Виртуоз-хулиган Найджел Кеннеди

 Татьяна ЛАРИНА
 23 ноября 2012
 3735

Знаковым событием уходящего года для любителей музыки стал приезд в Москву одного из самых успешных скрипачей Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy). Интерес меломанов подогревал и тот факт, что знаменитый музыкант приехал в Москву впервые и дал всего один концерт в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Поэтому не удивительно, что билеты, поступившие в продажу в самом конце лета, были раскуплены буквально за несколько дней…  

Знаковым событием уходящего года для любителей музыки стал приезд в Москву одного из самых успешных скрипачей Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy). Интерес меломанов подогревал и тот факт, что знаменитый музыкант приехал в Москву впервые и дал всего один концерт в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Поэтому не удивительно, что билеты, поступившие в продажу в самом конце лета, были раскуплены буквально за несколько дней.
Но самое удивительное случилось в ночь накануне выступления Найджела в Москве: он стал гостем музыканта и продюсера Игоря Сандлера, который принимал Кеннеди в своем Общественно-культурном центре на Чистых прудах. К слову, той же ночью в музыкальном центре побывали корреспонденты многих ведущих телеканалов России, чтобы взять интервью у Найджела Кеннеди. И конечно, он дал эксклюзивное интервью Игорю Борисовичу.
Но сначала — несколько слов о знаменитом скрипаче.

«Времена года» Вивальди — шедевр на все времена!
«Появление Найджела Кеннеди на скрипичном небосклоне мирового искусства в 1970-е произвело сенсацию, — говорит ведущий рубрики “Записки меломана” в журнале “Алеф” Яков Коваленский. — Это было подобно вспышке на солнце. В один момент он стал известен и любим миллионами слушателей. Кеннеди родился в декабре 1956 года в английском графстве Западный Сассекс. С семи лет в школе Иегуди Менухина занимался с самим Менухиным и уже тогда привлек внимание прессы и слушателей. В 16 лет поступил в Танглвудскую школу в США, а затем три года учился в Джульярдской школе у известного скрипичного педагога Дороти ДеЛэй. Карьера молодого скрипача была стремительной: он играл с лучшими дирижерами и оркестрами мира, записал много первоклассной музыки. Некоторые его записи просто изумительны — концерт Бетховена с Теннштедтом, сочинения Шуберта, Мендельсона, Уолтона (скрипичный и альтовые концерты) с Превином и Рэттлом, концерт Элгара снова с Рэттлом и многое другое. Им восхищались, его любили, и залы, где он выступал, всегда были полны. Кеннеди играл также джаз с лучшими джазистами, например, с великим Грапелли. При этом внешне он выглядел, как бродячий панк-музыкант. Все это привлекало на его концерты молодежь».

Имя Найджела Кеннеди стало всемирно известным после выхода в 1989 году его пластинки «Времена года» Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi The Four Seasons) в сопровождении Английского камерного оркестра (English Chamber Orchestra). Пластинка записывалась довольно долго — около полугода. Кеннеди не только играл, но и дирижировал. Альбом шесть месяцев находился на вершине «классического топа» Великобритании, было распродано более двух миллионов дисков. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое продаваемое классическое произведение всех времен. Каждая последующая работа скрипача оказывалась все более новаторской — будь то сборник импровизаций по мотивам композиций рок-гитариста Джимми Хендрикса, джазовый релиз или работа с польским клезмер-трио Kroke.

