ВТОРОГОДНИК ЮРИЙ БЕЛЯЕВ

 Яна Маевская
 24 июля 2007
 3678
«Вялотекущая шизофрения — это диагноз, который можно поставить любому артисту, да и любому человеку, занимающемуся искусством». Эти слова Юрия Беляева, сказанные им в одном из интервью, трудно отнести к нему самому
«Вялотекущая шизофрения — это диагноз, который можно поставить любому артисту, да и любому человеку, занимающемуся искусством». Эти слова Юрия Беляева, сказанные им в одном из интервью, трудно отнести к нему самому. Актером он стал как бы случайно, перепробовав до этого много профессий: работал на заводе, инструктором ДОСААФ, дворником, грузчиком. Многим зрителям он знаком по фильму «Графиня де Монсоро», где сыграл роль графа. А театралы восхищаются его игрой в спектаклях театра «Эрмитаж» «Живой труп» (Федор Протасов) и «Анатомический театр инженера Евно Азефа» (Азеф). При этом Юрий Беляев вот уже почти тридцать лет верно служит Театру на Таганке. В Израильском культурном центре, где мы встретились с Юрием Викторовичем, первое, на что я сразу обратила внимание, — это удивительная скромность и интеллигентность артиста. — Юрий Викторович, в Театре на Таганке выросло целое поколение звезд, начиная с Высоцкого, Филатова, Золотухина, Демидовой и многих других. Вы себя считаете звездой? — Нет. У меня нет некоторых качеств для того, чтобы отнести себя к звездам. В частности, успешности, самолюбия, стремления популяризовать себя. Я не смогу по Интернету рассылать приглашения газетам и журналам, чтобы они пришли посмотреть, какой купальник я буду покупать жене перед очередной поездкой на курорт. Не смогу я этого. Мне стыдно. — А как вы относитесь к своей профессии? — В какой-то определенный момент своей жизни я вдруг понял, что очень ее не люблю. Она коварная, абсолютно не мужская, она корежит и ломает мужиков, не жалеет никого. Я стал ненавидеть свое дело и своих коллег. Судорожно искал, чем бы заняться, куда бы приложить свои силы. И с ужасом понял, что ничего не умею делать. Руки ни к чему не приспособлены, а голова — так тем более. Я иждивенец тире артист. Умею только выучить чужой текст и ходить под чужую мизансцену. Я был в ужасе и не знал, что делать. Оставалось одно — попытаться овладеть профессией, которая профессией не является. Урок был жестоким, но прошел не без пользы. — Что именно вам не нравится в профессии актера? — Отсутствие критериев. Есть только два параметра: нравится — не нравится. Если хирург не может позволить себе лишнее движение скальпелем, потому что пациент умрет, то актер может не то что скальпелем — бревном, да мимо цели! А потом еще с гордостью всем показывать: смотрите, это я! Я такой, великий и знаменитый, вот как я умею! — А если критерием считать ощущение — удалась вам роль или нет? — Нет. В отношении «удалась — не удалась» критерием является не реакция зала и не мое самочувствие, а договоренность с режиссером. Я в данном случае всего лишь инструмент, который должен издать звук определенной частоты и чистоты. Причем если в музыке есть жесткие физические параметры чистоты звука, то здесь их просто нет. Этакая вседозволенность. — Но если нет критериев — нет и профессионального роста, совершенствования? — Да нет, рост-то как раз и есть. Знаете, как учатся водить автомобиль? Вначале нет ничего, кроме паники и страха. Но походит пять, десять лет, и ты уже можешь не только управлять машиной, но одновременно и курить, разговаривать, болтать по телефону, есть, пить. У актера такая свобода возникает, когда он осваивает рисунок — мизансценический, психологический. И в результате, когда я произношу текст, то не думаю о том, что я говорю! Я передаю какое-то содержание. А его в тексте невообразимо много, и все передать просто невозможно. Но можно к этому стремиться. Это для меня и является совершенствованием. — Вы сейчас заняты в театре «Эрмитаж» у Левитина и в Театре на Таганке у Любимова. Кто из этих двух режиссеров ближе вам по духу? — Очень трудно сравнить. Скажем так: Левитин — товарищ, Любимов — учитель. Я недоволен своими ролями в театре «Эрмитаж» и не считаю, что я их сыграл. Этот театр не близок моему сердцу, а язык, на котором разговаривает Левитин, для меня слишком труден. Я понял, что двум Таганкам в моей судьбе не бывать, и того юношеского наслаждения, с которым я играл когда-то, уже не вернуть. Вообще идеальным для меня является положение ученика. Идеальный театр — это компания моих коллег и чтобы режиссер умел нечто такое, чего я бы не умел. Чтобы я мог чувствовать себя счастливым учеником, у которого много учителей. — Как вы стали артистом, как попали в «Таганку»? — Это довольно забавная и немного мистическая история. Я никогда не любил, не хотел и не мог учиться. Окончил в итоге не десятилетку, как все, а двенадцатилетку, потому что сидел в одном классе по два года. Если Беляев, значит, к доске, к доске, значит два. Рос в небольшом подмосковном городке. И вот как-то раз сосед повел меня в театр, затем я стал ходить на репетиции, заниматься самодеятельностью. Все больше и больше отравлялся «алкоголем театра», становился одержимым. Однажды компанию моих друзей, с которыми мы повсюду ходили, повязали. Меня тоже должны были повязать, но я в это время как раз был в театре на репетиции — и избежал тюрьмы. Потом три года служил в армии, потом пытался поступать во все институты сразу — и везде с треском проваливался. Потом сузил коридор до театральных училищ: Щукинского и МХАТовского. В конце концов, понял, что никуда, кроме Щукинского, не хочу. Я шел на постановочный факультет, и в мастерских мне давали самые лучшие рекомендации. Заведующая мастерскими всячески меня опекала, договорилась с ректором. Мне надо было только пойти и поучаствовать в сдаче экзаменов — даже не сдать, а только поучаствовать. Надо было пойти на Пушечную улицу, где находился факультет. Как я оказался на Арбате — я не знаю. Как оказался на прослушивании актеров — не помню. Почему на этот раз поступил — без понятия. Одно ясно — был болен театром. — Театр на Таганке в советское время считался неугодным властям. Тем не менее вам удалось в те времена побывать в Израиле... — Да, Таганка и Любимов — обязательно «не так». Обязательно против власти. И когда мы поехали в Израиль, это казалось чудом. Повезти в советские времена труппу из пятидесяти-шестидесяти человек плюс декорации... Это было достаточно дорогим удовольствием. Наверное, власть оказывала поддержку Израилю втайне от самой себя. Принимали нас там замечательно. Наш гид, войдя в автобус, сказал: «У меня будет только одна просьба. Я до одури влюблен в Израиль и могу рассказывать о нем бесконечно. Останавливайте меня, сам я замолчать не могу». Это был такой шквал информации и опять же любви, побасенок, рассказов. Израильтянин, влюбленный в Израиль. Это какая-то фантастика, я нигде не видел таких людей. Как живут там дети — Б-же мой! Я видел только две страны, в которых так относятся к детям, — Япония и Израиль. Культ ребенка, причем не на словах, а на деле. Именно поэтому они потом идут служить и защищать эту землю с оружием в руках. — Какое качество вашего персонажа делает его близким вам? Кто удается вам лучше всего — герой-любовник, злодей, плут? — Трудно сказать... Пожалуй, для того чтобы роль пришлась мне по душе, у нее должна быть некоторая свобода. Широкий спектр возможностей. Это должен быть человек, который может быть нежным, грубым, циничным, романтичным, жестоким, благородным, низким. Человек с богатым внутренним миром, человек, которого можно сыграть по-разному — и все-таки это будет один и тот же персонаж. — Вы сейчас играете Коровьева в спектакле «Мастер и Маргарита». Говорят, что это произведение «не поддается» режиссерам и актерам. Что с ним связаны несчастья, злой рок. Не боитесь? — Нет, не боюсь. Да, действительно, есть такая легенда. Верить в нее или не верить — личное дело каждого. Я взял на себя грех не просто играть в этой пьесе — я играю беса, черта, слугу Воланда. Но вы подумайте о другом: о том, каков же этот мир, если Б-г посылает дьявола творить добро и справедливость? И мой персонаж, Коровьев, участвует во всем этом...


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции