Боевой листок

 Александр Шульман
 2 октября 2014
 2739
В еврейских общинах по сей день рассказывают легенду-быль времен Первой мировой войны: в смертной рукопашной схватке сошлись русские и германские солдаты. Русский солдат заколол штыком германца, и вдруг из уст умирающего германского солдата он услышал: «Шма Исраэль...» — слова молитвы, которую знает каждый еврей. Русскому солдату стало ясно, что он убил брата по вере, — ведь оба солдата были евреи.

На полях Первой мировой войны в рядах противоборствующих армий сражались более полутора миллионов еврейских солдат — русских и германских, британских и австрийских, французских и американских... Более двухсот тысяч из них пали в сражениях.

(Британский фельдмаршал сэр Джон Монаш и австрийский фельдмаршал Самуэль фон Хазаи, десятки австрийских, французских, итальянских генералов и адмиралов, тысячи германских офицеров и русских солдат были евреями и воевали в армиях своих стран, вольно или невольно исполняя древний галахический закон, объявленный в Вавилонском Талмуде: «Закон страны — это закон для еврея», требующий от евреев преданности государствам, гражданами которых они являются — кроме тех случаев, когда это противоречило законам Торы.)

На Русском фронте

В России евреи были лишены элементарных гражданских прав, однако когда наступал час испытаний, они шли в армию и умирали за страну. Патриотический подъем, охвативший с началом войны Россию, не оставил в стороне и евреев. В синагогах проходили торжественные богослужения о даровании победы русскому оружию. В «Книге времен и событий» Феликс Кандель так описывает подробности тех дней: «В одесской синагоге кантор и хор исполнили «Боже‚ царя храни!» и «Славься!»‚ а затем евреи прошли по городу в многолюдной манифестации. В Петрограде после молитвы в хоральной синагоге громадная толпа с флагами и портретом Николая II вышла на улицу: синагогальный хор шел впереди процессии‚ пел русский гимн и молитвы за царя».

На экстренном заседании Государственной Думы депутат Н. Фридман заявил: «В настоящий час испытания... мы‚ русские евреи‚ как один человек‚ станем под русскими знаменами и положим все свои силы на отражение врага. Еврейский народ исполнит свой долг до конца».

Мобилизация среди еврейского населения прошла практически без недобора; процент евреев в армии во время ­войны был выше, чем в составе населения России в целом. 

Воевали евреи храбро: за отвагу в боях свыше трех тысяч еврейских солдат были награждены Георгиевскими крестами. Более сорока евреев стали кавалерами «полного банта», то есть были награждены Георгиевскими крестами всех четырех степеней, в их числе унтер-офицеры Айзек Кантор, Рафаил Баум, Хаим Притык, фельдфебель Соломон Глотман, ефрейторы Янкель Пинкус, Борис Айзерман и многие другие.

Впрочем, русское законодательство запрещало присвоение евреям офицерских званий, евреи были лишены многих прав и привилегий, полагавшихся их русским однополчанам. Солдаты-евреи, раненые в боях и находившиеся на излечении в русских городах, подлежали немедленной депортации в «черту оседлости» — их пребывание в запрещенных для жительства евреям русских городах считалось уголовным преступлением.

В газете «Русские ведомости» задавали закономерный вопрос: «Если евреи могут умирать за Россию‚ то почему они не могут жить повсеместно в России‚ почему они не могут быть офицерами в русском войске?..»

И в тылу российские евреи работали на победу русского оружия — десятки заводов, принадлежавших российским евреям-предпринимателям, производили вооружения и амуницию для русской армии, широкое распространение получили благотворительность и общинная помощь.

Еврейская община Петербурга создала на свои средства лазарет на 200 кроватей и передала его в распоряжение армии. Еврейский комитет Лодзи приготовил лазарет на 500 мест; варшавский еврей М. Руг оборудовал в своем доме госпиталь и обязался содержать его до окончания войны; в Минске‚ Одессе и других городах выделяли палаты в еврейских больницах для раненых российских солдат. Студенты-евреи заграничных университетов‚ которых запрет на учебу вынудил покинуть Россию‚ возвращались назад и добровольно шли в солдаты; еврейские девушки становились сестрами милосердия.

Депортации евреев из прифронтовой полосы

К началу Первой мировой войны в Российской империи было почти шесть миллионов евреев‚ и более половины из них проживали в районах боевых действий — в русской Польше, Прибалтике, Галиции, на Волыни. По еврейским общинам этих губерний прошелся беспощадный военный вал.

По мере того как в ходе войны русская армия терпела поражения и российская экономика стремительно катилась к краху, в России усиливались антисемитские настроения — российская государственная бюрократия оказалась неспособна решить острые военные и экономические проблемы, вставшие перед страной, и потому русские власти по традиции занялись переводом стрелок народного гнева на евреев.

Начало антисемитской кампании в России относится к 1915 году. К августу 1915 года Россия потеряла в боях три миллиона убитыми и ранеными‚ полтора миллиона солдат и офицеров попали в плен. В русской армии недоставало артиллерийских орудий и снарядов, винтовок и патронов к ним. Начались проблемы с продовольствием, по всей стране протянулись очереди за хлебом.

Общий подъем в русском обществе сменился раздражением‚ страхом‚ подозрением. Заговорили о том‚ что в стране гнездится измена‚ армию специально оставляют без оружия; начались поиски виновников поражения среди министров‚ генералов и, конечно же, среди евреев.

Русские черносотенные газеты заполнились фантастическими историями: писали о складах оружия в синагогах‚ о бутылках с планами военных крепостей‚ которые евреи якобы пускали к немцам по течению реки. Находились «очевидцы»‚ которые видели «собственными глазами»‚ как евреи откармливали гусей золотыми монетами и отгоняли их к врагу по подземным туннелям‚ как из Германии прилетали на цеппелинах мужчины в длинных лапсердаках для сбора денег; в черносотенной газете «Новое время» сообщили читателям‚ что евреи в гробах — вместо покойников — переправляли врагу «сотни пудов» золота.

Как пишет Феликс Кандель, Министерство финансов предупредило губернские власти‚ что «немцы‚ числящиеся в русском подданстве»‚ совместно с евреями намереваются «произвести в различных местностях Империи посредством особых машин выжигание хлебов на корню». А в другом циркуляре — теперь уже департамента полиции — на евреев возложили ответственность за «искусственное вздорожание предметов первой необходимости и исчезновение из обращения звонкой монеты»‚ чтобы вызвать «недовольство» в стране.

Александр ШУЛЬМАН, Израиль

Окончание следует



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции