“ВИДИТ Б-Г, ЕСТЬ МУЗЫКА НАД НАМИ”

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 3195
Концертный сезон 2003/2004 годов был не очень богат значительными событиями, но окончание его было интересным. В апреле-мае в Большом зале Московской консерватории выступали основные российские симфонические оркестры: молодой коллектив «Новая Россия» под руководством нового главного дирижера Юрия Башмета, Российский национальный оркестр, которым дирижировал бывший ленинградец, ныне очень известный в США и Европе Яков Крейцберг, и Госоркестр России (бывший оркестр Евгения Светланова) под руководством Дмитрия Ситковецкого
Концертный сезон 2003/2004 годов был не очень богат значительными событиями, но окончание его было интересным. В апреле-мае в Большом зале Московской консерватории выступали основные российские симфонические оркестры: молодой коллектив «Новая Россия» под руководством нового главного дирижера Юрия Башмета, Российский национальный оркестр, которым дирижировал бывший ленинградец, ныне очень известный в США и Европе Яков Крейцберг, и Госоркестр России (бывший оркестр Евгения Светланова) под руководством Дмитрия Ситковецкого. Оркестр «Новая Россия», у которого последние годы, после ухода Марка Горенштейна, не было главного дирижера, играл неожиданно хорошо. Юрий Башмет дирижировал Шестой симфонией Чайковского. Это великое и трудное для исполнения сочинение. Учитывая, что его очень часто играют и в России, и за границей, сказать новое слово в его исполнении — непростая задача. Существует более тридцати различных записей этого сочинения, в том числе такие выдающиеся, как с дирижерами Е. Мравинским, Е. Светлановым, Г. фон Караяном, Л. Бернстайном, В. Фуртвенглером, К. Кондрашиным, И. Маркевичем, Р. Мути. Юрий Башмет, редко появляющийся за пультом большого оркестра, не ударил лицом в грязь. Симфония Чайковского в его интерпретации — безысходная трагедия. Можно спорить о темпах, об увлечении громкостью духовых инструментов, о частой несбалансированности звучания струнных, однако в целом это было интересно задуманное исполнение 6-й симфонии, правда, прозвучавшей не совсем так, как хотелось бы дирижеру. При исполнении Второго фортепианного концерта Рахманинова солировал Борис Березовский, замечательный российский пианист, живущий сейчас в Великобритании. Музыка Рахманинова — постоянный спутник концертной жизни Березовского. Вспомним блестящее исполнение Третьего фортепианного концерта на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в 1990 году, пианисту тогда был 21 год. Березовский часто играет этот концерт с различными дирижерами, есть его запись с израильским дирижером Илияху Инбалом на фирме «Teldec». Второй фортепианный концерт у пианиста — большая лирическая исповедь. Герой этой музыки полон радости и счастья, он любит и его любят; вторая часть с яркой мелодией — полное счастье жизни: все хорошо, впереди надежды, сомнения только мимолетны (музыкальный эпизод во второй части и в финале), в целом же искрометный финал оптимистичен. Аккорды и пассажи звучат у Березовского легко, полетно, без всякого нажима. В отличие от многих современных пианистов-спортсменов, которые играют наперегонки с оркестром, темпы у Березовского умеренные, они позволяют полностью выявить замысел композитора, пианист и оркестр сливаются в лирическом порыве. Но когда Березовский играет Третий концерт Рахманинова, его герой, столкнувшись с реалиями жизни, испытывает ужас, это трагедия уже одинокого человека, который не видит выхода из тупика, все для него гибнет. Четвертый фортепианный концерт композитора, который Березовский играл в марте этого года в Лондоне с Российским национальным оркестром (РНО) под управлением Михаила Плетнева, — трагический финал жизни. Это сочинение исполняется редко. На концерте присутствовали члены королевской семьи. Игра Березовского вызвала бурю восторга английской публики. Надеюсь, что и московская публика услышит это исполнение. 11 мая в Московской консерватории Российским национальным оркестром дирижировал новый для россиян, но хорошо известный за рубежом Яков Крейцберг. Он родился в Ленинграде, с пяти лет учился игре на фортепиано, затем — дирижированию у выдающегося педагога Ильи Мусина, основателя ленинградской школы дирижирования. В 1976 году молодой Яков Крейцберг эмигрировал в Соединенные Штаты, где стала развиваться его дирижерская карьера. На него обратили внимание ведущие дирижеры США 70-80-х годов Л. Бернстайн, С. Озава, Э. Лейнсдорф. Яков Крейцберг становится ассистентом Майкла Тилсона-Томаса в Лос-Анджелесском филармоническом институте, а в 1986 году завоевывает первую премию на конкурсе имени Леопольда Стоковского в Нью-Йорке и приз Юджина Орманди в Университете Мичигана. В 1995-2000 годах Крейцберг — главный дирижер симфонического оркестра Борнмута (Великобритания). С этим оркестром маэстро провел ряд турне по США, Германии, Австрии, Нидерландам. У Крейцберга ангажементы с ведущими оркестрами Филадельфии, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Миннеаполиса, Чикаго, Балтимора и других городов; он постоянно дирижирует в берлинской Комише опера, в Лирической опере Чикаго, Английской национальной опере. В конце 90-х годов он дирижировал на одном из самых престижных фестивалей — Глейнборгском оперном в Великобритании — операми «Дон-Жуан» Моцарта, «Енуфа» и «Катя Кабанова» Яначека. Первое выступление на фестивале с оперой «Енуфа» произвело сенсацию. И вот этот дирижер — за пультом РНО. Были исполнены Первая симфония Густава Малера, скрипичные концерты Александра Глазунова и № 1 Сергея Прокофьева. Солировала очень молодая и очаровательная Джулия Фишер. Первая симфония Малера «Титан» (название навеяно романом Жана Поля) была сочинена в 1884-1888 годах и впервые исполнена в Будапеште в 1889 году. Первоначально симфония была пятичастной, но позднее Малер переделал ее, сделав четырехчастной, и так она исполняется поныне. В этой симфонии Малер использовал ранее написанную музыку — из кантаты «Жалобная песня» (1980) и вокального цикла «Песни странствующего подмастерья» (1884). Лендлер во второй части Первой симфонии — это гайдновский мир, но как бы в искаженном зеркале. Затем звучит грандиозный траурный марш — похороны охотника, но вся эта часть симфонии полна иронии и сарказма. В следующей части явственно слышны еврейские музыкальные мотивы. Возможно, Малер слышал еврейскую музыку в детстве в своей родной Богемии. Впоследствии композитор часто использовал еврейские мотивы в своих сочинениях. Малера исполнять непросто — сложность состоит в соединении всех линий партитуры. В исполнении РНО под управлением Крейцберга симфония Малера звучала как грандиозная фреска о жизни и смерти человека. Якову Крейцбергу удалось передать сарказм и иронию в музыке Малера, а также очень чутко воспроизвести еврейский мир этой музыки. Дирижер показал глубокое понимание музыки Малера, его движения были точны и сдержанны, а от оркестра шли волны энергии и страсти. 20-летняя скрипачка Джулия Фишер приезжала в Москву в прошлом сезоне. Она в девять лет поступила в класс Анны Чумаченко в Мюнхенской высшей музыкальной школе, а в Консерватории Аугсбурга (ФРГ) училась у Лидии Дубровской. У Джулии уже немало премий и наград, среди которых первая премия и специальные призы международного конкурса скрипачей Иегуди Менухина в 1995 году, первая премия 8-го конкурса Евровидения в 1996 году и др. Она выступает с дирижерами мирового класса Л. Маазелем, Д. Синополи, Д. Тейтом и лучшими оркестрами Европы и США. Д. Фишер играет на скрипке А. Страдивари «Booth», сделанной в 1716 году. Давно в стенах Московской консерватории не слышали такого чарующего исполнения скрипичного концерта Глазунова. Первый скрипичный концерт молодого Прокофьева, полный диссонансов, дерзкий и задорный, прозвучал у Д. Фишер также очень лирично, даже тепло, с некоторой долей иронии. Оркестр, скрипачка и дирижер полностью понимали друг друга. Этот концерт оставил самое приятное чувство у слушателей. 14 мая состоялся концерт Государственного оркестра России (главный дирижер Марк Горенштейн). В этот вечер за пультом стоял знаменитый скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий. Сын выдающихся советских музыкантов — пианистки Бэлы Давидович и скрипача Юлиана Ситковецкого, он родился в 1954 году в Баку. Его учителями в Центральной музыкальной школе и в Московской консерватории были выдающиеся педагоги Ю. Янкелевич и И. Безродный. Когда мальчику было 12 лет, он получил первую премию на международном конкурсе юных исполнителей «Концертино Прага». Его отец, гениальный скрипач Юлиан Ситковецкий, умер очень рано, когда мальчику было четыре года. В 1977 году Д. Ситковецкий со своей мамой Б. Давидович эмигрировал в США, где продолжил обучение в Джульярдской школе Нью-Йорка. В 1979 году по единодушному решению жюри во главе с И. Менухиным он получил первую премию Первого международного конкурса скрипачей имени Ф. Крейслера в Вене. Д. Ситковецкий выступает с лучшими оркестрами мира — Берлинским филармоническим, Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским симфоническими, лондонским «Филармония», с крупнейшими дирижерами современности — К. Аббадо, Н. Мерринером, К. Дэвисом, В. Ашкенази и другими. У него десятки компакт-дисков с музыкой от Баха до Бернстайна. На фирме «Orfeo» Дмитрий Ситковецкий и Бэла Давидович записали все скрипичные сочинения М. Равеля и Э. Грига. В 1990 году Дмитрий Ситковецкий создал свой собственный камерный оркестр «Новые европейские струны», а с 1996 года он возглавляет Ольстерский симфонический оркестр Белфаста (Северная Ирландия), с которым много гастролирует. Как приглашенный дирижер он выступает с оркестрами «Би-би-си» и академии «Санта-Чечилия» (Италия). С 1988 года Д. Ситковецкий и Б. Давидович регулярно приезжают в Россию с концертами. В настоящее время маэстро является главным приглашенным дирижером Госоркестра России. В майском концерте были исполнены увертюра «Фингалова пещера» (или «Гебриды») и скрипичный концерт Мендельсона, а также музыка балета Стравинского «Петрушка». Увертюра навеяна путешествием юного Мендельсона — ему было 20 лет — в Шотландию, на Гебридские острова с их знаменитыми базальтовыми пещерами. Одна из пещер названа именем кельтского героя Фингала. Как описывал друг Мендельсона, «пещера внутри напоминает гигантский орган — все черно, все гудит... а перед ней бескрайнее серое море». У Мендельсона было обостренное чувство оркестрового колорита, и композитор воссоздал таинственный и жуткий облик пещеры: глухой рокот морских волн, мрачную и суровую атмосферу. Еще при жизни композитора «Гебриды» стали одним из самых популярных его сочинений. Оркестр под управлением маэстро точно следовал партитуре Мендельсона: мрачные звуковые волны, таинственные всплески мелодий буквально заворожили слушателей. Затем Д. Ситковецкий сыграл скрипичный концерт ми минор Мендельсона. Нет скрипача — от студентов до великих мастеров, — кто бы не играл это сочинение, открывшее романтическую эпоху в скрипичной музыке. Музыка этого сочинения, полная блеска и красивейших мелодий, оказала большое влияние на многих композиторов XIX и XX веков, писавших в этом жанре. Игра Ситковецкого была блестящей. Это исполнение подтвердило славу маэстро как одного из лучших исполнителей романтического репертуара. Затем оркестр сыграл музыку балета Стравинского «Петрушка». Ситковецкий любит сочинения этого композитора и часто включает их в свой репертуар. Оркестр под его управлением тонко передал прихотливую и изысканную партитуру И. Стравинского. Особенно отличились группы деревянных духовых и медных инструментов оркестра. Нужно отметить, что уровень игры РНО после обновления его состава в прошлом сезоне стал выше, особенно хороши струнные группы и деревянные духовые. Подводя итоги, можно сказать, что уровень ведущих оркестров России — РНО и Госоркестра — заметно повысился, а оркестру «Новая Россия» еще надо много работать, чтобы встать вровень с этими коллективами. Концертный сезон 2003/2004 годов радует: он прошел под знаком приезда наших бывших соотечественников, которые за последнее десятилетие стали исполнителями международного класса.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции