Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 17 октября 2013
 2565

Продолжаем прогулки по «русскому» Талмуду — по трактату «Таанит», который, помимо всего прочего, замечателен тем, что содержит массу историй, рассказанных мудрецами о мудрецах. И вот был такой в высшей степени оригинальный человек, которого называли И-это. Прозвище было уважительно-насмешливое и отчасти воспроизводило любимую его присказку. Что бы ни происходило, какая бы напасть ни случалась, он неизменно говорил: «И это к добру». Для удобства эту сентенцию подсократили, и она стала его вторым именем: И-это. А может, даже и первым. Вообще-то его звали Нахум.

Его можно было бы назвать бескомпромиссным оптимистом. И я уверен, что находились люди, которых эта его присказка в известных обстоятельствах смешила (как, и это к добру?! ну сказанул! ну дает!), а некоторых так даже и раздражала. Потому что чужой оптимизм, по правде сказать, не всегда поднимает нам настроение — бывает, что и наоборот.
«И это к добру» — нечто похожее, в других терминах, можно найти у Гегеля, а Кандид вообще высказывался близко к тексту, хотя я вовсе не уверен, что Талмуд был их настольной книгой, и они почерпнули свой оптимизм из трактата «Таанит».
Но у И-это были совершенно иные миро­воззренческие предпосыл­ки. Во­обще-то выглядел сей праведник, как персонаж из фильма ужасов: у него не было ни рук, ни ног, он был слеп, а тело его было покрыто язвами. Обласкан с избытком. При таких-то радостях жизнь ему медом уж никак не могла казаться. Но он был уверен, что и это к добру.
Еврейское новогоднее пожелание гласит: «шана това уметука», то бишь чтобы год был добрым и сладким. В неявном виде здесь утверждается, что доброе не всегда сладкое, иногда вовсе не сладкое и даже горькое, ну так мы хотим — и от всего сердца, — чтобы в предстоящем году доброе было по возможности сладким.
Нахум И-это хотя и утверждал, что все происходящее к добру, но ­никогда не настаивал, что вкус у этого добра будет, как у клубничного варенья. Да и что есть добро? Для И-это ответ был прост: осуществление воли Всевышнего в мире, а все, что случается, в конечном итоге случается именно по Его воле.
Пока руки-ноги были у И-это еще на месте, а глаза видели, с ним произошла такая история.
Его направили как-то во главе еврейской делегации в Рим — поднести кесарю подарок: ларь с драгоценностями. На постоялом дворе случились жулики, открыли ларь, изъяли драгоценности, насыпали труху и аккуратно закрыли, так что никто не заметил подмены.
Нахум с делегацией предстает перед кесарем, почтительно подносит ларец, открывают — там труха. Кесарь говорит: «Глумятся надо мной евреи». И-это в своем духе, ему бы оправдаться, хотя поди тут оправдайся, или на худой конец помолчать, но он верен себе, повышает градус: «И это к добру».
Очень смешно.
Повеселил кесаря. И свиту.
Кесарь приглашает палача: займись-ка делом, что-то ты, брат, у меня застоялся, так и квалификацию потерять недолго.
Тут в свите, откуда ни возьмись, знаток Торы, и он говорит: а это случаем не из той трухи отца их Авраама, которая в боевых условиях превращается в мечи и стрелы?
Кесарь говорит палачу: отдохни пока, попей чаю с ватрушками.
Ставят на полигоне эксперимент. Успех оглушительный. Кесарь потом этим оружием массового поражения полмира покорил.
Кесарь благодарит еврейскую делегацию и лично председателя И-это, отправляет труху в арсенал, наполняет ларец драгоценностями, от нашего стола вашему столу, братскому еврейскому народу от римского кесаря с признательностью и даже с любовью.
На обратном пути делегация останавливается на том же постоялом дворе. Жулики в шоке: вы еще живы? Узнав о случившемся, набирают трухи, спешат во дворец. Кесарь проводит испытания — ноль: труха — она и есть труха, ничего более.
Палач неохотно отрывается от ватрушек и рубит головы проходимцам. С квалификацией у него все в порядке.
Вам, конечно, не терпится узнать: откуда взялся в свите кесаря знаток Торы?
Очень просто: это был Элиягу (то бишь Илья-пророк) — принял облик римлянина, поставил перед кесарем хороший вопрос, а попутно полиморфировал* труху в ОМП**.
И это было определенно к добру.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
_______
*Полиморфировать — поменять облик.
**ОМП — оружие массового поражения.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции