«Большая семья» Клаудио Аббадо

 Яков Коваленский
 7 февраля 2013
 5108

В сентябре в Москву и впервые в Россию приехал и дал единственный концерт оркестр Люцернского фестиваля. Это событие в культурной жизни страны, так как дирижировал оркестром его создатель, великий музыкант современности Клаудио Аббадо (Yakov Claudio Abbado). Приезд оркестра был организован Московской филармонией. В 2003 году Аббадо и Михаэль Хефлигер (артистический и исполнительский директор Люцернского фестиваля) создали оркестр, который ежегодно открывает летний сезон в Люцерне. Создатели коллектива восстановили и продолжили традицию А. Тосканини, который в 1938 году впервые собрал группу выдающихся музыкантов и сформировал из них ансамбль для легендарного Concert de gala в Люцерне. Эти концерты продолжались до 1990 года, а с 2003-го эту традицию восстановили.

Аббадо пригласил в оркестр своих друзей: Сабину Майер и ее группу, Хаген-квартет и др. Как было сказано на пресс-конференции: «Наш оркестр — большая семья». С самого начала выступления возрожденного оркестра произвели фурор в мире музыки. Концерты транслируют по радио и телевидению, выпускают записи на DVD. При этом состав оркестра меняется — каждый год дирижер приглашает играть солистов из лучших оркестров мира. Например, в течение семи лет в оркестре играла одна из лучших виолончелисток России Наталия Гутман. Основа оркестра — 45 музыкантов из Камерного оркестра имени Малера, также созданного Аббадо.
В Москве на концерте играли музыканты из многих оркестров, в их числе Берлинский и Мюнхенский филармонический, Болонский имени Моцарта. Среди участников оркестра много профессоров консерваторий Берлина, Фрайбурга, Турина, академии Санта Чечилия и других европейских вузов. Фестиваль Люцернского оркестра проходит летом раз в году. При этом оркестр гастролирует по городам Европы, а в сентябре 2012 года посетил Вену, Москву, Гамбург и Феррару.
Создатель и бессменный руководитель оркестра Клаудио Аббадо родился в 1933 году в Милане в семье музыканта. Он окончил Миланскую консерваторию и совершенствовался в Венской академии музыки у дирижера Ганса Сваровского. Аббадо выиграл два престижных дирижерских конкурса — имени Кусевицкого и Д. Митропулоса — и был приглашен ассистентом Л. Бернстайна в Нью-Йоркский филармонический оркестр. В 1965 году Караян пригласил Аббадо дирижировать оркестром Берлинской филармонии на Зальцбургском фестивале. Это был первый случай, когда Караян доверил свой оркестр молодому дирижеру.
Мастерство Аббадо, его пытливый ум и колоссальные знания разных стилей музыки привели его на пост главного дирижера театра Ла Скала, где он проработал с 1968 по 1986 годы. Кстати, с этим театром он впервые приехал на гастроли в Москву в 1964 году и уже тогда поразил публику своим вдохновением, мастерством и умением работать с певцами. Невозможно забыть его выступления с «Реквиемом» Верди, оперой «Золушка» Россини и знаменитой «Аидой». С 1989 по 2002 годы дирижер руководил одним из лучших оркестров мира — Берлинским филармоническим, заменив на этом посту великого Караяна. Именно с этим оркестром Аббадо приезжал в Москву.
У дирижера много престижных премий за успехи и вклад в развитие музыки. Одна из последних — премия Израильского фонда Р. Вольфа (Wolf Prize) в 2008 году. По опросу, проведенному журналом BBC, Клаудио Аббадо является в настоящее время самым выдающимся дирижером планеты.
В программу московского концерта вошли Фортепианный концерт Моцарта № 17 соль мажор и Симфония Антона Брукнера № 1. Солировала в моцартовском концерте португальская пианистка Мария Жоао Пиреш, одна из лучших пианисток своего поколения. В последнее время она выступает редко, и ее приезд в Москву — большая радость для меломанов. Особенностью ее выступления стало полное слияние с оркестром, это была абсолютная моцартовская гармония. Красота тона фортепиано, изысканные пассажи пианистки и нежные звуки оркестра настроили публику на мечтательный лад. Звук Пиреш был нежным, а ее легато — бесконечным.
Звучание оркестра было рафинированным и глубоким, создавалось впечатление, что играет один большой инструмент, который называется Люцернским оркестром. Это достигалось первоклассной игрой музыкантов и грандиозным мастерством дирижера. В антракте публика в фойе Зала имени Чайковского напоминала встревоженную и возбужденную толпу — все были потрясены игрой коллектива.
Во втором отделении была исполнена Первая симфония Брукнера, великого австрийского композитора (1824–1896). Музыка Брукнера — одна из самых сложных и трудных для восприятия. Ее значение стало понятным только в XX веке. Гармонии, ритм, чувство формы Брукнера относятся к сегодняшнему времени. По-настоящему его творчество оценено только за последние 50 лет. Именно свою Первую симфонию, написанную в 1866–1867 годах, композитор счел достойной для публичного исполнения, которое состоялось в мае 1868 года в Линце под управлением автора. Симфония была посвящена Венской консерватории. Так как музыка Брукнера была непривычна для того времени, то впоследствии и Первую, и последующие симфонии (всего композитор написал девять огромных полотен) при жизни композитора почти не исполняли.
Его травили в прессе, издевались над ним, несмотря на то, что его высоко ценили Лист и Вагнер. Брукнер ответил на критику так: «Хотят, чтобы я писал по-другому. Я могу, но не имею права. Среди тысяч других Б-г наградил талантом меня. Как же я предстану перед ним, если буду следовать не его Б-жественному внушению, а советам других?..» Позже Брукнер несколько раз перерабатывал Первую симфонию и в 1891 году написал другой вариант, добавив много новой музыки и изменив оркестровку.
Этот вариант симфонии называется Венский, он и исполнялся на концерте в Москве. Музыкальный язык симфонии прост и сложен одновременно, надо только поддаться звукам и слушать игру оркестра. Сложность музыки проста, она не выдумана, а является естественным выражением чувств самого композитора. Аббадо разворачивает музыкальные события медленно, постепенно усиливая напряжение и динамику звучания. Он сумел захватить зал полностью, звуковая палитра была необыкновенной. В тишине зала ощущалось напряжение ожидания. Игра оркестра была такой тонкой и вдохновенной, музыка так пленяла слушателей, что хотелось ее бесконечного продолжения. Все просто, ясно и доступно. Гармонии композитора и темпы необыкновенно современны, казалось, что музыка создана в конце XX века.
Какое композиторское провидение! «Эта музыка представляет диковинный сплав молодых идей с мудрым мастерством», — так сказал о симфонии российский дирижер Г. Рождественский, один из немногих, кто исполнял все симфонии Брукнера. Манера дирижирования Аббадо простая и внешне почти бесстрастная, но в этом и кроется мудрость этого великого музыканта. Оркестр понимает его мгновенно, на уровне подсознания. Симфония длилась час, но это был только миг счастья. Овации оркестру и дирижеру были громкие и долгие.
Вспоминаются слова Тынянова: «Брукнер — проповедник!» Как многие великие композиторы прошлого, он не был понят своими современниками. Такова судьба и Малера, а в новейшем времени — Шнитке.
Оркестр подтвердил свою славу лучшего мирового симфонического коллектива, а Аббадо — величайшего интерпретатора музыки, живущего среди нас. Равнодушных в зале не было. Все были охвачены необыкновенным счастьем и радостью. Мы прикоснулись к тайне создания музыки.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции