Андраш Шифф покорил «музыкальный Эверест»
Венгерский пианист услышал в музыке Бетховена грядущую Катастрофу Концертный сезон 2012/2013 в Зале имени Чайковского открыл великий венгерский пианист Андраш Шифф. Программа концерта была необычной: пианист играл три последние сонаты великих композиторов венской школы — Гайдна, Бетховена и Шуберта. Эти сонаты создавались в 1790-х и 1821–1822 годах. Между ними лежат различные эпохи. Для каждого из композиторов эти произведения — подведение итогов их деятельности в жанре фортепианной сонаты, одного из самых популярных и любимых жанров композиторов того времени.
Шифф — большой мастер составления программ своих концертов, в них всегда заложен важный смысл. Последняя соната Гайдна № 62 (написана в 1794 году, а издана в 1798-м) принадлежит еще эпохе относительного мира в Европе, хотя Французская революция уже произошла. Гайдн еще прожил много лет, но больше к этому жанру не возвращался. Сонату он писал одновременно с Лондонскими симфониями. Третья часть была написана не в стиле рондо, как было принято, а в обычной сонатной форме.
Пианист играет Гайдна мужественно и выпукло, ясным и красивым звуком. И, как часто у Гайдна, в музыке много юмора, а у пианиста цепь очаровательных находок и блеска. И сразу, без паузы, Шифф перешел к сонате № 32 Бетховена, гениальному, итоговому сочинению композитора, написанному в 1822 году. Абсолютно другая эпоха, такое впечатление, что эти произведения разделяют века. В этой музыке есть что-то космическое, моментами потустороннее и даже мистическое. Что стоит за этой музыкой?
Прошло 200 лет, но в фортепианной музыке ничего более значительного по воздействию на слушателя не написано. Шифф играет мощно, звук насыщенный, музыкальный поток вас уносит далеко-далеко, туда, где уже нет жизни. Вихрь, который всех увлекает, и спасения нет! Это сродни какой-то вселенской катастрофе. Бетховен в силу своей гениальности как бы предсказывает грядущую Катастрофу еврейства, а пианист воплощает этот ужас в музыке. Добавлю, что родители Андраша Шиффа познали ад Освенцима…
Зал полностью во власти пианиста, ничего нет — только звуки музыки, трагической, бесконечной и прекрасной. Конечно, после такого потока нужно бы отдохнуть и осознать все, но пианист без паузы переходит к знаменитой последней сонате Шуберта № 21, написанной незадолго до смерти композитора в 1921 году. Это одно из величайших сочинений романтической эпохи, которое привлекает всех пианистов. Оно подобно горе Эверест, которую хотят покорить, но это дано немногим. Шифф — один из лучших интерпретаторов музыки Шуберта. Соната огромная, с бесконечными повторениями тем и частей, которые Лист называл «божественными длиннотами». Часто это музыка многим кажется однообразной и даже скучной.
Но у пианиста было такое глубокое проникновение в текст, такая смелость в повторах и динамике, что 43 минуты, пока звучала соната, показались мгновением. Объяснить это невозможно. Несколько замедленные темпы, части сонаты следовали одна за другой без всяких пауз, но этот музыкальный поток полностью «окутал» слушателей, словно мы попали в какой-то иной мир. В зале стояла полнейшая тишина, все были словно загипнотизированы. Звучала только Музыка.
Шубертовская соната сочинялась почти одновременно с бетховенской — это уже абсолютно другая эпоха, не трагедия, а ностальгия и тоска, бесконечная печаль. Человеческая жизнь с невзгодами и разочарованиями, медленное угасание человека. Бесконечные повторы создали атмосферу необыкновенного проникновения и гармонии. Одним словом, три сонаты — три эпохи развития музыки. Когда Шифф закончил играть, какое-то мгновение даже не было аплодисментов, словно люди выходили из транса. Концерт длился 105 минут. Такого не было никогда.
За кулисами мне удалось спросить пианиста, почему он играл без антрактов. Шифф ответил, что так ему легче сосредоточиться в игре, хотя он понимает, что так слушателям было труднее воспринимать музыку. Пианист выбрал интереснейшую программу, целью которой было сравнение фортепианных стилей не только различных композиторов, но и эпох. Этот концерт еще раз показал, что Андраш Шифф — один из великих исполнителей своего времени. Венская классика нужна людям и в начале XXI века. Поэтому каждый приезд этого пианиста — счастье для почитателей его таланта.
Ведущий рубрики Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!