Одесский «Руслан»
В 1919 году в Одессе образовалась большая группа евреев-сионистов, еще не оставившая надежду попасть в Палестину. В городе также находились застрявшие в Одессе палестинские беженцы (евреи) из Цфата и Тверии (около 170 человек). Будучи австрийскими подданными, они были изгнаны из Палестины и через Сирию и Турцию добрались до Одессы. Здесь они сидели на своих пожитках и ждали возвращения домой. В 1919 году эти беженцы стали подданными Англии, получившей мандат на управление Палестиной.
Британскому консулу в Одессе было направлено распоряжение из Лондона — выдавать визы только тем евреям, которые сумеют доказать, что до войны они жили в Палестине. Одесский палестинский комитет начал составлять списки евреев — жителей Палестины, которых война застала на юге России, и слухи об этом распространились по всему городу. Многие желали попасть в эти списки, опасаясь, что с приходом Красной армии большевики запретят выезд.
В 1919 году Одесский палестинский комитет добивается у Деникина, который в то время владел городом, разрешения на отправку одного парохода в Палестину. Палестинский комитет организовывает массовое изготовление фальшивых удостоверений личности примерно для пятисот евреев, превращая их, таким образом, тоже в беженцев из Эрец Исраэль. Каждому желавшему уехать необходимо было пройти экзамен. Нашелся бывший ученик тель-авивской гимназии, который обучал названиям улиц и городов в Эрец Исраэль.
Все будущие репатрианты владели ивритом и английским. В верхней части их удостоверений было написано: «Комитет беженцев из Эрец Исраэль по возвращению их домой». Можно сказать, что это были первые удостоверения нового репатрианта (теудат оле). Одесский палестинский комитет зафрахтовал за 2 миллиона рублей пароход «Руслан». 3 октября 1919 года глава еврейской общины Одессы доктор М. Шварцман и присяжный поверенный И. Тривус (близкий друг Владимира (Зеэва) Жаботинского) заявили британскому консулу, что в Одессе находятся около 500 палестинских беженцев, ждущих немедленной отправки в Палестину.
Но отплытие «Руслана» по разным причинам постоянно откладывалось. Пришлось доктору М. Шварцману и представителю палестинцев Л. Роках просить английского консула повлиять на командующего войсками Новороссийской области генерала Н. Шиллинга, чтобы он разрешил выход парохода в море. Наконец разрешение было получено. 11 (24) ноября 1919 года было объявлено о начале посадки пассажиров на «Руслан» и погрузке багажа.
На борт парохода поднялся цвет еврейской интеллигенции, те, кому суждено будет определять интеллектуальную жизнь Израиля. Среди них историк и философ И. Клаузнер, в будущем профессор Иерусалимского университета. Ему разрешили погрузить его солидную библиотеку (что заняло четыре места, и четверым было отказано в возможности уехать). Также на пароходе оказались один из главных идеологов сионизма Ахад ха-Ам (Ашер Гинцберг), журналист Моше Гликсон — в будущем редактор газеты «Гаарец», поэтесса Рахель Блувштейн, художник Пинхас Литвиновский, профессор Арье Достровский, Рахель Коэн-Каган — одна из подписавших Декларацию независимости Израиля в 1948 году, архитектор Зеэв Рехтер, фотограф Шимон Корбман — будущий фотолетописец ишува.
Видный одесский коллекционер Яков Перемен, уезжая вместе с семьей, также сумел вывезти обширную библиотеку и большую коллекцию живописи и графики (220 наименований) одесских модернистов из Общества независимых художников: Гершенфельда, Фраермана, Нюренберга, Сандро Фазини (старшего брата Ильи Ильфа), а также работы членов Товарищества южнорусских художников: Бродского, Заузе, Нааке, Феферкорна и др.
Cреди отплывших в Эрец Исраэль были раввины, инженеры, фармацевты, медицинские сестры; социалисты «Ха-халуц» («Пионер») — молодежной еврейской организации, готовившей своих членов к трудностям в Эрец Исраэль, и среди них Роза Коэн, в будущем мать Ицхака Рабина. На «Руслане» отплыли почти все уцелевшие организаторы и командиры еврейской самообороны.
Не потому ли некоторые современные еврейские историки считают прибытие «Руслана» началом третьей алии, за четыре года которой в еврейскую общину Палестины влилось около 35 тысяч новоприбывших (более половины — из России). У шести молодых людей не было денег на проезд; им разрешили ехать бесплатно, и эти шестеро оказались среди тех, кто вскоре основал кибуц Кирьят-Анавим неподалеку от Иерусалима.
Не оказалось денег на проезд у молодой Рахели Блувштейн. Она пришла в синагогу, рассказала собравшимся об Эрец Исраэль, где жила до войны, о Кинерете и Галилее и о том, что хочет вернуться на Святую землю. «Но у меня нет денег на билет», — призналась она. Билет на пароход «Руслан» в Палестину был ей куплен на деньги, собранные на благотворительном вечере в одесской синагоге, где она выступала.
«Руслан» с 620 пассажирами на борту покинул Одессу 26 ноября 1919 года, за два месяца до прихода в город красных. Пароход вышел в открытое море под бело-голубым флагом. Путешествие из Одессы в Яффу заняло три недели. По свидетельству очевидцев, «Руслан» прибыл в Яффу под двумя флагами: бело-голубым (флагом сионизма) и красным (флагом социалистов).
Пассажиры увидели берег в тот момент, когда наступил праздник Ханука и следовало зажечь ханукальную свечу. Лил дождь, штормило, высадка пассажиров задерживалась. Местные еврейские газеты написали: «Как же мы ожидали их! Но навел же Всевышний шторм на море, и видели мы, как качался корабль на волнах, видели свет вдалеке, но добраться до них не могли… Евреи стояли на берегу и с волнением наблюдали за кораблем, на борту которого находились сотни людей из России, которых привела сюда тоска по родине…»
Вот как описывает пассажиров «Руслана» профессор Браха Эден: «…Они прибыли в Израиль после длинного и трудного плавания из Одессы в Яффо на пароходе «Руслан». Это была группа людей высокого уровня, идеалисты, полные стремления отдать все свои силы созданию еврейского ишува на земле Израиля. Каждый из них оставил значительный след в своей профессиональной области, а также в общественной жизни тех лет».
Когда море немного успокоилось, десятки добровольцев четырнадцать часов подряд работали, чтобы помочь пассажирам сойти на берег и оформить все необходимые документы. В порту их встречали Зеэв Жаботинский, друзья и родственники. Среди встречавших был и Мендель Бейлис, оправданный на знаменитом киевском процессе. Армянская община Яффы открыла для измученных, промокших людей ворота монастыря, там их поили чаем, а яффские евреи принесли еду, чтобы накормить 620 новоприбывших. И наконец, группа старожилов совместно с ними прошла по улицам города; они пели на иврите «Ам Исраэль хай» – «Народ Израиля жив».
Хаим Вейцман (первый президент Государства Израиль) отмечал: «Дальновидные люди… необычайно радовались их прибытию». В Яффе в честь прибытия парохода одна из улиц была переименована в улицу «Руслан». Интересна и печальна судьба коллекции Перемена. Мечта коллекционера, что работы замечательных еврейских художников обретут свой дом на земле Израиля, не осуществилась. После смерти художника его наследники выставили на аукцион «Сотбис» всю коллекцию, которая была продана за 2 миллиона долларов, покупателем оказалась Украина. Лесе Войскун, куратору музея им. Цетлиных в Рамат-Гане и организатору выставки коллекции Перемана (в 2006 году), несмотря на самоотверженные усилия, не удалось найти спонсора для покупки коллекции на аукционе, так что коллекция навсегда ушла из Израиля. Теперь она числится в Киеве как «авангард украинских художников» начала XX века.
Пассажирам «Руслана» посвящен роман Дана Цалки «Элеф левавот» («Тысяча сердец», 1991), занявший заметное место в новой литературе Израиля, ставший памятником целой эпохе, начавшейся с третьей алией. Книга пользовалась большим успехом, и в 1992 году автор был удостоен премии имени Натана Альтермана.
Семен КИПЕРМАН, Израиль
Фоторепродукции: Илья Гершберг
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!