КВАДРАТНЫЙ ПОМИДОР

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 1597
В конкурсной программе XXVI Московского международного кинофестиваля израильский кинематограф был представлен новой картиной Дана Вольмана «Биография Бена». В киноконцертном зале «Пушкинский» перед публикой предстали сам режиссер и актриса Гани Тамир
В конкурсной программе XXVI Московского международного кинофестиваля израильский кинематограф был представлен новой картиной Дана Вольмана «Биография Бена». В киноконцертном зале «Пушкинский» перед публикой предстали сам режиссер и актриса Гани Тамир. К началу показа свободных мест в зале почти не осталось. Государство Израиль не числится среди кинематографических гигантов, но традиционные кинонедели, ежегодно организуемые израильским посольством, свое дело сделали. Московская публика по-своему оценила и приняла этот странный еврейский киномир. «Биография Бена» — фильм «трудный». С детских лет Бена подстерегают какие-то недетские беды: то его до потери сознания заматывает взрослыми ласками разбитная бабенка-домработница, то его пытается изнасиловать некий странный субъект. Да и отношения мальчика с родителями, заправскими интеллектуалами, далеки от гармоничных. С годами у ребенка развивается масса комплексов, в результате чего он практически прерывает контакты с окружающими — в прямом смысле слова: он панически боится какого бы то ни было физического прикосновения к себе и даже носит «на людях» перчатки и рубашку с длинными рукавами, несмотря на летнюю израильскую жарищу. После смерти отца мать раскрывает Бену, уже взрослому человеку (актер Э. Ариэли), ужасную тайну. Оказывается, родители с давних лет мечтали, что их сын станет великим художником. Чтобы помочь обыкновенному мальчику превратиться в гения, они прочитали горы биографий великих людей прошлого и пришли к выводу, что у этих титанов есть нечто общее: все они очень страдали в детстве. И тогда родители Бена принимают дикое решение: они устраивают ребенку искусственные страдания, собственноручно провоцируя все катастрофы детского сознания. Такое, с позволения сказать, воспитание едва не приводит Бена к безумию. Однако в день смерти отца он случайно знакомится с Тамар, которая ценой невероятных душевных усилий и настойчивости буквально вырывает мужчину из приближающегося мрака. Среди несомненных удач картины — исполнение роли Тамар актрисой Гани Тамир. Это ее первая серьезная работа в кино — прежде она исполняла лишь небольшие комические роли в музыкальных телесериалах. В фильме нет никаких примет времени и места: такая семейная драма могла произойти в любой стране так называемого цивилизованного мира. Страшно, когда кто-то решает за тебя, что тебе делать в жизни, даже если эти «кто-то» твои родители. Идея помидора прямоугольной формы, который отец разглядывает с восхищением, мертва. Насилие во благо оборачивается безумием. Есть в картине весьма забавная сцена: маму Бена, видного антрополога, открывшего некое африканское племя «крылатых» людей, пригласило для беседы армейское начальство и предложило начать эксперимент по воспитанию летающих солдат в сверхсекретных спецподразделениях. Речь, как мы понимаем, идет о насилии над человеческой природой уже в государственных масштабах. «Кто-то вдруг принимает решение, что томат должен быть квадратным, потому что так его легче упаковывать, — сказал в беседе с журналистами Дан Вольман. — Всегда есть кто-то, кто решает, что для вас лучше...» Проблема стандартизации в постиндустриальном обществе не нова. Но режиссер сумел найти какие-то особенно доверительные слова для откровенного разговора со зрителем. Исповедальная тональность картины выводит ее из рядов фестивальных блокбастеров, созданных специально для завоевания призов с помощью спецэффектов и колоритных актеров. «Биография Бена» нуждается не просто в понимании — в сопереживании. Насилие отвратительно во всех его проявлениях. И эта простая идея актуальна не только в Израиле.
Фото Гани Тамир, www.sem40.ru



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции