Дорога к Храму

 Раввин Довид Карпов
 19 июня 2014
 2067
Глава «Балак» «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям» («Бемидбар», или «Числа», 22:2) Честный гой «И весьма испугался Моав этого народа, потому что тот был многочислен, и опостылела жизнь Моаву из-за сынов Израиля» (22:3) У каждого, даже самого последнего антисемита должен быть «свой», «хороший» еврей, к которому он относится вполне по-дружески. В отличие от всех остальных жидов, которых он ненавидит. Почему одна из глав в Торе названа именем Балака, царя Моава, известного своей исключительной ненавистью к евреям? На самом деле, неприязнь к еврейскому народу — то, что обычно говорится от имени рабби Шимона бар Йохая: «Таков закон: Эсав ненавидит Якова», где «Эсав» (старший брат Якова) выступает как собирательный образ, обозначающий представителей всех народов мира». Разница лишь в том, что одни люди скрывают свое истинное отношение под маской вежливости и радушия, так что в них трудно заподозрить юдофоба. В то время как Балак был «честным парнем»: свою исключительную ненависть к еврейскому народу он не только не скрывал, но, напротив, демонстрировал открыто, никого не стесняясь. Как раз эту его прямоту и откровенность и ставят ему в… заслугу. Поэтому Тора и решила «увековечить» его имя в названии главы.

Глава «Пинхас»

«И Господь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей» (25:10-11)

 

«От Озни — семейство Озни» (26:16)

Один из явных признаков «человека умелого» (согласно научной классификации) — это наличие ладони с пятью пальцами, расположенными таким образом, чтобы иметь возможность крепко держать палку или… Впрочем, обо всем по порядку.

В этой главе среди прочих семейств упоминается «семейство Озни» (26:16): «От Озни — семейство Озни». Казалось бы, что тут непонятного? Однако РАШИ уточняет: «семейство Озни» («озен» — «ухо») — это то же самое, что «семейство Эцбон» («эцба» — «палец»). Казалось бы, какая связь?

Оказывается, человек недаром наделен Творцом пальцами (которые, как мы помним, являются отличительной чертой именно «человека умелого»): чтобы иметь возможность заткнуть уши, когда он слышит плохое (лешон-га-ра) о другом. Этим и отличается еврей от всех других созданий: двуногих и четвероногих.

ШЛО*

______

*Рабби Йешая бар Авраам га-леви Гурвиц (шло-га-кодош) (ок. 1565–1630 гг.) — один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и каббалист, автор книги «Шней лухот га-брит» («Две скрижали Завета»).

 

Глава «Матот»

«И говорил Моше главам колен сынов Израиля, говоря…» (30:2)

«И будет эта земля вам в удел пред Всевышним» («Бемидбар», 32:22)

С этими словами Моше обратился к израильскому народу после войны с Мидьянами. И хотя речь шла о территориях на восточном берегу Иордана, на которые на тот момент не распространялась святость земли Израиля, тем не менее, поскольку евреи захватили эти земли благодаря своей самоотверженности и мужеству, их героизм дал повод присоединить и «эту землю» к Святой земле — получить их «в удел пред Всевышним». Хороший пример для наших современных израильских политиков.

Из комментариев

 

Глава «Масей»

«Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона» (33:1)

Шхина с нами!

«Ибо, Я, Всевышний, пребываю среди сынов Израиля» (35:34)

Пребывать («шахен») означает находиться постоянно, и связанное с ним близкое по смыслу понятие «шхина» — явное присутствие Всевышнего в нашем материальном мире. Отсюда наши Мудрецы делают вывод: «Когда евреи ушли в Эдомское изгнание, Шхина* последовала за ними».

Нечто подобное происходит и в душе каждого еврея. Когда он (не дай Б-г!) совершает дурной поступок, «достойный Эдома» (Эсава), и нарушает Тору, то и в этом случае Шхина остается «с ним», хотя лучше бы этого не было. Ведь получается, что еврей тянет за собой, в эту грязь греха, и своего Небесного Отца. Это можно сравнить с царским сыном, от шалостей которого невольно страдает репутация самого Царя.

Из книги «Тания»

______

*Шхина — явное присутствие Всевышнего в нашем мире, иногда синоним понятия Господь.

 

Окончание 4-й Книги Торы «Бемидбар», или «Числа».

Начало изучения 5-й Книги Торы «Дварим», или «Второзаконие».

Хазак!

Траурный период: «В теснине» (бейн-га-мцарим) 

В это период, который получил название «В теснине» (бейн-га-мнцарим) (17 тамуза – 9 ава, 15.07 – 5.08) , мы скорбим по разрушенному Храму, раскаиваемся в наших грехах и проступках и стремимся быть более терпимыми друг к другу. Мы верим, что вскоре Всевышний вернет нам Храм, точно так же, как однажды забрал его у нас.

 

Не все покупается за деньги

Money can’t buy me love

The Beatles

«Ничто не стоит так дешево и не ценится такого дорого, как взаимная вежливость», — такой плакат украшал стены многих магазинов в Советском Союзе. Сказано, конечно, верно. Но выглядело как насмешка на фоне хамоватых продавцов и занюханного товара. Но заменим слово «вежливость» на «взаимную любовь и уважение между евреями», и мы получим один из важных принципов всей еврейской традиции.

Сказано у пророка («Ишайя», 52:3): «Ибо так сказал Господь: даром проданы были вы и не за деньги будете выкуплены». Так же, как «даром» (досл.: «за ничто») (хинам), т.е. безо всякой видимой причины, вы враждовали между собой и в результате «были проданы» — оказались в Изгнании. Так же «за ничто», т.е. даром и безо всякой на то причины, вы будете «выкуплены» — к вам придет Избавление. Если только вы сможете найти в своем сердце спонтанную и беспричинную любовь друг к другу.

Мидраш



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!