштейн. Уже в те годы началась ее литературная деятельность. Писала стихи, очерки, печаталась в провинциальных газетах. Участвовала в революционном движении. Почти десять лет работала в организации «Политический Красный Крест помощи политическим и ссыльным революционерам» (1907–1917). В годы Гражданской
войны А. Бруштейн была лектором и организатором фронтовых театральных команд, о чем рассказала в книге «Страницы прошлого». Свидетельница и участница многих событий конца XIX – начала XX века, А. Бруштейн описала их в автобиографической трилогии «Дорога уходит вдаль» (1956).
Кроме повестей и книг воспоминаний, Александра Бруштейн написала 60 драматических произведений, поставленных на сценах советских театров. Скончалась в 1968 году.
Израильская писательница Шуламит Шалит посвятила очерк выпускнице Бестужевских курсов Эсфирь Фридзель. Дочь провинциального журналиста, родившаяся в 1889 году в черте оседлости в Екатеринославе (Днепропетровск), 16-летней гимназисткой примкнула к революционному движению, выступала на митингах, что «стяжало ей славу оратора». За это пришлось поплатиться исключением из гимназии. В 1906 году Эсфирь поступила на открывшийся в Бестужевке юридический факультет. Выбор отделения статистики (социологии в современной терминологии) совпадал с ее общественно-политическими взглядами. После завершения учебы Эсфирь Фридзель работала в Пензенском земстве, в Московском комитете помощи беженцам (1915–1916). Февральскую революцию приняла с радостью. «Но эту свободу, — писала Эсфирь, — мы очень скоро потеряли… кончился этот светлый период русской истории».
В 1921 году наступил период относительного спокойствия. Э. Фридзель поселилась в Харькове, работала научным сотрудником Украинского института гигиены труда. В 1922 году у нее родился сын Лева. Ее работы печатались в сборниках и научных журналах. Но в 1930 году вся ее жизнь переменилась. Она написала статью «Кому на Руси жить хорошо» для издававшегося в Берлине журнала «Социалистический вестник». Статья была перехвачена ГПУ. Последовали арест и трехлетнее заключение в лагеря на Севере. После освобождения невзгоды продолжали преследовать Эсфирь. С клеймом политической судимой трудно было устроиться на работу. После войны поселилась с сыном под Москвой, работала плановиком-экономистом. С 1967 года вместе с сыном Львом Фонталиным, доктором медицинских наук, профессором, жила в Москве. Продолжала интересоваться жизнью, переживала из-за господствовавшего тогда в СССР государственного антисемитизма. В одном из стихов 80-летняя еврейская женщина достойно ответила тем перевертышам, которые в угоду властям позволяли себе негативно высказываться в адрес Израиля:

О, мой народ! Как за тебя мне больно!
Сто раз униженный,
чужой среди чужих,
Как пригнанный
на торжище невольник,
Еще ты должен славословить их.

Скончалась Эсфирь Фридзель в 1974 году в Москве. Ее сын, репатриировавшийся в Израиль в 1995-м, сумел издать в 2000 году небольшую книгу стихов матери под названием «Вся жизнь», в которой отразилась целая эпоха — 1910–1970 годы.
В советские годы, несмотря на то, что жизненный путь выпускниц Бестужевки не был усеян розами, они сумели добиться заметных успехов в различных областях науки, искусства, литературы. Традиции бестужевок передавались из поколения в поколение. Выпускницы пользовались уважением и признанием благодаря своей высокой квалификации. Поэтому нередко можно было слышать как похвалу: «Ведь это — бестужевка!»
Семен КИПЕРМАН, Израиль
Фото: Илья Гершберг



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции