Ангелы служения

 Михаил Горелик
 7 марта 2014
 2163
«Всякий разделивший с общиной ее страдания удостоится того, что разделит с общиной уготованное ей утешение»   О чем говорить в марте, как не о Пуриме? Вот я и буду говорить о Пуриме. Услышать чтение свитка Эстер — одна из заповедей Пурима, заповедь легкая и приятная. Предлагаю вам до или после ее выполнения (лишь бы не вместо) поразмыслить над одним эпизодом этой в высшей степени занимательной и поучительной новеллы.  

После того как Мордехаю попадает в руки указ царя об истреблении евреев, он встречается с евнухом Атахом и вручает ему копию указа... «...чтобы показать Эстер, и рассказать ей, и велеть ей пойти к царю, чтобы умоляла она его и просила его о народе своем. И пришел Атах и пересказал Эстер слова Мордехая. И сказала Эстер Атаху и велела ему передать Мордехаю. Все служители царя и народ областей царских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к царю вот уже тридцать дней. И пересказали Мордехаю слова Эстер. И сказал Мордехай в ответ Эстер: не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском одна из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом твоего отца погибнете; и кто знает, не для такой ли поры достигла ты достоинства царского? И сказала Эстер в ответ Мордехаю: «Иди собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня...»

Текст этот интересен во многих отношениях. Ну, скажем, мы узнаем среди прочего, какие милые обычаи существовали при дворе персидского царя. Но сейчас я хотел бы обсудить только один аспект этого рассказа — наиболее важный, центральный: община и отдельный человек. Община в беде — может ли отдельный человек остаться в стороне? Мордехай со всей решительностью говорит: нет. Эстер боится действовать, она испытывает страшное одиночество, живет среди страшных людей и абсолютно беззащитна.

Мы-то знаем, что в этой истории все кончится хорошо, мы слушаем ее на синагогальном карнавале в сопровождении пуримских трещоток, всяческой перкуссии, криков, свиста и, что немаловажно, в ожидании хорошей выпивки. А сверху сыпется конфетти. Мы знаем, что все кончится хорошо, — Эстер не знает. И вступая на путь смертельной опасности, обращается к общине: «Поститесь ради меня». В этом посте она соединяется с общиной, от которой физически и социально отделена.

В трактате «Таанит», среди прочего, есть та же тема: община и отдельный человек. Вот что сказано мудрецами:

«В то время когда евреи находятся в беде и кто-то отделяет себя от них, приходят два ангела служения, сопровождающие человека, возлагают руки ему на голову и говорят: имярек, отделивший себя от общества, не увидит утешения, уготованного обществу».

И еще:

«В то время когда община находится в беде, не следует человеку говорить: пойду к себе домой, буду есть и пить, и мир тебе, душа моя!»

И далее:

«Должен человек стремиться к тому, чтобы разделить с общиной ее страдания... И всякий разделивший с общиной ее страдания удостоится того, что разделит с общиной уготованное ей утешение».

И напоследок комментарий рава Адина Штейнзальца к «ангелам служения» — чтобы вы лучше себе представляли, что за персонажи в случае чего возложат вам руки на голову. И почему их двое: казалось бы, и одного достаточно. Однако же нет. Рав цитирует псалом: «Ангелам Своим Он прикажет сопровождать тебя, оберегать на всех путях твоих» (91:11). А коли ангелы во множественном числе, значит, их уж никак не менее двух. И далее: «Эти ангелы не только сопровождают человека, но и являются свидетелями всех его поступков и в известной мере даже судят человека в поворотные моменты его жизни».

Да, но почему ангелов два, а, скажем, не три? не четыре? не пять? и не двадцать пять? Адин Штейнзальц об этом умалчивает. Если позволительно, я выскажу свое скромное предположение. Чтобы без необходимости не умножать сущности. Я повторю это вослед за Оккамом*, хотя он определенно не был талмудическим мудрецом.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия

___________

*Оккам (Ockkam, Occam) Уильям (ок. 1285–1349) — английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде (прим. ред.).



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции