«Не бывает напрасным прекрасное»
Или: «Раз в галошу села лошадь/ и сказала: «Я — Галошадь./ На гитаре, на гармошке/ Буду делать иго-гошки!»
И вот за эти свои поэтические «иго-гошки», необыкновенные метафоры и пронзительные иронизмы Юнна Мориц в наши дни получила по полной программе от пользователей Интернета, от «Одноклассников». И если бы было всего с десяток хулительных отзывов, то этим можно было бы пренебречь (кому-то нравится, кому-то нет — это нормально!) Но когда набралось более 250 тысяч ниспровергателей, то это уже перебор. Это — явление, это — лицо нового поколения, это — фейс нового (не поворачивается язык назвать их читателями) потребителя книг. В Интернете* опубликован обзор Марины Соколовской — реакция на стихи (вполне обычные для Юнны Мориц). Вот это стихотворение, вызвавшее обвал «негодования интернетных «одноклассников»:
Мальчик шел, сова летела,
крыша ехала домой.
Эта крыша не хотела
спать на улице зимой.
Мыли блюдца два верблюда,
и мяукали дрова.
Я ждала, когда вернутся
крыша, мальчик и сова.
Спит диван со мной в обнимку,
пляшет снег над головой.
Вдруг я слышу — в кнопку бимкнул
мальчик с крышей и совой!
Я от этого бим-бома
стала песней на слова.
Я пою, когда все дома —
крыша, мальчик и сова.
Мальчик шел, сова летела,
крыша ехала домой.
Вот такое было дело
в среду вечером зимой.
И что?! Прекрасное детско-фантазийное стихотворение в духе Хармса и других веселых обэриутов и разных иронистов. Но их надо знать, чтобы оценить подобные стихи, понять художественный вымысел, понимать, что есть ирония, гротеск и прочие литературные причуды-выкрутасы, берущие истоки от пушкинского кота ученого. Но нет! Не хотят помнить. Отказываются знать. Возмущаются: этого еще не хватало! Им, новоявленным неучам, проще не принимать, отторгать, охаивать и писать доносы, что «американцы-козлы одебиливают наших детей». И пишут свои пасквили каким-то поганым языком с незнанием орфографии русского языка («песатель», «жизофрения», «им лижбы карманы набить» и т.д.).
И не десятки, не сотни, а десятки и сотни тысяч пользователей Интернета видят в Юнне Мориц врага, да еще еврейку (увы, антисемитизм жив и не собирается подыхать): «Да таких авторов надо к стенке и пулю в лобешник!» А в середине фразы грязная брань и ругательства. Море возмущения: «Пишут всякую дребедень...» «Шлак редкий у этой поэтессы в голове». «И эта дамочка есть в программе учебников чтения в начальной школе...» И обвинения невесть откуда взятые: наркоманка, пьет, курит... Как не вспомнить Александра Галича: «То есть полный ататуй!»
И эти горе-писаки из плеяды «Одноклассники», эти ненавистники поэзии и отвергатели таланта Юнны Мориц имеют детей и воспитывают их в этом хамско-агрессивном стиле. «Грядущий хам», — когда-то предрекал Дмитрий Мережковский, и вот он, этот хам, пришел во всей своей варварской красе. Поднялся на дрожжах дикого русского капитализма. Хам, который поклоняется только одному идолу — баблу. Деньги, деньги и только деньги — вот и вся религия и вера.
Мальчик шел, сова летела, крыша ехала домой...
Нет, крыша не ехала домой. Ее давно сорвало, и она беспорядочно витает над нами, наводя ужас и страх.
Бывают же совпадения: в один и тот же день параллельно со статьей Марины Соколовской вышла популярная и многотиражная газета «Московский комсомолец». И в ней целая полоса почитаемого мной Александра Минкина «Конец цивилизации». Как говорится, в тему.
Вот начало публикации: «Половина взрослых жителей России не читает книг вообще (свежие данные Фонда общественного мнения). Еще столько-то «затруднились с ответом». Еще 6% сказали «одну в год», небось, соврали, постеснялись сказать, что не читают. Вместе с автором «МК» можно только глубоко вздохнуть: эпоха кончилась... Книгу вытеснили телефоны, телевизоры, мобильники, айпады и прочие технологические штучки-дрючки. Не вербальная цивилизация, а визуальная и звуковая. Картинки, а не книги.
«Наступает глухота паучья» — написал Осип Мандельштам и попал в яблочко. Никто не хочет слышать другого. Все хотят слышать только себя. Кричать о себе. Делиться своими истертыми до банальности мыслями. Хотя какие мысли?! Мыслишки небогатого ума, отрывочные мелочишки. И еще одна напасть: телесериалы. Как считает Минкин, телесериалы сожрали время для чтения, отучили читать, 4000 лет учили, а за 20 отучили...
Пушкина, Тургенева, Блока, ну и прибавим современную Юнну Мориц, читают с трудом — многое не могут понять (какие-то Орфеи, Эолы!..), отсюда раздражение и злость. Попроще, пояснее, поглупее — вот что надо сегодня. «Птицы исчезают, пчелы умирают, человек тупеет... Ждут конца света, не замечая конца цивилизации...» — таков печальный вывод Александра Минкина.
Вся надежда на евреев. На народ Книги, может быть, он все же сохранит остатки цивилизованной вербальности. Вкус и аромат слова. «И букв кудрявых женственная цепь/ Хмельна для глаза в оболочке света», — писал Осип Мандельштам в роковом 1937 году, в год рождения Юнны Мориц.
Был ренессанс. Ныне деграданс. Но пока цивилизация барахтается, захлебывается и пытается выжить. Будем и мы, тончайшая прослойка интеллигенции, махать руками и цепляться за жизнь. И припадать к живительному роднику поэзии. Опять же Юнна Мориц оптимистически восклицает: «Поэтов нет? Поэтов тьма!..» И считает, что «разных фейских языков/ надо много для стишков/ и секретов сто мешков.../ Целых сто? А где их взять?/ С облаков...»
Сто мешков — это замечательно. Это вселяет надежду. Давайте совместными усилиями отодвинем хотя бы на немного конец цивилизации.
«Не бывает напрасным прекрасное». С этим постулатом Юнны Мориц не поспоришь.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия
________
* Сайт «Русского базара» http://russian-bazaar.com/ru/content/131114.htm
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!