У талибов никаких шансов
«Змеи песка». В Интернете фильм представлен так: «В удаленных степях Афганистана стрелковый отряд США обнаруживает, что повстанцы — далеко не главная их угроза. В результате серии взрывов из недр земли выходит полчище гигантских доисторических червей, уничтожающих все на своем пути. Объединившись с афганским беженцем, пехотинцы вынуждены спуститься в подземные туннели, чтобы использовать свой единственный шанс на спасение…» Канадское кино 2009 года. Военный триллер. Ничего оригинального, погоды на кинематографическом рынке не сделал, рейтинг — три с половиной по десятибалльной шкале. Большего не заслуживает. Даже и не знаю, шел ли в московском прокате. Случайно попался на глаза: бессмысленно ткнул в кнопку телевизионного пульта.
Фильм апеллирует к целому ряду предшественников, самый очевидный из которых — американец «Дрожь земли» (1989): тоже с гигантскими подземными червяками, но со своими, домашними, в Неваде. Ну а в «Змеях песка» еще и восточная экзотика, жестокие талибы, остерн, одним словом.
Талибы взрывают шахту, оттуда являются монстры, миллионы лет жившие себе в подземной вселенной безо всяких намерений коммуникации с верхним миром: то ли дремали, то ли как-то функционировали, чем питались — неизвестно. А тут масса новых впечатлений, активны, быстры, передвигаются под землей с неимоверной скоростью, выпрыгивают в самых неожиданных местах, чудовищно прожорливы, жрут что ни попадя, главным образом палящих в них из всех видов оружия двуногих, совершенно не отличая талибов от американских солдат, не брезгуют и вертолетами.
Идея проста: человечество в своем безумии нарушает экологическое равновесие и получает по заслугам: картина художника Ильи Репина «Не ждали». В российском культурном контексте, вряд ли предусмотренном создателями фильма, — «Роковые яйца». А еще у Толкиена. Толкиена-то они наверняка знают, Барлог — древний мистический ужас, разбуженный неразумной деятельностью гномов.
Талибы разрушают хрупкую перегородку между мирами не только динамитом — или чем там они ее разрушали, — но и духом ненависти. Читающие эти строки задают себе резонный вопрос: это «Искусство кино» или «Алеф»? При чем тут евреи, и если ни при чем, то когда появятся? Читатель ждет уж рифмы «розы» — на вот, возьми ее скорей!
В американском отряде шесть человек. Все парами. Храбрый белый — храбрый чернокожий. Прекрасные воины. Оба. С политкорректностью все о’кей. Поэтому две дамы: белая и чернокожая. Тоже очень хорошие. В прошлом чернокожая была плохой девочкой, но теперь исправилась. Последняя пара: ирландец (или не ирландец?) и еврей. Если мне не изменяет память, фамилия еврея Каминский — впрочем, это не имеет никакого значения. Ирландец (псевдоирландец?) не такой хороший, как все остальные. Подозревает хорошего аборигена в плохих намерениях и вообще готов весь этот восточный базар истребить без разбора, закатать в асфальт дикую страну, сделав из нее большую автомобильную стоянку.
А что же наш брат-еврей? А он там единственный интеллигент, гуманист, верящий в человека, славный рефлектирующий малый, мужественно преодолевает слабость, талибы отобрали фото дочери, для него это катастрофа — как его только с такой тонкой внутренней организацией занесло на войну?..
Создатели фильма пользуются шаблонами, что в рамках жанра художественно оправдано. Еврей оказывается здесь не только национальным, но и социальным типом, и это образ интеллигента и гуманиста. Вот таков он в массовой западной культуре. Не сказал бы, что это совпадает с усредненным образом еврея в России, определенно не совпадает, а уж каков этот образ у талибов всех мастей — просто ужас. Разность менталитетов.
Впрочем, червяки съедят всех: и плохих, и хороших — им без разницы. И еврея тоже. Я против, но по сюжету так положено. Спасутся только американская девушка и афганская девочка — ну хоть они. Они улетают на вертолете в прекрасную Америку. Пустыня остается за червяками, у талибов — большая мечта западного человечества — никаких шансов, вмешательства американцев более не требуется.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!