Из интервью Игоря Сандлера с Найджелом Кеннеди
Игорь: – Ты впервые в России?
Найджел Кеннеди: – Да, впервые, и мне очень нравится здесь. У меня много русских друзей в Лондоне и Нью-Йорке. Поэтому мне кажется, что я уже был здесь раньше.
И.: – Давай поговорим о музыке и музыкантах. Как ты думаешь, кем является Джимми Хендрикс в классической музыке?
Н.: – Думаю, он близок к таким композиторам, как Ференц Лист или Шопен. Хотя Шопен был немного скучной персоной. А Ференц Лист — очень интересный музыкант.
И.: – Так он ближе к Джимми Хендриксу?
Н.: – Да, ближе. Ференц Лист вывел фортепьяно на качественно новый уровень. У музыканта была такая харизма, которая привлекала любителей музыки. И эта черта Ференца Листа, на мой взгляд, весьма знаковая.
И.: – Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
Н.: – Я люблю музыку 1970-х годов. Думаю, это было лучшее десятилетие для музыкальной культуры. В то время были Led Zeppelin, Beatles, джазовые композиции того времени были интересными. Прекрасная музыка от Miles Davis и джаз-рок просто великолепны. Это было благодатное время для всякого рода креатива в музыке — создания чего-то нового и необычного. Слушая музыку 1970-х годов, я нахожу новые интересные идеи для своего творчества.
И.: – Найджел, а кто из классических русских композиторов тебе нравится больше всего? Чайковский, Шостакович или, может, Рахманинов?
Н.: – Среди этих одаренных композиторов мне больше всего нравится Рахманинов. Мое исполнение по сравнению с его — вообще ничто. Жаль, что его уже нет, и я не могу сыграть с ним вместе. Но я готов играть его концерт для скрипки с оркестром целый день. У меня есть пластинки с записями фортепьянных произведений Рахманинова.
И.: – А Шостакович? Скрябин?
Н.: – Обожаю Скрябина, люблю этого сумасшедшего человека. Еще мне нравится Прокофьев за его особую манеру исполнения. А Стравинский вывел оркестровые произведения на особый, своего рода первобытный уровень. В его интерпретациях музыкальные инструменты звучат изощренно, как животные.
И.: – Как ты думаешь, есть ли что-то общее у Рахманинова и Джеффа Бека?
Н.: – Знаешь, Джефф Бек обожает классический оркестр. Он знает, как сделать произведение более ярким. Джефф Бек и Рахманинов привносили в свои произведения и торжественность, и благозвучие. У Джеффа в композициях все стоит на своих местах, и у Рахманинова тоже. Это своего рода судьба, которая отражена в сложной последовательности звуков. У Джеффа тоже есть такая необычная манера. Другими словами, они отличаются от других музыкантов своим сумасшествием. А с другой стороны, кем бы мы были без этого сумасшествия?..

Бах — в рубашке  и жилетке. 
А джаз — в майке футбольного клуба

Обладатель старинной скрипки Джузеппе Гварнери, созданной в 1736 году, Кеннеди известен своей любовью к неформальному стилю в исполнении и одежде. Первое отделение своего единственного концерта в Москве, под стать барочной музыке Баха, Кеннеди отыграл в рубашке и жилете, отдаленно напоминающих наряды кавалеров галантного века. Во второй, джазовой части концерта музыкант появился в футболках своего любимого клуба — Aston Villa (красно-синие полосы), а на спине у Найджела, сменившего инструмент Гварнери на электроскрипку, красовалась цифра 11. Футболки с символикой своей любимой команды Найджел Кеннеди заставил надеть и своих музыкантов — басиста, саксофониста, пианиста и ударника.
А теперь — немного о самом концерте Найджела Кеннеди в Москве. Британский скрипач-виртуоз приехал в Москву со своим квартетом, состоящим из польских музыкантов джазовой сцены. В первом отделении музыканты исполнили Сонату для скрипки соло № 2 ре минор Баха, а второе отделение было посвящено произведениям американского джазмена Фэтса Уоллера в аранжировке Кеннеди. Во время концерта Кеннеди успевал не только импровизировать, но и шутить, и беседовать с залом не хуже рок-звезд, и даже заигрывать с одной из зрительниц в первом ряду. Закончил музыкант свое выступление «Чардашем» Витторио Монти, превратив концерт в шуточное шоу. А когда зрители уже готовы были наградить его последней овацией, Кеннеди напомнил об ирландском происхождении своей фамилии и исполнил лирическую ирландскую мелодию.
Мнения об этом концерте были самыми разными, порой противоречивыми. Нашлись и такие, кому не понравилась экстравагантная одежда Найджела Кеннеди. Но большинство было в восторге — и от концерта, и от необычной манеры поведения музыканта. А кем бы он был без этого сумасшествия?..
 

Ведущая рубрики Татьяна ЛАРИНА, Россия
Использованы материалы новостных интернет-сайтов

Фото: Валерий Кучеренко



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции