Made in Dior

 Виктор Горн
 2 июня 2014
 3098

Если бы Нобелевскую премию присуждали за достижения в области моды, то одним из первых ее лауреатов в середине ХХ века, вне всякого сомнения, стал бы Кристиан Диор. Но Альфред Нобель в своем завещании обошел моду стороной, и великому французу пришлось довольствоваться не менее престижной, но национальной наградой — орденом Почетного легиона. К этому времени имя гениального модельера, боготворимого миллионами женщин во всем мире, стало символом успеха, богатства и красоты.

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в портовом городке Гранвиле на берегу Ла-Манша. Отец вместе с двоюродным братом владел предприятием, производившим удобрения, и стремился приобщить сыновей к семейному бизнесу. Но ни у кого из них не лежит душа к столь прозаическим занятиям. Что касается юного Кристиана, то он преображается, когда в город приходит карнавал и на улицах не протолкнуться от ряженых. Он не только придумывает для братьев и сестры шутовские наряды, но и устраивает с белошвейкой Жюльеттой самое настоящее ателье, где обшивает всех желающих. Мальчишка развлекается, устраивает праздник души и не подозревает, что это именно тот путь, который принесет ему славу, деньги, известность. После переезда семьи в Париж молодой человек становится завсегдатаем известного кабачка «Бык на крыше», где бывают мэтры французского авангарда Дерен, Пуленк, Бретон. Кристиан мечтает о Школе художеств, но по воле родителей поступает в Школу политических наук. Родители всегда считают, что желают детям лучшего. Но лучше, чтобы дети сами выбирали свой путь.

 

Кризис

Служба в армии прерывает нелюбимые занятия, а жестокий экономический кризис, разразившийся во Франции в начале 1930-х годов, разоряет Диора и Жака Бонжана, двух друзей, владевших небольшой картинной галереей. Кристиан судорожно ищет работу, он готов служить даже мелким клерком в банке, незавидным конторским служащим, агентом в страховой компании, но везде идут сокращения, и каждый день его встречают холодно-вежливым: «К сожалению, у нас ничего нет». Когда ему отказывают в очередной раз, теперь уже от мелкой должности в одном из домов моделей, на ум приходит простая мысль: ведь он сам может шить. И не просто шить, а выдумывать костюмы.

Профессионализму его обучил художник-модельер Жан Озен. Кристиан с упорством неофита овладевает тайнами мастерства. Несколько рисунков Озену удается продать за 120 франков. Эти первые небольшие, но самые дорогие деньги, потому что они заработаны собственным трудом, и решают судьбу великовозрастного ученика. Он создает оригинальные эскизы, его имя становится известным в кругу модельеров, его идеи завоевывают признание мэтров — Пату, Молинэ, Розы Валуа, Нины Риччи.

 

Сделка

Случай сводит Кристиана с Марселем Буссаком. Один из самых богатых людей Франции, «хлопковый король» Буссак после войны пытается поднять с колен увядающую фирму «Филипп и Гастон» — он является ее совладельцем. Но для этого ему нужен талантливый художник-модельер. В это же время Диор созрел до собственного дела. Об этом он и сообщает Анри Файолю, управляющему всеми предприятиями миллиардера. Это не совсем то, что нужно хозяину, но художник производит впечатление на Файоля, и тот готов сделать все, что в его силах.

Встреча Буссака и Диора состоялась летом 1946 года в штаб-квартире бизнесмена на улице Фобур-Пуассоньер. Суждения, знания и вкус художника он нашел безупречными, но взял время для того, чтобы еще раз все хорошенько обдумать. Больше всего Буссак не любил проигрывать — и в жизни, и на скачках, которые олицетворял с бизнесом. Через день миллиардер решился рискнуть — он сообщает Диору, что согласен со всеми его предложениями.

Что же предложил Диор? Что ему хочется открыть собственный дом моделей «Кристиан Диор». Что мир после Второй мировой изменился, и чтобы удовлетворять запросам рынка, необходимо возродить и обновить традиции высокой французской моды.

После идейного обоснования Кристиан перешел, как сказали бы сейчас, к техническому. Он объяснил, что новая фирма в случае своего возникновения должна насчитывать небольшой штат мастеров и в эпоху массового машинного производства одежды быть не фабрикой, а лабораторией. Тогда каждая модель будет штучным товаром, одновременно являясь предметом и потребления, и искусства.

Контракт был подписан на весьма выгодных для Диора условиях. Марсель Буссак вкладывал в дело 6 млн франков — огромные по тем временам деньги. Кроме высокой зарплаты, художник получал треть прибыли до вычета налогов. Пожизненно он становился управляющим акционерного общества с ограниченной ответственностью «Кристиан Диор», то есть обретал полную самостоятельность. Через несколько лет он напишет, что в его случае выражение «быть самому себе хозяином» означало «не столько свободу и прихоть, сколько подчинение самому суровому, самому неотступному долгу — преуспеть любой ценой».

Диору понадобилось чуть более полугода, чтобы подобрать штат служащих, обустроить мастерские, пригласить на работу манекенщиц и подготовить коллекцию для первого показа. Показа, который совершит переворот в мире моды и войдет в историю.

15 декабря 1946 года 85 человек приступили к работе в доме № 30 на авеню Монтень. Отныне этот дом станет Меккой для всех поклонников высокой моды. Буссак, чьи лошади всегда выигрывали на скачках, все же рисковал, когда ставил на не известного широкой публике Диора. Но чутье подсказывало ему, что он не ошибся. Пройдет немного времени, и риск оправдается втройне — модельер принесет Марселю Буссаку и деньги, и престиж, и славу.

Не чистопородные, не знавшие себе во Франции равных лошади окажутся самым лучшим приобретением миллиардера, а Диор, имя которого обессмертит Буссака.

 

New look

Так назвала первую коллекцию Кристиана Диора известная журналистка, редактор журнала «Харпер Базар» Кармел Сноу.

Первый просмотр для прессы состоялся 12 февраля 1947 года. Зал был набит битком, слухи о новом доме моделей давно гуляли по Парижу. Наконец появляется первая манекенщица. Затем вторая, третья… Веером взлетают юбки окружностью 20 метров, у всех плывущая походка, ярко очерченный силуэт, элегантная шляпка («Вы знаете, что женщина без шляпки — это как Эйфелева башня без наконечника» — из разговоров на просмотре) сдвинута набекрень — на подиуме царствовали грация, красота и молодость. В послевоенном холодном и полуголодном Париже Кристиан Диор заставил женщину почувствовать себя Женщиной. Подняться над тяжелым бытом и ощутить радость бытия. Это была больше чем победа. Это был триумф. Бывшего безработного художника Диора, а ныне фактически владельца дома моделей «Кристиан Диор».

На следующий день на авеню Монтень хлынул поток желающих быть непременно одетыми «от Диора». Особой популярностью пользовался костюм «Бар», состоявший из кремового чесучового облегающего жакета и черной расширяющейся книзу плиссированной юбки. К костюму прилагалась, конечно же, небольшая черная шляпка (про Эйфелеву башню вы уже слыхали). За несколько дней были разобраны все модели коллекции.

Франция переживала один правительственный кризис за другим. Не хватало бензина, угля, вода замерзала в водопроводных трубах. Парижане часто впадали в уныние и думали, что еще долго не выберутся из ямы, в которую попали. New look был вызовом художника Диора хандре и горечи, в которых пребывало большинство населения страны. Для французов новая мода стала еще одним шагом на пути возвращения к нормальной жизни, замешанной на радости и надежде. Кристиан вернул в моду шарм. Он хотел сделать женщин не только красивее, но и счастливее, мечтая стать для них «поставщиком счастья». Арт-директор журнала «Вог», авторитетный Александр Либерман заявил, что художник попал в яблочко сокровенного представления о женственности. Большое, как известно, видится на расстоянии…

Чувства, испытываемые Кристианом Диором, совпали с настроением, которое переживала не только Франция, но и вся послевоенная Европа. Все устали от тяжелых военных будней, всем хотелось праздника жизни. Диор этот праздник европейцам устроил, и они ему были больше чем благодарны. Новый стиль завоевал не только сердца парижан — его принял весь мир.

 

Формула успеха

Сначала предприятие Диора представляло собой три мастерские, небольшую студию, демонстрационный зал, шесть небольших примерочных и директорский кабинет. Через несколько лет традиционный дом моделей превратился в многопрофильную фирму, состоявшую из сети предприятий, на которых трудилось 1700 человек. В мастерских все делается вручную. Диор считает, что руку человека заменить невозможно, что в такой работе скрыты «человечность, неповторимость, душа», и это придает ей «необычность и уникальность произведения искусства».

В среднем работа над каждым платьем занимает 48 часов. Самые удачные модели воспроизводят в количестве 60 экземпляров. Патрон требует и добивается от своих мастериц безупречного качества. Он прилагает все усилия, чтобы репутация дома была безукоризненной.

Два таланта уживаются в этом человеке — талант художника и талант менеджера. Явление довольно редкое само по себе, потому что природа талантов — разная. Но если бы такого сочетания не было, Мастер вряд ли стал бы тем, кем стал.

Художник Диор ощущает себя демиургом, он творит собственный мир, в котором царствуют гармония и красота. В созданных по его эскизам моделях нет мелочей, все тщательно продумано до мельчайших деталей. Художник «сочиняет» одежду, работа модельера для него сродни поэтическому творчеству. Природа одарила его чувством меры и вкусом, все, что выходит из-под его руки, отличается элегантностью и изысканной простотой.

Диор-менеджер работает на перспективу, его дом моделей постоянно расширяется, завоевывая все новые и новые рынки сбыта. Тактика и стратегия фирмы постоянно совершенствуются, отвечая на запросы своего времени. Это ему, менеджеру, принадлежат такие нововведения в бизнесе, как типовой контракт, патент на марку, разработка фирменного стиля. Предпринимаются меры для защиты своей продукции от подделок. Разрабатывается целый свод правил для магазинов, торгующих изделиями от «Кристиан Диор». Вводится жесткий финансовый учет и контроль по каждой стране и каждому виду продукции. Такая железная организация дела становится залогом процветания фирмы. Только за первый год своего существования она зарабатывает 1,2 миллиарда франков. Прибыли постоянно растут. Большая часть выручки получена за счет экспорта.

Художник и бизнесмен Кристиан Диор подобен легендарному царю Мидасу — к чему он ни прикасается, все обращается в «золото».

 

Империя «Кристиан Диор»

Он был сугубо мирным, штатским человеком. Единственным видом экспансии, который он приветствовал и которому всецело способствовал, было внедрение французского стиля и вкуса во всем мире. В 1948 году Серж Эфтлер-Луши предлагает своему другу учредить парфюмерную фирму «Кристиан Диор». Состав первых духов создает парфюмер Ваше. Рекламную афишу рисует художник Грюо. Диор дает Грюо полную свободу. Художник придумывает плывущего белого лебедя с черным бархатным бантом, украшенным жемчужным ожерельем, и вскоре «Мисс Диор» становятся популярными духами во всем мире. Чтобы закрепить успех, в Нью-Йорке открывается фирма «Кристиан Диор Нью-Йорк Перфюмз Инкорпорейшн».

Через год компания «Кристиан Диор – Хоузери» совместно с фирмой «Кайзер» начинает производить в Соединенных Штатах чулки. Чтобы чулок не перекручивался, Диор собственноручно доводит до совершенства эскиз ступни. Каждую пару упаковывают в изящную серую коробочку с овальным медальоном, исполненным в стиле Людовика XVI. На шелковой бумаге — надпись «Кристиан Диор». Художник требует строжайшего контроля за качеством каждой пары. Американки встречают новинку на ура.

Победное шествие марки «Кристиан Диор» по пяти континентам обеспечивают восемь акционерных обществ и 16 смежных фирм. Клиентами великого модельера становятся члены королевских семей, политическая элита и художественная богема. «Агрессия» Диора не признает границ, он продолжает уверенно завоевывать мир, наращивая свои мощь и влияние.

В 1950 году создается первая лицензионная фирма по производству галстуков «Кристиан Диор – Тайз» совместно с компанией «Стерн Меррит». К услугам тех, кто любит меховые изделия, открывается «Диор – Меха». В Нью-Йорке организацией продажи шляп, перчаток, сумок и ювелирных изделий занимается «Кристиан Диор – Экспорт». В Мексике заключается эксклюзивный контракт с торговым домом «Паласио де Иеро», ему разрешено фабричное изготовление диоровских моделей.

Через год открываются отделения на Кубе и в Канаде. В эти же годы косметика Christian Dior покорила сердца израильских женщин.

Гений добился того, чего хотел: французский стиль и вкус распространился по всему миру. Платье или галстук «от Диора» стали знаком, символом, означающими принадлежность к особому кругу — кругу избранных.

 

Уход

За два года до смерти он открывает бутик на первом этаже приобретшего мировую известность особняка на авеню Монтень. В нем есть все, что нужно самой привередливой француженке. Мечта о том, чтобы женщина могла выйти из магазина одетой во все от «Кристиана Диора», осуществилась. Мэтр был счастлив, как ребенок. В 14 лет гранвильская гадалка нагадала ему: «Вы окажетесь без денег, но вам принесут пользу женщины, через них вы добьетесь успеха». Он был юн и скептичен и не поверил вещунье. Через несколько десятков лет предсказание исполнилось.

Ну что ж, как и каждый истинный художник, он завершил строительство своего дома, теперь можно было уходить...

Мастер моды ушел из жизни 29 октября 1957 года. Но с его уходом империя не распалась. Ив Сен-Лоран и другие ученики и последователи Мастера не только сохранили, но и упрочили положение фирмы. Но это уже совсем другая история.

Виктор ГОРН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции