Евреи на земле ацтеков и майя

 Эдуард Белый
 29 сентября 2013
 3514

Когда я впервые попал в Мексику, а было это в уже далеком 1998 году, в ноябре, меня поразили две вещи: развешанные по всему городу Колима скелеты, черепа и прочие детали человеческого тела и… йогурт под названием «Лехаим». Оказывается, это был праздник поминовения усопших, и мексиканцы таким образом отдавали дань своим покойным родственникам и друзьям. В этом мероприятии причудливо переплелись католические обряды и отголоски индейских культов. С йогуртом я тоже разобрался, хотя в городе, где я работал в университете, евреев не наблюдалось, но пожелание «лехаим» было весьма популярным.

Мексика с момента ее завоевания испанцами была закрыта для евреев. В 1511 году был издан указ, запрещающий марранам (крещеным евреям) въезд в Новую Испанию, как первоначально именовалась Мексика. Деятельность инквизиции также была направлена преимущественно против марранов. Испанский король Карл V не уставал напоминать святым отцам об их главной обязанности — преследовать марранов. В 1574 году в Мексике прошло первое аутодафе в Новом Свете: на костре ­сожгли трех евреев. Под нож инквизиции попал даже самый видный представитель марранов — губернатор (!) одной из пяти провинций страны Луи де Кархаваль-младший.
Тем не менее, евреи продолжали прибывать в Мексику. С конца XIX и начала XX века в Мексику стали эмигрировать английские, французские и немецкие евреи. Это была осознанная и добровольная иммиграция людей, искавших приложения своим способностям и капиталам. Многие из них затем возвращались в страны своего происхождения. Еврейская община в Мексике не складывалась.
Мексиканские власти, начиная с правительства президента Порфирио Диаса (конец XIX – начало XX вв.), благосклонно относились к еврейской иммиграции, особенно приветствуя бизнес-иммиграцию, вкладывавшую средства в сельское хозяйство, промышленность и торговлю. Однако с самого начала у этой иммиграции («некатолической») были и влиятельные противники.
Перед Второй мировой войной, когда иммиграция в США была ограничена квотами, еврейские организации обратили свой взор на Мексику. Однако и здесь ужесточились иммиграционные требования. В конце прошлого века в Мексику прибыло лишь несколько тысяч евреев, в основном это были выходцы из Польши. Местные жители называли их поляками. Это название сохранилось до сих пор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровцев, берегов Мексики достигли два транспорта с евреями — преимущественно детьми-сиротами, родители которых погибли в нацистских концлагерях в Польше.
Во второй половине 1940-х годов, особенно во время Войны за независимость Израиля, мексиканские сионисты закупали и переправляли в Палестину оружие, боеприпасы и авиационное топливо, несколько сотен молодых мексиканских евреев репатриировались в этот период в Палестину. Чрезвычайный палестинский комитет, сформированный в Мексике в 1946 году, оказал определенное влияние на позицию правительства страны по вопросу о признании Государства Израиль.
В настоящее время еврейская община Мексики (около 50 тыс. чел.) является первой по численности в Центральной Америке и Карибском бассейне и единственной во всем мире (кроме Израиля) еврейской общиной, численность которой неуклонно растет, начиная с 1948 года.
Мексиканская еврейская община отличается четкой, продуманной организацией. Это касается начального образования, издания большого числа еврейских журналов и газет и т. д.
Чтобы победить финансовый кризис, затронувший многих евреев, общиной разработаны программы, основанные на принципе Маймонида: «В созидательной деятельности больше благотворительности, чем просто в денежной помощи». С этой целью создаются предприятия, чтобы обеспечивать людей работой.
В то же время среди групп, официально зарегистрированных как израильские, есть и протестантские секты, и метисы (мексиканцы с индейскими и европейскими корнями), претендующие на еврейское происхождение (группы «Иглесиа де Диос» и «Каса де Диос»). Ни одна из этих групп не признается ни израильским, ни мексиканским раввинатом.
Для Мексики характерен относительно низкий уровень ассимиляции и смешанных браков. Когда невеста — нееврейка (еврейки крайне редко выходят замуж за представителей других конфессий), она должна пройти довольно сложную подготовительную процедуру и сдать соответствующий экзамен. Только после этого ее допус­тят к погружению в микву, и затем жених поведет ее под хупу. Иудаизм должен быть принят до свадьбы — таков в Мексике путь для тех, кто хочет жить полноценной еврейской жизнью. Американский журнал Forbes в список самых богатых людей мира включил десять миллиардеров из Мексики. Фамилии этих людей не оставляют сомнений в их еврейском происхождении. Хотя самый богатый человек планеты, по версии Forbes, тоже мексиканец, но арабского происхождения — Карлос Слим Элу.
Многие мексиканцы — «истинные католики» — зажигают по пятницам свечи, соблюдают кашрут — во всяком случае, не смешивают молочное и мясное. Обрезание — одна из самых распространенных операций в мексиканских больницах. В провинциальной Колиме, где я работал, евреев вроде не было вообще, но по субботам многие магазины были закрыты.
Мой куратор в университете часто подчеркивал, что его родители — «испанцы» из знатного рода, но свинину он не ел никогда, а по субботам в университете я его не видел ни разу. Низкий уровень ассимиляции вполне успешно сочетается с активным участием еврейской общины в деловой и культурной жизни Мексики. Мексиканские евреи сегодня — это элита страны: бизнесмены, юристы, ученые, общественные и государственные деятели. Крупнейшая финансовая группа BANAMEX была основана Мозесом Сабу, евреем-миллиардером и филантропом. На его деньги были созданы ешивы в Мексике, Израиле и других странах мира. Мозес Сабу начинал простым инженером, а стал владельцем огромной корпорации, имеющей широчайший профиль — от фармацевтики до жилой и коммерческой недвижимости.
В Мексике и за ее пределами хорошо известны имена художников Диего Риверы и его подруги Фриды Кало. Диего Ривера был потомком разновидности крещеных евреев, так называемых конверсос. Родители воспитали в нем уважение к иудаизму, который он считал доминирующим элементом своей жизни.
Фрида Кало была дочерью венгерского еврея и мексиканки. Такой жгучий сплав дал поразительный результат — в ней соединились талант художника и невероятный женский темперамент. Те, кто видел фильм «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли, могли в этом убедиться.
Сидни Франклин, американский еврей из Бруклина, стал в Мексике одним из самых известных тореадоров! Талант Сидни Франклина отмечал Эрнест Хемингуэй, который был большим знатоком корриды.
Отдельные антисемитские эксцессы пресекаются властями страны. Конгресс Мексики даже принял специальный закон, запрещающий все формы дискриминации, в том числе антисемитизм. На знаменитом мексиканском курорте Акапулько находится единственный не только в Мексике, но и во всей Латинской Америке кошерный отель с действующей синагогой, кошерным рестораном и даже шабатным лифтом!
Мексика признала Государство Израиль 4 апреля 1949 года. Мексика и Израиль поддерживают связи на уровне посольств. До начала 1970-х годов Мексика придерживалась умеренно произраильской политики, однако сближение со странами третьего мира постепенно привело Мексику к поддержке ближневосточной политики афро-азиатских стран.
Между Израилем и Мексикой существуют, тем не менее, активные экономические, научные и культурные связи. В Мексике регулярно гастролирует Израильский филармонический оркестр. Научно-исследовательский институт имени Х. Вейцмана (Хайфа) проводил в Мехико заседание своего попечительского совета. В конце прошлого века президент Мексики Эрнесто Седильо посетил Израиль с официальным визитом во главе большой делегации, в которую входили министры, бизнесмены и представители еврейской общины Мексики. Во время визита был подписан договор о свободной торговле между двумя странами.
Эдуард БЕЛЫЙ, Россия



Комментарии:

  • 19 сентября 2022

    Итальянос .

    Мексика, страна на центральной площади американского континента, экономически успешная, но "наркодилеры" и "барыги" портят внешне страну, "опасны" и вороваты.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции