Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 6 мая 2014
 2170
Глава «Эмор» — «Скажи» «…И Я буду освящен в среде сынов Израиля, Я — Господь, освящающий вас» («Ваикра», или «Левит», 22:32)   Каждый — свят Зачем Всевышнему, который и так свят, быть еще дополнительно «освященным»? Выражение: «и Я буду освящен» указывает на обряд «кедуша» (особого молитвенного текста), который произносится во время повторения молитвы ведущим (хазан), если в синагоге присутствует молитвенный кворум (миньян) — десять взрослых молящихся евреев. Но вначале сказано: «и не оскверняйте Мое святое имя», что может быть адресовано в первую очередь тем, кто оскверняет Имя Творца, т.е. нечестивцам. Отсюда наши мудрецы делают вывод, что девять мудрецов и праведников не могут составить общественную молитву (миньян), в то время как десять невежд — могут. Поскольку в каждом еврее, без исключения, есть Б-жественная душа, как сказано: «Я — Господь, освящающий вас».

Глава «Бегар» — «На горе»

«Ибо мне рабы сыны Израиля…» (25:55)

 

И рабы, и дети

Почему в Торе мы иногда называемся их «Б-жьими сынами» (баним), а иногда «рабами» (авадим), ведь это совершенно разные вещи? Дело в том, что еврей сложно устроен: наше тело и животное начало, тесно с ним связанное, действительно должно выполнять волю Творца, подобно рабу, который выполняет волю своего господина. Но наша душа — эта частица Б-жественной сущности, и она способна испытывать любовь к Творцу, как сын чувствует внутреннюю близость и родство со своим отцом и потому любит его больше самого себя. Оказывается, что может быть верным и то и другое одновременно!

Из хасидских источников

 

Шабат Хазак!

Глава «Бехукотай» – «По законам Моим»

«И споткнется один об другого...» (26:37)

 

Один — за всех, все — за одного!

На самом деле этот девиз был взят на вооружение еврейским народом еще задолго до эпохи мушкетеров. Наши комментаторы объясняют так: один споткнется «о грехи» другого, поскольку все евреи в конечном итоге несут «ответственность друг за друга» (аревим). Алтер Ребе видит природу этой ответственности в том, что выражение «быть ответственными» (аревим) и слово «смесь», «смешение» (тааровет) родственны и происходят от одного корня. Это означает, что еврейский народ представляет собой единую смесь, где все перемешаны и взаимосвязаны, поэтому если ты задеваешь хотя бы одного еврея, этим ты задеваешь всех. Но вместе с тем от греха одного страдает его ближний, а в конечном итоге — весь народ Израиля, поэтому мы должны переживать за грехи другого еврея, как за свои собственные.

 

Окончание 3-й Книги Торы — «Ваикра», или «Левит»

Начало изучения 4-й Книги Торы — «Бемидбар», или «Числа».

Хазак!

 

4-я Книга Торы «Бемидбар», или «Числа»

Глава «Бемидбар» – «В пустыне»

«И каждый под знаменем своим по знакам отчих домов их…»

(«Бемидбар», или «Числа», 2:1)

 

Щит Давида

В эпоху рыцарей существовала целая наука — геральдика, которая давала объяснение сложным символам и знакам на щитах, по которым можно было многое сказать о самом рыцаре и его предках.

У нас тоже есть свои знаки и символы, которые достались нам от наших предков, только они носят совсем иной характер. Выражение из этой главы: «знаки отчих домов» (отот) означает те ориентиры в жизни и в поведении, которые оставили нам «отцы» — наши Учителя и Патриархи. Именно они должны служить нам указателями, которым мы следуем в нашей повседневной жизни, и защищать нас, подобно щиту древних воинов.

Сборник «Сфат Эмет»

 

Глава «Насо» — «Исчисли»

«Если мужчина или женщина даст строгий обет воздержания» (6:2)

 

Во многих религиях аскетизм и изнурение плоти почитается за особый духовный подвиг. В еврейской традиции, хотя аскетизм и не приветствуется, тем не менее, существует практика брать на себя обет (недер), добровольно отказываясь от некоторых благ этого мира. Частным случаем такой практики является назорейство (незирут), когда исключаются три вещи: вино и все, что связано с виноградом, стрижка волос и контакт с мертвым телом. Однако многие наши духовные учителя и авторитеты скептически относились к такому подвижничеству и физическим самоограничениям предпочитали духовные и нравственные.

 

Путь к Б-гу лежит через желудок?

Однажды один хасид пришел к своему Ребе и сказал, что он много постится, чтобы очистить себя и подняться духовно выше. На это Ребе ему возразил, что не понимает, почему из всего тела он выбрал именно желудок как путь к самосовершенствованию. Вместо того чтобы искусственно ограничивать потребности своего желудка, он мог бы, например, заставить свой рот говорить меньше пустых слов и злословий, глаза — меньше глазеть на запрещенные вещи, а уши — не прислушиваться к пустой болтовне. Такой «аскетизм» и «изнурение плоти» помогли бы уж никак не меньше!

 

Изречение номера

Духовный покровитель

«Моих заслуг хватит на то, чтобы защитить этот мир до прихода Мошиаха». Рабби Шимон бар Йохай



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции