Евреи на Великой войне

 Александр Шульман
 31 октября 2014
 3107
Окончание. Начало в № 1050   Сегодня много говорят о сталинских депортациях «враждебных народов», забывая, что первая такая этническая чистка была проведена русскими властями во время Первой мировой войны, и жертвой ее стало еврейское население прифронтовой полосы. Приказ об этой депортации отдал Верховный главнокомандующий русской армии великий князь Николай Николаевич, а непосредственным исполнением приказа занимался начальник его штаба генерал Н. Янушкевич.

На депортацию были брошены казачьи части. Казаки успели «прославиться» в преследованиях мирного еврейского населения: они устраивали погромы в Галиции и на Буковине; жестокий погром произошел во Львове‚ получив название «кровавое воскресенье». Летом 1915 года прошли еврейские погромы в прифронтовой полосе Гродненской‚ Ковенской‚ Виленской‚ Минской и Волынской губерний.

На сборы давалось несколько часов, после чего казаки гнали евреев на станции, где шла погрузка в вагоны для скота. Среди депортируемых евреев были раненые солдаты и инвалиды войны, прибывшие домой на побывку. Изгнание гражданского еврейского населения казаками сопровождалось массовыми убийствами, грабежами, изнасилованиями. Эшелоны с депортированными евреями шли вглубь России, в Сибирь, где людей выбрасывали в чистом поле.

Максим Горький тогда писал: «Вы не можете представить‚ что теперь делают с еврейским населением Польши! Высылали по пятнадцать‚ двадцать тысяч — всё еврейское население города — в двадцать четыре часа. Пропаганда ведется успешно. Жить тошно...» К концу 1916 года русскими властями было депортировано около 350 тыс. евреев.

Еще одним нововведением русских властей стало взятие в заложники раввинов и уважаемых граждан. К лету 1915 года около 400 еврейских заложников сидели в тюрьмах Полтавы‚ Екатеринослава и Могилева‚ порой их вешали без суда и следствия.

Глядя на преследования евреев в России, Леонид Андреев писал: «Мне нет надобности... ссылаться на геройство евреев в деле обороны России‚ на их трагическую по своей верности любовь к России. Надо всем понять‚ что конец еврейских страданий — начало нашего самоуважения‚ без которого России не быть».

Война до победного конца

Ситуация стала кардинально меняться с крушением царского режима и приходом к власти Временного правительства, объявившего своей целью войну до победного конца. Одним из его первых декретов, имевших своей целью консолидацию русского общества в условиях войны, был закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 года. С этого момента ограничительные антиеврейские законы бывшей Российской империи перестали существовать‚ евреи получили равные гражданские‚ политические и национальные права с остальным населением.

Новый закон подписали все министры Временного правительства. Министр-председатель князь Г. Львов сказал еврейской депутации: «Редко мне приходилось так волноваться‚ как в настоящие минуты. Мы были в мыслях и чувствах с братьями‚ но нам не давали соединяться. Давайте забудем страницы прошлого и будем вместе работать для укрепления свободы новой России».

За годы войны офицерский корпус был основательно выбит, в офицеры стали брать безграмотных солдат. А в окопах находилось много образованных молодых евреев, имевших богатый фронтовой опыт, но им путь в офицеры был прежде закрыт русскими законами. После Октябрьского переворота ситуация изменилась.

Уже в начале июня 1917 года в Константиновском военном училище был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 года офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. Еще раньше военный министр А.Ф. Керенский стал производить в офицеры наиболее отличившихся евреев — георгиевских кавалеров.

Газеты писали: «Юнкера-евреи старшего курса Ташкентского военного училища отправились на фронт в ударный батальон... Первый‚ кто поднял красное знамя и храбро бросился на австрийские окопы‚ был юнкер Ш. Гандлер. Во время атаки он был убит. Гандлер еще до революции удостоился двух Георгиевских крестов и унтер-офицерского чина». Летом 1917 года раввин Яаков Берман был назначен главным раввином при штабе Юго-Западного фронта в чине подполковника.

Во время большевистского переворота в октябре 1917 года юнкера-евреи были среди последних защитников России от большевистской диктатуры. Они защищали Зимний дворец, участвовали в восстании юнкеров петроградских военных училищ: юнкера заняли телефонную станцию и Инженерный замок‚ пытались захватить Петропавловскую крепость и Смольный‚ но части Петроградского гарнизона к ним не присоединились‚ не поддержали их и казаки‚ на чью помощь они надеялись.

Большевики подавили восстание‚ и петроградские газеты сообщали: «За последние дни петроградская еврейская община оплакивает свои многочисленные жертвы. На еврейском Преображенском кладбище за один день похоронено 50 жертв. Среди похороненных 35 юнкеров‚ убитых при осаде Владимирского училища и телефонной станции...»

 

На Западном фронте

В армиях стран Запада в годы Первой мировой войны сражалось около одного миллиона евреев. Так же, как и их русские единоверцы, евреи западных стран были до конца преданы своим странам, на верность которым они присягали. Правда, было одно существенное отличие от русской армии — в армиях западных стран не было никаких ограничений прав евреев-воинов. Евреям на Западе уже на протяжении столетия была открыта престижная военная карьера, они принадлежали к военной элите своих стран.

В австро-венгерской армии в годы Первой мировой войны сражалось 300 тысяч евреев-военнослужащих. Среди них было 30 тысяч офицеров и 30 генералов. Заметное положение в австрийской военной элите занимали евреи — фельдмаршал Самуэль фон Халази и фельдмаршал Иоганн фон Фридландер. Пройдут годы, нацисты депортируют престарелого фельд­маршала Иоганна фон Фридландера в числе тысяч австрийских евреев в Освенцим, где тот погибнет от пуль эсэсовца во время «марша смерти» в феврале 1945 года.

В германской армии в годы Первой мировой войны воевали более 100 тысяч немецких евреев, более трех тысяч были офицерами. Двенадцать тысяч из них пали смертью храбрых на полях сражений. За годы войны за отвагу были удостоены боевых наград, в том числе ордена «Железный крест» 1-го и 2-го класса, более 35 тысяч германских солдат-евреев. Среди тех, кто был награжден высшей германской боевой наградой — орденом Pour-de-merite, был и германский летчик-ас лейтенант Вильгельм Франкль, вошедший в историю боевой авиации как первый летчик, сбивший самолет противника в ночном воздушном бою. Всего на боевом счету этого летчика-еврея было 20 сбитых самолетов противника. В составе германской авиации в годы Первой мировой войны воевали более 200 летчиков-евреев.

С приходом к власти в Германии нацистов там полностью вычеркнули из германской военной истории еврейское участие — могила Вильгельма Франкля, погибшего в воздушном бою, была уничтожена, а его имя — стерто из списка германских героев.

В армии Франции сражались более 50 тысяч евреев, и еще четыре тысячи евреев, не имевших французского гражданства, служили в Иностранном легионе. 12 генералов-евреев входили в высшее командование французской армии. Из 39 французских летчиков-евреев в воздушных боях погибли 35.

В итальянской армии в годы Первой мировой войны воевали всего несколько тысяч евреев, однако евреи были неотъемлемой частью итальянской военной элиты — еще в 1904 году военным министром Италии стал представитель старой еврейской аристократии генерал Джузеппе Оттоленги, а всего в итальянской армии и на флоте во время Первой мировой войны воевали 16 генералов и пять адмиралов — евреев.

Самым выдающимся полководцем Первой мировой войны, сражавшимся на Западном фронте, признан британский фельдмаршал-еврей сэр Джон Монаш, командовавший всеми австралийскими и новозеландскими силами в Европе. Войска под его командованием летом 1918 года отличились в решающих сражениях заключительного этапа войны у Амьена. Воинские заслуги Монаша, признанного одним из лучших командиров британской армии, были отмечены орденом Бани 2-й и 3-й степени, орденом Святых Михаила и Георгия 1-й степени, принесшим ему дворянство.

Всего в рядах британской армии в годы Первой мировой войны воевали более 50-ти тысяч евреев. В их числе было более двух тысяч офицеров, служивших в пехоте, авиации и на флоте. Во впервые созданных британских танковых войсках служили порядка 30 евреев — первых офицеров-танкистов.

Во время Первой мировой войны в британской армии была сформирована первая еврейская национальная часть, получившая название Еврейский легион. Он был создан на базе пяти батальонов королевских стрелков и принял участие в боях за освобождение Палестины от турецкого владычества. Костяк Еврейского легиона составили российские евреи, вынужденные бежать в Великобританию из России из-за еврейских погромов. Многие офицеры и солдаты Еврейского легиона в дальнейшем играли важную роль в создании Государства Израиль и его армии.

Александр ШУЛЬМАН, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции