ЕВРЕИ ВО ФРАНЦИИ (субъективные заметки)

 Юрий Безелянский
 24 июля 2007
 3904
Оговорюсь сразу: я не специалист по еврейскому вопросу, и я не эксперт по Франции. Просто я люблю Францию, бывал там неоднократно и с симпатией отношусь к 5-му пункту как автор книги «5-й пункт, или Коктейль «Россия». Эта болевая тема никогда не оставляла меня равнодушным
Оговорюсь сразу: я не специалист по еврейскому вопросу, и я не эксперт по Франции. Просто я люблю Францию, бывал там неоднократно и с симпатией отношусь к 5-му пункту как автор книги «5-й пункт, или Коктейль «Россия». Эта болевая тема никогда не оставляла меня равнодушным. Существует расхожая фраза: «Увидеть Париж и умереть». Очевидно, она родилась в период существования «железного занавеса». Сегодня она бессмысленна. Приехать в Париж, посмотреть, походить, вдохнуть парижские ароматы — почти банальная вещь при наличии некоторого количества долларов или евро. Я был последний раз в Париже в этом году, в июне. Жарко. Душновато на Елисейских полях, машин больше, чем людей. Однако на берегу Сены, на острове Жадд (район Нейи), уютно-прохладно, как в подмосковном Звенигороде. Только величественные небоскребы Дефанса подсказывают: вы в Париже. А теперь о главной теме. Во Франции в настоящее время приблизительно 700 тысяч евреев. Ежегодно приезжают сюда многочисленные туристы из Израиля, Штатов и России. Ну, как же? Эйфелева башня! Усыпальница Наполеона Бонапарта, Монмартр с его художниками, порочный Пляс Пигаль, удивительные набережные и дворцы — всего не перечислишь. Все волнительно и жгучее интересно. Но иногда случаются и казусы. Мне довелось столкнуться с группой из Израиля, и полная женщина родом из Жмеринки капризно заявила в ресторане: «Разве это суп? Это — вода. Я за тарелку супа отдам все красоты Парижа!» Взгляд исключительно из Жмеринки. Бывает такое. Мне довелось пересечься с израильской группой в долине Луары при осмотре Амбуаза (где похоронен великий Леонардо) и других замечательных замков, и некоторые «жмеринцы» весьма утомляют. При этом, конечно, нельзя забывать исторический ракурс: роль знаменитых евреев в мире и, в частности, во Франции. Решающий перелом в борьбе человечества с особо опасными инфекциями совершили русские евреи, работавшие в Институте Пастера. Философ и социолог Георгий Гурвич (по-французски Жорж) создал в Париже в 1946 году Центр социологических исследований и основал издающийся до сих пор журнал «Cahiers internationaux de sociologie». Наибольшее количество наград во Франции (более 50) получил французский генерал Пешков — Зиновий Свердлов из Нижнего Новгорода. Родоначальником профессиональной балетной критики во Франции стал Андрей Левинсон, а Национальным центром научных исследований Франции руководил Моисей Гайсинский родом из-под Киева. А вклад Михаила Бернацкого, специалиста в области денежного обращения? А сколько русских евреев героически участвовали во французском Сопротивлении в годы войны? Обо всем этом рассказано в восьми томах исследования «Русские евреи во Франции» (редакторы-составители Михаил Пархомовский и Дмитрий Гузевич). Меня, как литератора, особо интересуют писатели, волею судеб оказавшиеся во Франции: Марк Алданов, Семен Юшкевич. У последнего в романе «Эпизоды» есть горькое признание: «Мы живем среди чужого переулка, и отвлечься от этого факта нелегко». В рецензии на «Эпизоды» знаменитый Зеэв Жаботинский писал: «Еврейский народ живет для себя, а не для соседей, никому не обязан нравиться, ни перед кем не намерен отчитываться и ни на кого не желает оглядываться». Кстати, Жаботинский с 1924 по 1934 годы издавал в Париже журнал «Рассвет» и многие свои произведения писал на французском языке. Но это все история. А ныне? Как сказал поэт: погляди в окно... Со стороны бегло кажется, что все в порядке. В парижских кварталах Сен-Поля и Бельвиля, Маре и Менильмонтана внешне все спокойно: ходят евреи в черных шляпах и с пейсами, шумят и галдят еврейские ребятишки, работают магазины и рестораны с кошерной пищей, действуют синагоги. То есть парижские евреи живут в своей чисто еврейской атмосфере («амбьянс жюив»). Но спокойствие это внешнее, всего лишь для глаз стороннего наблюдателя. А что там внутри котла? Что клокочет и бушует? Волны антисемитизма в последнее время накрывают Францию, и как поведал мне один из еврейских парижан: «Евреи больше не чувствуют себя в безопасности на французской земле». Участились случаи нападения на еврейские учебные заведения и синагоги. В 2004 году экстремисты совершили три поджога (синагоги, еврейского культурного центра и религиозной школы), было зафиксировано более 40 случаев вандализма. Звучат словесные оскорбления и телефонные угрозы в адрес «лиц еврейской национальности». Чаще всего на евреев нападают мусульмане. Президент Жак Ширак сделал заявление: «Когда кто-либо нападает на проживающих во Франции евреев, он должен понимать: тем самым он нападает на всю Францию». Звучит красиво. Но не для антисемитов и радикалов: у них нет чести и гордости за Францию, в их крови одна только ненависть. Они молятся одному богу: насилию. И поэтому тот же Жак Ширак вынужден признать: «Власти не в состоянии искоренить антисемитизм в повседневной жизни, на улицах, в школах». Эхо ближневосточного конфликта угрожающе звучит в Париже и в других городах Франции, и уже Израиль хочет вывезти евреев из благодатной Франции. Правительство Шарона обещает выделить жилье на севере Израиля специально для французских иммигрантов. Дойдет ли до этого дело? Поживем — увидим. Как гласит еврейская пословица: если жизнь так и не становится лучше, возможно, она идет к худшему. Но есть и другая: что бы ни случилось, человек обязан продолжать жить, — хотя бы из любопытства. Что ж, будем любопытными!..


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!