Подняться на гору…

 Песах Амнуэль
 28 марта 2014
 3359

В первые два года после репатриации мы жили в Иерусалиме. Я навсегда полюбил этот город, совершенно уникальный и уникально совершенный. Так получилось, что именно в те годы, до подписания Норвежских соглашений, мы часто гуляли по столице с приезжими — новыми репатриантами и гостями. Водил по красивейшим местам, по древним улицам Старого города и современным площадям, открытым солнцу. Конечно, приводил своих друзей к Стене Плача. Кто-то молился, кто-то думал о вечном, кто-то вкладывал в стену записки с просьбами к Всевышнему.

И на Храмовую гору мы поднимались без всяких проблем. Там было тихо и спокойно, я рассказывал гостям о Первом и Втором храмах, о нашей истории, о том, что именно на этом месте будет построен и Третий храм, когда придет Мессия. А потом были подписаны Норвежские соглашения, и все изменилось. Помню: я ехал в автобусе, когда в новостях передали о том, что арабы начали бросать камни сверху, с Храмовой горы, на евреев, молившихся у Стены Плача. Это был первый такой инцидент за многие годы, несколько человек были ранены, полиции пришлось подняться на Храмовую гору и навести порядок.

Потом такие инциденты стали «нормой», доступ евреев на Храмовую гору был ограничен, а туристы, напуганные сообщениями в прессе, перестали просить меня показать им, где во времена Второго храма Первосвященник возносил молитвы Творцу. Храмовая гора медленно, но неотвратимо становилась местом, недоступным для евреев. Если евреи хотели туда подняться, их непременно должен был сопровождать наряд полиции. А если на Храмовую гору поднимался кто-то из еврейских политиков, это становилось поводом для международного скандала. Когда в 2000 году на Храмовую гору поднялся Ариэль Шарон, Арафат немедленно объявил это поводом для начала новой интифады. Беспорядки со стрельбой началась бы все равно, арабам не нужно было даже повода, чтобы начать насилие, но то, что поводом стало «осквернение евреями мусульманских святынь», придало интифаде некий «особый смысл» в глазах мусульманского мира. «Спасти мечеть Аль-Акса!» — под таким лозунгом арабы начали погромы и террор, остановленный лишь в ходе операции «Защитная стена».

А евреи по-прежнему поднимались на Храмовую гору под защитой полиции. И почти всякий раз при этом происходили инциденты, ставшие уже настолько рутинными и привычными, что в прессе о них и писать перестали. Храмовая гора стала для евреев местом, вроде бы не запрещенным официально, но по сути недоступным. Инциденты продолжались, и в последние месяцы число их увеличилось. Перечислю некоторые.

За день до прошлого Девятого ава (14 июля 2013 года) на Храмовую гору поднялась большая группа евреев, около 180 человек, среди которых было 18 раввинов. Разумеется, группу сопровождали полицейские, но это не помешало арабам встретить евреев криками: «Аллах акбар!», а шейху Наджиху Ибкэйрату, управляющему территорией, расположенной вокруг мечети Аль-Акса, выразить возмущение. Как, мол, посмели евреи осквернить своим присутствием наши мусульманские святыни в священный месяц Рамадан!

Святыней, однако, Храмовая гора является для евреев уж, по крайней мере, не меньшей, чем для мусульман. И естественным было желание посетить место, где находился разрушенный римлянами Храм, именно в день, когда Храм был разрушен.

11 сентября на Храмовую гору поднялась группа из нескольких десятков активистов, среди которых был министр строительства Ури Ариэль (партия «Еврейский дом»). Евреев сопровождал усиленный наряд полиции, и только это удержало арабов от нападения. Возмущению мусульман не было границ, когда они узнали, что министр не просто поднялся на Храмовую гору, но и помолился там, нарушив действующее предписание. Как посмел еврей (да еще министр!) помолиться в «святом для мусульман месте»!

Ариэль в долгу не остался и призвал передать Храмовую гору под полный израильский суверенитет. «Необходимо, — заявил он, — обеспечить евреям круглосуточный свободный доступ на Храмовую гору».

6 сентября, после окончания пятничных молитв, мусульмане, выйдя из мечетей, начали бросать камни в израильских полицейских и солдат. Чтобы утихомирить толпу, полицейским пришлось применить шоковые гранаты. Порядок был восстановлен, но ненадолго. Вскоре толпа разбушевалась опять, полицейским пришлось вновь применить силу и потребовать, чтобы все молившиеся покинули Храмовую гору.

Имам мечети Аль-Акса шейх Экрима Сабри (бывший великий муфтий Иерусалима) возмущенно заявил: «То, что евреи поднимаются на Храмовую гору, — свидетельство израильских амбиций и непосредственная опасность для наших мечетей, которые являются третьей по важности святыней ислама». А представитель «Батальонов мучеников Аль-Акса» (боевого крыла ФАТХа) призвал мусульман выступить «против непрекращающихся вторжений еврейских экстремистов на территорию мусульманской святыни».

Евреи, однако, отстаивают свое право и подниматься на Храмовую гору, и молиться там. Группа из 150 евреев, в числе которых были заместитель председателя кнесета Моше Фейглин («­Ликуд») и председатель Фонда наследия Храмовой горы Иегуда Глик, поднялась на Храмовую гору через Магрибские ворота и, что особенно возмутило мусульман, провела там презентацию, посвященную Второму храму. Палестинский «Фонд Аль-Акса» заявил, что своим присутствием евреи осквернили святыни и что «мечеть Аль-Акса постоянно подвергается атакам со стороны евреев».

14 октября на Храмовую гору поднялась группа из 13 евреев, которые несли государственные флаги Израиля. Они танцевали, пели песни и молились. Эта новая «атака на мусульманские святыни» была пресечена полицией, задержавшей евреев под тем предлогом, что они нарушили правила поведения на Храмовой горе. Евреев увели, а Храмовую гору объявили «закрытой для посетителей». Этот эвфемизм означает, что на гору запретили подниматься евреям.

Еще раз полиция объявила Храмовую гору закрытой после того как утром 1 декабря началась драка между евреями и арабами. А причиной драки стало то, что поднявшиеся на Храмовую гору евреи начали петь ханукальные песни. 30 декабря полиция задержала на Храмовой горе трех палестинских подростков, бросавших камни в евреев. И вновь Храмовая гора была «закрыта для посетителей» 6 февраля 2014 года — на этот раз потому, что у полиции появилась оперативная информация: мусульмане собирались устроить беспорядки.

19 февраля на Храмовую гору поднялся и помолился депутат кнесета Моше Фейглин, внесший в израильский парламент законопроект, где содержалось требование о том, чтобы Израиль установил наконец полный контроль над еврейской святыней. В тот день должно было состояться обсуждение законопроекта, однако заседание перенесли на неделю.

21 февраля после пятничной молитвы арабы начали бросать камни, полиции пришлось вмешаться, шесть человек были задержаны.

25 февраля арабы принялись бросать камни и метать петарды в полицейских, ранив двух стражей порядка. Полиции опять пришлось использовать шоковые гранаты, чтобы утихомирить разбушевавшихся арабов, и Храмовая гора опять была «закрыта для посетителей».

Депутаты кнесета не раз собирались обсудить на своих заседаниях ситуацию на Храмовой горе, однако до реального обсуждения (не говоря уже о принятии каких-нибудь решений) дело не доходило. Наконец, вечером 25 февраля депутаты собрались, чтобы обсудить внесенный Фейглином законопроект. Это было, как ни удивительно, первое в истории государства обсуждение в кнесете статуса Храмовой горы и проблемы свободного доступа евреев к своим святыням. Все эти годы политики остерегались публично обсуждать даже саму возможность объявления израильского суверенитета над Храмовой горой, опасаясь реакции мусульманских стран и «мировой общественности». Когда о повестке заседания все же было объявлено, лидер партии ­МЕРЕЦ Заава Гальон немедленно заявила, что обсуждение статуса Храмовой горы породит новый виток межнационального конфликта, на что депутат от партии «Еврейский дом» Орит Струк возразила: обсуждение оправдано, поскольку речь идет о статусе самого важного для евреев всего мира места.

Заседание состоялось, и Моше Фейглин сказал в своей речи: «Сейчас на самом святом для всех евреев мира месте можно поднять флаг любой террористической группировки, но поднять флаг Государства Израиль на Храмовой горе нельзя, а за чтение отрывка из Псалмов Давида можно угодить в тюрьму. И даже кипу с головы полицейские предлагают еврею там снять! Что может быть абсурднее этой ситуации? Нигде в мире страж правопорядка не позволит себе посоветовать еврею снять кипу!..»

Мири Регев («Ликуд») согласилась с Фейглином. «Почему на этом святом месте лишь еврей не может вслух сказать “Слушай, Израиль! Всевышний наш, Б-г един!”?»

На это депутаты от оппозиции возразили, что «любое изменение статус-кво этого объекта может привести к резкому обострению отношений Израиля со всем исламским миром».

Ни к какому решению депутаты не пришли, как, впрочем, и ожидалось. Законопроект Фейглина принят к рассмотрению не был, и, похоже, евреям еще долго придется подниматься на Храмовую гору в сопровождении полиции и с опасением получить камнем в голову…

Предсказать реакцию мусульманских стран было легко — о предстоявшем заседании кнесета было лишь объявлено, а министр иностранных дел Иордании Насер Джуда уже заявил, что сам факт обсуждения статуса Храмовой горы является «нарушением мирного соглашения между Израилем и Иорданией, и это незамедлительно повлечет за собой соответствующий ответ нашей страны». А депутаты иорданского парламента призвали короля Абдалу аннулировать мирный договор с Израилем и разорвать дипломатические отношения.

И я с ностальгией вспоминаю, как почти четверть века назад (всего лишь четверть века!) спокойно поднимался с друзьями на Храмовую гору, мы сидели на горячих от солнца камнях, и я рассказывал гостям о том, что здесь две тысячи лет назад стоял Второй храм и когда-нибудь обязательно будет стоять Третий…

Песах АМНУЭЛЬ, Израиль

____________

*От редакции: по мнению многих раввинов, евреям запрещено подниматься на Храмовую гору – на ту ее часть,  где был Храм и двор вокруг него. Ныне это мечеть Аль-Акса – третья святыня ислама. 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции