Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 22 августа 2013
 2531

На первый взгляд, вопрос «Сколько времен года в иудаизме?» представляется абсурдным. Что за вопрос? Очевидно, что времен года в иудаизме столько же, сколько и не в иудаизме — четыре: весна, лето, осень, зима. Как же иначе? И вообще, при чем тут иудаизм?

Если вы так считаете, то заблуждаетесь. Сейчас я вам открою глаза.

«Период между Шмини Ацерет и праздником Песах… называется зима, а период между праздником Песах и Шмини Ацерет — лето». Это из комментария к литургической, то бишь молитвенной теории и практике.

В молитве Шмонэ Эсре, которая произносится трижды в день и которая на кончике языка у каждого практикующего еврея, есть переменный, зависящий от времени года пассаж.

Летом (в еврейском понимании этого слова) говорят: «Ты — великий Избавитель, посылающий росу». А зимой (в еврейском понимании этого слова) говорят: «Ты — великий Избавитель, посылающий ветер и дарующий дождь». Никаких других времен года, кроме зимы и лета, не предусмотрено, весна и осень растворены в них без остатка.

Далее в молитве этой о Всевышнем говорится как о «питающем по доброте Своей живых». И действительно: без дождя зимой какое питание? Никакого. Страну Израиля трудно назвать речным и озерным краем — просто язык не поворачивается. Кинерет с Хулой и байдарочная речка Иордан ничего в этом отношении не меняют.

Лето в Стране Израиля без дождей, летом о них даже и не молятся: смысла нет — была бы роса, и этого нам довольно.

А вот ежели зимой дождей не будет, тогда беда: Кинерет высохнет. Все от дождя зависит. Потому благословен «дарующий дождь».

Со времен Талмуда в этом отношении мало что изменилось. Да, новые технологии, да, опреснение морской воды. А дождя несколько лет не будет — и катастрофа.

Что интересно: молитва о дожде и росе составлена в Стране Израиля для Страны Израиля, но евреи произносят ее, куда бы ни ступила их нога — и на Северном полюсе тоже, хотя на Северном полюсе дождь и роса, кажется, не очень-то предусмотрены. А в России, как известно, классическое лето предполагает не только зной и комаров, но и обильные дожди и грозы. Но российские евреи молятся в грозу о росе, а в снегопад — о дожде, хотя, я вам скажу и вы со мной согласитесь, зимой дождь в Москве — большая гадость. И при том вовсе бесполезная для грядущего урожая.

А все потому, что Страна Израиля — центральна.

Теперь возвращаемся к трактату «Таанит», по которому мы с вами продолжаем гулять.

Трактат «Таанит» открывается дискуссией, в какой момент надо начинать молиться о дожде. В споре участвуют два выдающихся мудреца I века: рабби Элиэзер и рабби Иегошуа.

Рабби Элиэзер говорит: молиться надо с первого дня Торжества, то есть с первого дня Суккот. Рабби Иегошуа говорит: молиться надо с последнего дня Торжества. Последний день Суккот — это как раз Шмини Ацерет.

Как аргументирует рабби Иегошуа? В Суккот народ перемещается из домов в шалаши. Во всяком случае, практикующий народ в Стране Израиля. А во времена Талмуда, в отличие от нынешних времен, весь народ был практикующим.

Крыша у шалаша дырявая, из пальмовых ветвей, от дождя не спасает. Вы сидите в своем прекрасном шалаше, пируете и вообще наслаждаетесь жизнью, и тут на голову вам обрушивается ливень, причем, что смешно, по вашей же просьбе. Всевышний откликается на вашу просьбу: заказывали дождь? Пожалуйста! Но вы не испытываете от этого никакого наслаждения.

Вот рабби Иегошуа и говорит: дождь в день Торжества — это не благословение, это — большая гадость.

Трудно с ним не согласиться.

Тем более в России дождь в Суккот бывает холодный, а порой так даже и ледяной, и снег бывает. Оно, конечно, крыши здешних шалашей покрывают не пальмовыми ветвями, а еловым лапником, но и он порой, увы, не спасает, и когда тебе льет за воротник, под ногой лужа, а фаршированная рыба готова от тебя уплыть, когда небесная влага капает у тебя с кончика носа на готовую уплыть фаршированную рыбу, это может понравиться человеку только с очень оригинальным складом ума.

Так что хорошо и даже очень хорошо, что наши мудрецы, благословенна их память, точку зрения рабби Иегошуа приняли, а точку зрения рабби Элиэзера отвергли, хотя он и умнейший был человек.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции