Алекс Ровт: «Главное, что я еврей!»

 Бенцион Ласкин
 17 октября 2013
 11274

Алекс Ровт — один из самых богатых американцев среди выходцев из Советского Союза. Еще совсем недавно он был в числе крупнейших производителей минеральных удобрений в Северной Америке, а сегодня владеет крупным консалтинговым конгломератом. На протяжении нескольких лет журнал «Форбс» включал его в список 400 самых богатых людей планеты.

– Г-н Ровт, ваша история — это классическая американская сказка, начавшаяся в Бруклине почти 30 лет назад. И плоды своего успеха вы делите с другими: вы один из главных еврейских филантропов, помогаете множеству еврейских организаций в разных частях света, в том числе и тем, которые работают на благо Израиля. Где и когда вы почувствовали себя евреем? Когда пришли к вам чувство еврейского самосознания и потребность помочь своему народу?
– Начну с того, что я родился в Мукачеве, городе с богатейшей историей, причем не только еврейской. Ведь за неполные 80 лет закарпатский Мукачево пережил пять государственностей. К слову, у меня несколько разных гражданств. Судите сами. До Первой мировой войны, до Версальского соглашения, Мукачево принадлежал Австро-Венгерской монархии. После ее распада эта территория отошла к Чехословакии. В 1938 году Даладье (премьер-министр Франции в то время) и Чемберлен, тогдашний премьер-министр Англии, заключили Мюнхенский договор с Гитлером, согласно которому эта территория перешла к Венгрии. Замечу, что это было чистой воды предательство по отношению к Чехословакии, ведь ее представителей даже на переговоры в Мюнхене не допустили. И наконец, в 1945 году на Ялтинской конференции Сталин провел карандашом новую границу Европы. Она прошла в одном миллиметре от Мукачево, и мой родной город оказался в СССР. Когда американцы спохватились, было поздно! Сталин сказал, что, как показало голосование, горожане желают жить в Советском Союзе. Голосование действительно было…
Американцы так никогда и не признали присоединения этой территории к Советскому Союзу. Поэтому в моем американском паспорте написано, что я родился не в Советском Союзе, а в Чехословакии. После распада СССР американцы считают Мукачево украинским городом. До пяти лет я говорил только на идише, другого языка не знал. Русский впервые услышал в детском саду. А с родителями мы до сих пор на идише говорим.
– Как вы относитесь к иудаизму?
– Не могу сказать, что я очень религиозный человек, но я верю в Б-га. И я патриот своей нации! В школе, если я слышал слово «жид», то мог просто убить. Таких вещей я никому не спускал и частенько ввязывался в драки, хотя считается, что драчливость еврейским детям не свойственна. Наверное, поэтому еврейские дети ко мне и тянулись.
– Вы были лидером?
– Да, определенно. Но я себя не выделял, не ставил выше других. Кстати, бар-мицва у меня была совсем не такая, как, скажем, у моих детей. Дело было так: мы с папой встали в 6 часов утра, папа взял две бутылки водки, и мы пошли в синагогу. Там я прочитал молитву, подошли люди, пожали мне руку, все сделали лехаим и мне дали выпить 20 граммов, после чего все разошлись. Это и была моя бар-мицва. Кватер (тот, кто на обрезании передает младенца от матери к моэлю) подарил мне часы — так у нас было принято. Шел 1965 год, мне исполнилось 13, и часы среди моих сверстников считались особым шиком. К счастью, наша семья была зажиточной, и я, в отличие от многих других детей, никогда ни в чем не нуждался.
– Чем занимались ваши родители?
– Отец после войны заведовал трофейным магазином, позже галантерейным, а в последние годы служил завскладом на трикотажной фабрике. В то время эта должность считалась очень престижной, папу знал весь город. Тогда население города насчитывало 89 тысяч человек. Сейчас перевалило уже за сотню тысяч. К сожалению, после войны евреи составляли менее 2% городского населения. А ведь в 1907 году Мукачево почти на три четверти состоял из евреев (73%). Правда, город тогда был поменьше: там жило всего 27 тысяч человек. К 1939 году город разросся, в нем проживало уже свыше 60 тысяч человек, и евреем был каждый второй (52%). Холокост, Аушвиц унес огромное число еврейских жизней — моих бабушек, дедушек… С папиной стороны остался только один брат. Родители, дети, братья, сестры, дяди, тети — все погибли. У мамы было восемь братьев и сестер. Выжили шестеро плюс моя мама, тоже прошедшая через Аушвиц.
Предки с маминой стороны происходят из знаменитого хасидского двора Спинка Ребе. Мамино имя Лея, девичья фамилия Вайс. Поэтому Спинка Ребе в Боро-Парке называет меня кузеном, и неважно, что я ему какой-нибудь двадцать пятый кузен. Главное, что мы из одной семьи. Всего этого я в детстве не знал. Но твердо знал, что я еврей.
Не забывайте, что советская власть пришла к нам только в 1945-м. Наш народ не был таким распущенным, как в России, где он начал ассимилироваться сразу после 1917 года. Только после ­войны у нас появились смешанные браки, и то единичные — среди вернувшихся из лагерей. К примеру, мою учительницу прятал от немцев один гой, который потом женился на ней.
Наше национальное самосознание формировалось на передачах «Голоса Америки» или «Голоса Израиля». Папа слушал радио под подушкой, а мы понимали, что должны вести себя не так, как другие. Кроме того, закарпатская община была очень консервативной. Евреи держались вместе. Помню первую послевоенную хупу — в 1966 году.
– Ничего подобного в других советских городах не было.
– А у нас было. Была хупа, был моэль. Я даже помню его имя — Беньюма Бергер. Даже учителя были. К примеру, меня к бар-мицве готовили три учителя. Понятно, что это не афишировалось. Синагоги были закрыты, но КГБ знал, что происходит. В синагоге, которую я смог восстановить уже после распада Союза, размещался военный продуктовый склад, где хранилась свинина и много всякой всячины. Мы все вычистили, и последние три года это действующая синагога. В бывшем доме раввина Хаима Элиэзера Шапира был военкомат. Я нашел для военкомата другое здание, а раввинский дом мы реставрировали и на втором этаже сделали ешиву. Во дворе оборудовали кошерную кухню. Понимая, что старики уходят, я привез из Израиля четыре молодые религиозные супружеские пары с детьми. Предоставил им жилье, работу. Благодаря им в синагоге есть миньян каждый день.
– Сколько евреев сейчас живет в Мукачеве?
– Зарегистрированных 178 человек, большинство — пожилые люди. Я это точно знаю, поскольку значительную часть кошерной пищи, которую готовят на нашей кухне, приходится разво­зить по домам. Когда для меня все это стало важным? Еще в молодости. После института я переехал жить в Венгрию. Работал начальником сбыта плодоовощной продукции всей Венгрии и уже тогда ходил в синагогу. Сначала в ортодоксальную на Казинцы. Я жил тогда у религиозного человека по имени Имре Мозаш. Если кого-то можно назвать цадиком, так это его. Сегодня ему за 80, к сожалению, он никогда не был женат. Чтобы не нарушать субботу, он даже ключ носил на веревочке. Как-то в шабат, когда мы с ним шли в синагогу, он рассказал, что в Будапешт приехали американские евреи, что они делают кошерное вино и платят своим работникам очень большие деньги — по 6 тысяч форинтов в неделю, мой заработок за три месяца. Я тут же собрался сорвать свой куш у американцев. Имре меня остановил. «Тебя не пропустят, — твердо сказал он. — Ты не соблюдаешь субботу».
Но я пошел. Те американцы были из Боро-Парка, я заговорил с ними на идише, что в Венгрии было чрезвычайной редкостью, и этим я их расположил к себе. «Шомер Шабес?» — спросили они. Я понятия не имел, что это такое, и коротко ответил: «Йо» («да»). Меня и приняли. Но когда я рассказал Имре о своей удаче, он пришел в такой ужас, что мне пришлось отказаться от этой затеи. В той же синагоге на Казинцах моему старшему сыну делали брит в 1978 году.
– У вас и хупа была?
– Конечно, во Львове. Со своей будущей женой я познакомился еще в институте.
– Ваш папа был соблюдающим евреем?
– У нас был кошерный дом. В городе был шойхет, который официально работал в Горпродторге на заготовке пухсырья. К нему шли все евреи с курами-утками-гусями. Мы с мамой тоже ходили на базар, покупали живую курицу или гуся и несли покупку шойхету. Мой брат боялся вида крови, поэтому с мамой ходил я, хотя и был младшим. Я еще мог пух с живота гуся ощипать, но перьями заниматься очень не любил. Наш шойхет, его фамилия была Вайс, мне в этом деле помогал. Кстати, его дочь Шайдел замужем за нынешним шойхетом Вены. А его сын, религиозный парень, учился в Москве.
У нас в городе не было раввина, но был даян (судья) Мордке Коган. Его сыновья Мойшеле и Гершеле учились со мной в школе и не раз обращались ко мне за защитой. Как-то их отец — он всегда ходил в шляпе, носил небольшие пейсы, — увидев меня, перешел через дорогу и пожал мне руку. А мне было всего-то 12 лет.
Нынешний раввин Мукачева, внук Шапира, сказал, что слышал обо мне от покойного даяна Когана — что, мол, весь Мукачево знал, что я еще пацаном в городе бил гоев за «жидовскую морду». Так что мне всегда было важно поддерживать евреев. А наши дети здесь, в Америке, окончили ешиву.
В Венгрии я жил богато. Занимался бизнесом — делал гешефты. И угодил в тюрьму. Мне еще и тридцати не было. Выпустили через пять месяцев — не смогли доказать моей вины. Все-таки не Советский Союз, поэтому и на работе меня восстановили.
После тюрьмы я на власть очень разозлился и стал зарабатывать еще больше. Но понял, что должен уехать, что здесь бизнесом мне заниматься не дадут.
– А мезузу вам в Венгрии разрешали прибивать?
– Я ни у кого разрешения не спрашивал. У меня в 24 года был свой двухэтажный дом. Работал в Венгрии я с первого дня. Начинал грузчиком: хоть и было у меня высшее образование, но я не говорил хорошо по-венгерски и на более высокое положение не мог претендовать. Но через три месяца я уже стал продавцом, еще через три месяца — заведующим небольшим магазином, оттуда меня забрали в центральное управление, объединяющее 500 магазинов. И пошло: товаровед, старший товаровед, замначальника управления, начальник. Мне, 27-летнему, подчинялось 1560 человек.
– Вы начали грузчиком, а потом владели 12% мирового рынка аммиака. Назвать это просто успехом — мало. Это потрясение. И вы говорите, что «никто никогда не давал вам советов», что вы все всегда делали сами. Как такое возможно?
– Наверное, это гены родителей и воля Всевышнего. Я всегда и во всем искал свой путь. В бизнесе тоже. Многие считают, что я неправильно выбираю бизнес-стратегию. Даже «Нью-Йорк таймс» писала, что украинский миллиардер купил дом за 303 миллиона долларов и не взял ипотечной ссуды. У американцев так действительно не принято, а мне это выгодно. Я руководствуюсь своей интуицией, хотя какие-то вопросы, естественно, подробно изучаю. На сегодняшний день мой единственный бизнес — новый для меня, я в нем всего десять лет. И тем не менее. Когда я покупал это здание на Уолл-стрит год назад, оно было занято на 68%, сегодня — на 96%. И на этом я не успокаиваюсь — вношу некоторые усовершенствования, чтобы привлечь еще больше арендаторов и довести занятость здания до 97–98%, чего практически не бывает. Уже сейчас мне дают за этот дом существенно больше, чем я за него заплатил. А ведь друзья отговаривали меня от покупки, считая, что она неоправданно дорогая. Так что я всегда действую по своему разумению и делаю то, во что верю.
– Вы никогда не считались с мнением общества?
– В финансовом, деловом отношении не считался. Мнение общества интересовало меня, когда дело касалось моей семьи, детей, родителей...
– Говорят, что поэт — не профессия, а судьба. То же, наверное, можно сказать о бизнесмене. Слышал, что вы подписывали контракты даже в сауне. Это весьма экстравагантно.
– Насчет сауны — это красивая история, сообщенная журналистом. Да, действительно, как-то раз я подписал контракт в помещении сауны, контракт, который мы заранее подробно во всех деталях обсудили и утрясли. Рожденный ползать летать не может и не будет. Уверен, что не каждый может стать бизнесменом. У евреев деловые качества, возможно, лучше развиты, чем у других, потому что они вечно гонимые.
Я нередко задаюсь вопросом, почему наш народ такой талантливый? Почему наш народ ненавидят? Почему нашему народу завидуют? Ведь мы и одного процента не составляем в населении планеты. Но если взять нобелевских лауреатов, инженеров, музыкантов, даже спортсменов, — мы заметны. Возьмите хотя бы то, какую долю составляли евреи среди Героев Советского Союза. Благодаря тому, что в советских паспортах указывалась национальность, сейчас можно эту цифру определить точно. И вопреки советской статистике, которая утверждала, что первые места среди Героев занимали русские, украинцы, белорусы, а потом уже шли «остальные нацменьшинства».
Несколько евреев, ветераны Второй мировой войны, пять лет назад обратились в суд и получили реальные данные. Выяснилось, что среди генералов евреи (в процентном отношении) оказываются на втором месте, а среди Героев Советского Союза — на третьем.
У меня есть очень интересная книга — «Евреи-военачальники». Там собраны имена евреев и полукровок за большой промежуток времени, начиная с Гражданской войны. Вы знали, что у министра обороны маршала Малиновского еврейские корни? А что космонавт Борис Волынов — еврей по маме? Я, правда, не нашел там нескольких евреев, которых сам лично знал. Они у меня в институте преподавали: Исаак Абрамович Кантор, подполковник химической службы, майор Петр Израилевич Гершензон — он у меня был партприкрепленный. Я его в Израиле нашел. Хочу найти теперь редактора и передать ему их имена.
Сейчас я тоже пишу книгу, точнее, финансирую и разбираюсь в материале… Был в германском вермахте такой генерал — Эрих Людендорф, идеолог германского милитаризма. Он утверждал, что евреи предали Германию в Первую мировую войну, всадили ей нож в спину и привели страну к поражению. Именно Людендорф смог привить немцам ненависть к евреям, он же практически привел к власти Гитлера, о чем впоследствии пожалел, поскольку Гитлер от него отвернулся.
В моей книге раскрываются истоки немецкого антисемитизма начала XX столетия, рассказывается, откуда у немцев была такая ненависть к евреям.
– С кем вы пишете эту книгу?
– С доктором истории Уиллом Браунеллом.
– Марк Твен говорил, что, за исключением евреев, все древние народы канули в вечность — и греки, и римляне, и многие другие. Как вы это объясняете?
– Я это объясняю тем, что наш народ был всегда гонимым, со всех сторон. Это способствовало единению народа. Он всегда был силен, несмотря на свою малочисленность. И Столыпин это понимал. Если бы его не убили, он отменил бы черту оседлости, полагая, что, дав евреям больше свободы, можно снизить их революционность. Ведь у евреев революционная кровь.
Я могу назвать вам множество еврейских имен — вовсе не только Троцкого или Че Гевары. Без Троцкого советская власть никогда бы не победила, но когда она победила, он заскучал — сидел на Политбюро и читал французские новеллы, он был человеком действия, а не разговоров. Он гонял на бронепоезде с одного фронта на другой. Отступивших ставил к стенке, новых назначал, вручая им кожанки и пистолеты. Поэтому белые офицеры были на него так злы: только Троцкий был способен на такую жестокость. Между тем он был из богатой семьи, его отец владел заводами в Херсонской губернии. После Гражданской войны он забрал отца в Москву и поставил директором мукомольного завода.
Уверен, что евреев в революцию гнала угнетенность. Они свято верили в этот марксизм-ленинизм, в то, что все будут равноправны и смогут жить одинаково хорошо. Поэтому в революцию шли не только бедняки, такие как Лазарь Моисеевич Каганович, но и выходцы из богатых семей: Аксельрод, Каменев…
– Вы считаете, все дело в угнетенности?
– Думаю, да. Сейчас, когда народ не угнетен, уровень ассимиляции достигает 50%. В Америке можно быть кем угодно: хасидом, ортодоксом, хабадником… В сенате, в конгрессе, в бизнесе очень много евреев, только не все это афишируют. Я знал одного сенатора, он разбился на самолете лет восемь назад. Так то, что он еврей, стало ясно только тогда, когда на его похоронах появился раввин.
– Алекс, вы коснулись очень болезненной темы — ассимиляции в Америке. Знаю, что вы пытаетесь ей воспрепятствовать, много сил и средств вкладываете в еврейское образование. Один из ваших уникальных проектов — помощь известной международной еврейской культурно-просветительской организации Chamah в создании Передвижного еврейского центра.
– Это проект моего друга Биньомина Малаховского, одного из основателей организации. Он много делает для этого уникального проекта. Передвижной автобус объезжает все районы Нью-Йорка, где живут русскоязычные евреи. Он доставляет им еврейскую литературу, молитвенники, мезузы, тфилин. Уже купили второй автобус. Этот проект создан по принципу: «если еврей не приходит в синагогу, синагога должна прийти к нему». Я считаю, что если один из ста евреев приблизится к Творцу, поймет, кто он, откуда он происходит — после того как наденет тфилин, — это нормально и очень важно.
– Кого вы считаете своим Ребе?
– Если у меня возникают вопросы, я иду не к главным раввинам, а к Мукачевскому Ребе. Я считаю, что он один из величайших Ребе, которых я встречал в своей жизни. К сожалению, я не встречал Любавичского Ребе. Но многих видел. В Израиле я даже видел Тошер ребе, специально летал к нему в Канаду. Но Мукачевский Ребе для меня очень важен. И вовсе не потому, что он из Мукачева. Просто не было такого вопроса, который бы он не мог объяснить умно и просто. Давал он ответы и моим детям, и моей жене. Он объясняет мудро, спокойно, внятно. И на все вопросы у него есть ответы. Очень убедительные. Так случилось, что мое 60-летие совпало с днями между 17 тамуза и 9 ава, когда праздновать нельзя. А я уже разослал приглашения. Вейз мир, что делать?! И Ребе нашел выход: он обязал меня каждый вечер приходить к нему заниматься — учить трактат Талмуда о законах Храма. И вот каждый вечер перед трапезой мы — два моих сына, мой друг и я — приходили учиться к Ребе. И до моего юбилея успели закончить книгу.
– Расскажите о своих детях.
– Дети мои окончили ешиву оф Флэтбуш. Филип-Ицхак — старший из сыновей, окончил юридический, но он не практикует. Он любит бизнес и занимается строительством. Младший, Макс-Давид, окончил колледж и работает в моей компании, которая занимается недвижимостью. Жена после окончания Торгово-экономического института посвятила себя мне и детям. Для нее никогда ничего не было важнее семьи, дома. Каждую пятницу мы всей семьей встречаем шабат, приглашаем друзей, в том числе и не евреев, знакомим их с нашими традициями.
– Мы начали разговор с того, что вы помогаете своему народу, своей нации, Израилю. Есть ли что-то, что помогает вам самому как еврею?
– Я помогаю скорее не Израилю как государству, а народу Израиля. Но больше я помогаю нуждающимся здесь, в Америке, в Мукачеве и других регионах. В Нью-Йорке ешива «Рамбам» носит имя моего деда — Цви Дова Рота. В ней учатся дети иммигрантов. Вот уже 22 года я ее президент. Поддерживаю те организации, в которые верю, которые считаю полезными. Не очень люблю, когда кто-то из наших душит меня просьбами: ты, мол, должен дать! Мой ответ очень простой. У нас в Торе написано: ты должен дать, но не сказано, кому. Этот вопрос я решаю сам. У меня есть свои приоритеты: первый — ешива, второй — мукачевская община, третий — все остальные. И я стараюсь каждому уделить хотя бы чуточку внимания, чтобы никого не обидеть. Моя здешняя синагога Flatbush Park Jewish Center, где я молюсь, тоже нуждается в помощи.
– Есть ли что-то, что помогает вам как еврею, что дает вам силы? Наверняка вокруг вас много злопыхателей, завистников, антисемитов.
– Я не очень обращаю внимание на антисемитов. Знаю, что с ними надо бороться. Главное для меня, что я еврей. Еврей, но не проповедник еврейства. Это не моя задача. Моя задача — вырастить евреями своих детей, вырастить, Б-г даст, евреями внуков. Кто-то сказал мне: ты не можешь умереть, пока у тебя не родится внук-еврей. Якобы где-то это написано.
– Есть такая притча. В одном местечке хасидам, чтобы попасть в синагогу, приходилось преодолевать очень крутой холм. Нередко по пути кто-нибудь падал и что-нибудь себе ломал. И только один пожилой ребе, которому было уже за 80, не упал ни разу. Его спросили, как это ему удается? И он ответил: «Если ты связан с верхом, то вниз не падаешь». Вера всегда в вас?
– Я всегда верю только в Б-га, я не верю ни в какие приметы. И стараюсь — по мере сил — действовать правильно с точки зрения нашего учения.
– Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Хочу пожелать всему нашему народу, чтобы нам лучше завидовали, чем нас жалели. Не знаю, что бы я сделал, если бы довелось жить во времена гетто. Думаю, что в гетто я не пошел бы ни за что! В лес бы убежал. Не перенес бы, чтобы мной управляли и унижали мое достоинство. Я считаю, что еврейский народ заслужил свое избранничество. Я желаю, чтобы весь еврейский народ и дальше процветал. Повторюсь — чтобы никогда не жалели его, пусть лучше завидуют. Я не боюсь зависти.
Желаю, чтобы мои родители были здоровы, а дети поженились, чтобы в сегодняшнем трудном времени был мир.
– Огромное спасибо за беседу. Ваша личность — вера в Б-га, в себя, в свой народ — заряжает и вдохновляет. Слушая историю вашей жизни, я убеждаюсь, что верно выражение: «Еврей не находится в ситуации, еврей создает ситуацию!»
– И вам огромное спасибо за этот разговор. От души желаю вам успехов!
Беседовал Бенцион ЛАСКИН, США



Комментарии:

  • 25 ноября 2017

    Ольга Вайс

    Я ищу закарпатского еврея Бориса Фарбенблум,68 лет, который живёт в Нью Йорке, а родился в селе Долгое Иршавского р-на. Я там же родилась, не еврейка, но выросла в еврейском дворе. Три еврейские семьи были нашими соседями. Девичья моя фамилия Олашин, мой отец был председателем сельского совета, помог 14 еврейским семьям с документами, чтобы не долго ждали разрешения с 1967 по 1972 годы уехать в Израиль и Америку. Мой отец Олашин Василий Васильевич, к сожалению в январе 1973 года в 49 лет умер. Я живу в Германии, в годы распада Советского Союза приехала в гости к бывшей соседке Розе и так началась моя германская история жизни.

  • 24 мая 2016

    Иван Шульга.

    У Александра Ровта есть одно редкое качество,если он сказал,он сделал.А знаем мы друг друга уже почти 36 лет!

  • 28 июня 2015

    ИОСИФ

    ДОСТОЙНЫЙ РЕДКИЙ ЧЕЛОВЕК.

  • 13 июля 2014

    Кабинетский Александр

    Я оставлял комментарий от 30.11.2013

  • 30 ноября 2013

    ГостьКАБИНЕТСКИЙ АЛЕКС

    УЗНАЛ МНОГО НОВОГО О ВЕНГЕРСКОМ ПЕРИОДЕ ЖИЗНИ САШИ РОВТА,ОН В МОЛОДОСТИ БЫЛ КАК РТУТЬ-ОЧЕНЬ ПОДВИЖНЫЙ И УМНЫЙ,РАД ,ЧТО МУКАЧЕВО ПРИ ЕГО УЧАСТИИ СТАЛО КРАСИВЕЕ И КОМФОРТНЕЕ,МЫ ЖИЛИ РЯДОМ И НЕПЛОХО ЗНАЛИ ДРУГ ДРУГА,С ХОРОШЕЙ СТОРОНЫ...УДАЧИ ЕМУ И ЗДОРОВЬЯ.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции