«Я был твоим сыном, Россия!»

 Наталья Лайдинен
 2 июня 2014
 5299
В марте в Москве, в Центральном доме работников искусств вдова Эмиля Яковлевича Горовца Ирина Горовец представила фильм «Я был твоим сыном, Россия!», посвященный жизни и творческому пути супруга. Мероприятие собрало тех, кто помнит и любит талантливого музыканта: друзей и бывших коллег, многочисленных поклонников. Зал ЦДРИ был переполнен, в нем царила удивительная атмосфера искренней доброты и сердечности, созвучная песням Эмиля Яковлевича. После демонстрации фильма люди еще долго не расходились, делились впечатлениями с Ириной и режиссером картины Валерием Шатиным. Мне удалось побеседовать с Ириной Горовец.

– Ирина, с каким настроением вы представляете фильм?

– Я волнуюсь. За время долгой работы над картиной мы успели чудесным образом отснять Эдуарда Хиля, Георгия Вайнера, Валентину Толкунову… Они тоже как будто смогли перед уходом передать зрителям свое тепло. Но самое главное, замечательный прием фильма московскими зрителями убедил, что я не зря столько лет трудилась, чтобы сохранить память об Эмиле. Оказалось, в Москве любят и хорошо знают творчество Горовца: во время демонстрации фильма при исполнении знакомых песен зал буквально взрывался аплодисментами.

– Эмиль Горовец очень многое сделал для сохранения идиш-культуры. Это была его внутренняя потребность?

– Безусловно. Во время съемок режиссер с оператором ездили на его малую родину в Гайсин Винницкой области, чтобы показать корни, места, откуда Горовец вышел. Фактически Эмиль посвятил всю свою жизнь сохранению и популяризации культуры предков. В Нью-Йорке в течение почти 15 лет он работал на радио, где все передачи шли на идише. Каждую неделю он писал новую песню, открывал для слушателей стихи еврейских поэтов, которых уже почти никто не помнил или не знал. Муж купался в этом языке, дышал и жил им. Эмиль также перевел на идиш и исполнил двадцать русских произведений, среди которых «Ямщик, не гони лошадей», «Клен ты мой опавший», «Жаворонок», «Белеет парус одинокий», «Из-за острова на стрежень». Он хотел познакомить стариков с русскими песнями и романсами на родном для них языке. На мой вопрос, зачем это, ответил: с целью взаимопроникновения культур.

Горовец переживал, что поколение, знавшее идиш, уходит, а для молодежи этот язык становится недоступным. Таким образом, огромный пласт еврейской культуры и литературы обречен на забвение. Когда муж заболел, я предложила расширить аудиторию радиослушателей с целью знакомства с бесценным достоянием еврейской поэзии и музыки. Просила его переводить с идиша материалы передач, чтобы потом озвучивать их на русском радио. После ухода из жизни Эмиля я подарила библиотеке Нью-Йорка значительную коллекцию редких книг на идише, которую он собирал всю жизнь. Осознавая, какое огромное количество песен оставил мой муж, мне хочется их кому-то подарить, чтобы они продолжали звучать, а не были похоронены и забыты.

– Почему, на ваш взгляд, не сложилась жизнь Горовца в Израиле?

– Эмиля как носителя идиш-культуры там не приняли, несмотря на то что он впоследствии неоднократно и с большим успехом выступал на Земле обетованной с концертами. Для того чтобы жить там, нужно было учить иврит, петь на этом языке, а миссия Эмиля заключалась совсем в другом. Он никак не мог понять, почему ему, еврею, нельзя петь на идише. Об Израиле он написал несколько полных трагизма песен: «В твоих глазах тоска», «Израиль мой родной».

– Каким Эмиль Горовец был в жизни?

– Он родился в простой еврейской семье, рос пятым ребенком, поэтому трудности жизни знал не понаслышке. Его отец работал кузнецом, был умным, высокопрофессиональным в своем деле человеком, строгим и весьма организованным главой большого гостеприимного дома. Мама — добрейшая душа, замечательная хозяйка, певунья, любила своих детей, отдала младшему много тепла и нежности. Эмиль впитал от родителей самые лучшие качества — скромность, невероятное трудолюбие и доброту, пунктуальность, чувство ответственности. Упорство в преодолении препятствий — фамильная черта. Она не раз выручала его в трудные минуты. До сих пор удивляюсь манерам Горовца: он вел себя, как настоящий интеллигент! С ним я чувствовала себя защищенной. Вместе нам всегда было интересно. Судя по всему, прежде Эмилю не хватало тепла, заботы, интеллектуального общения… Горовец — замечательный рассказчик, обладатель блестящего чувства юмора, его познания в классической музыке, кино и литературе были исключительно глубоки.

У Эмиля был свой мир, любимый и оберегаемый. Он не выносил склок, ни о ком не говорил плохо, никого не осуждал. Безусловно, у нас порой случались проблемы, особенно когда муж заболел. Но мы были друг для друга серьезным тылом. Скажу просто: Горовец был замечательным человеком.

Когда Эмиль работал в студии, записывал очередную радиопередачу или трудился над новой песней, в доме устанавливался особый режим. Но муж был настолько доброжелательным, терпеливым и нетребовательным человеком, что это не создавало для меня никаких проблем. Напротив, я получала огромное удовольствие от чарующего голоса Горовца. Пел он всегда так, как будто стоял на сцене.

– Кому Эмиль Яковлевич доверял свои новые творения?

– Зачастую мне, несмотря на то что я человек совсем иной профессии. Он говорил, такого критика у него еще не было, считал, что у меня потрясающие слух, вкус и высокая планка требований. Разногласия возникали чаще всего по поводу его репертуара. Эмилю повезло с учителями: он учился в еврейской театральной студии и буквально пропадал за кулисами театра Соломона Михоэлса. На втором курсе он играл роль жениха в спектакле «Фрейлекс». А после окончания Гнесинки началась его певческая карьера. Потенциал Горовца был неисчерпаем, могу с уверенностью сказать, что он себя реализовал в лучшем случае наполовину, несмотря на то что так много успел сделать. Его Б-г поцеловал. Каждую песню Эмиль не пел, а проживал, сам писал слова и музыку, при этом относился к своему творчеству более чем самокритично. Поэтом себя не считал и во всем стремился к совершенству. Внутри него жил и большой актер, который тоже не раскрылся до конца.

В возрасте 72 лет Горовец записал арии Каварадосси, Ленского, последнюю, кстати, перевел на идиш. Вообще Эмиль исполнил все теноровые арии самых известных опер. Специалисты говорили, что он мог стать оперным певцом, но жизнь распорядилась иначе. Восхищаюсь фантастической памятью и огромным трудолюбием мужа. Наша квартира больше похожа на архив нотных записей, партитур, пластинок, бобин, кассет. Всю работу над музыкальными материалами он осуществлял сам в своей скромной домашней студии.

Муж не собирался уходить, мы вообще не говорили о смерти. Эмиль был молод душой.

– Сколько лет вы прожили вместе с Эмилем Яковлевичем?

– Три счастливых года. После смерти Маргариты Полонской, которая была для него не только супругой, но и менеджером и коллегой, до нашей встречи шесть лет он жил вдовцом, ушел в себя. Предложение мне Эмиль сделал на второй день после нашей встречи. Я ответила согласием. Больше мы не расставались. У него не было никаких капризов и требований. Эмиль с обожанием относился ко всему, что я делаю. Любая еда казалась ему замечательной и вкусной. Когда я подходила к нему, он сразу вставал. На мой вопрос: «Зачем ты вскакиваешь?» отвечал недоуменно: «Ведь ты же дама!»

Муж был всегда удивительно нежен, внимателен, потрясающе заботлив, гордился мной, уважал. С одной стороны, это счастье, что в жизни я встретила такого необыкновенного мужчину, с другой — горе, поскольку его сейчас нет рядом.

Вспоминаю его остроумие: кажется, я за всю жизнь столько не смеялась, как с ним за этот короткий период жизни. Эмиль тосковал, когда я его ненадолго оставляла, уезжая за продуктами. Он приглашал моих друзей, чтобы мы встречались дома, был гостеприимен. Прекрасно общался с разными людьми, в том числе с молодыми, был чудесным собеседником.

Муж очень многому меня научил, например, никогда не отзываться плохо о своих коллегах по цеху. Никуда не опаздывать — сам он был сверхпунктуален. За три года мы не наговорились!.. Эмиля нет уже более 12 лет, но до сих пор мне очень не хватает его. Я продолжаю мысленно с ним общаться, советуюсь.

– Скучал ли он по России?

– Конечно, но никаких обид на страну не осталось. Эмиль считал, что не он уехал — его вынудили это сделать. Много гастролировал, выступал с концертами почти во всех штатах Америки и в Канаде, странах Латинской Америки и Европы, в Австралии, но никогда не забывал, где родился и вырос. У Горовца есть потрясающая автобиографическая песня «Русланд», которая звучит сначала на идише, потом на русском, а заканчивается на английском. На еврейском кладбище в Нью-Йорке, где он похоронен, на памятнике по моей инициативе изобразили партитуру и написали по-русски: «Я был твоим сыном, Россия!»

Беседовала 

Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия

Фото автора и из личного архива Ирины Горовец



Комментарии:

  • 4 ноября 2023

    Лев Каневский

    посчастливилось

  • 4 ноября 2023

    Лев Каневский

    Наверное многие даже не могут представить себе, насколько я люблю этого ВЕЛИКОГО артиста. К счастью, мне один раз посщастливилось (извините за тафтологию) познакомиться и немного пообщаться с ним. Эту счастливую минуту я пронёс через всю оставшуюся жизнь. Спасибо Рахмилю Янкелевичу


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции