Выпил вина и лопнул

 Михаил Горелик
 27 ноября 2014
 2348

В прошлых номерах «Алефа» я рассказал истории из трактата «Шаббат», как к Шаммаю и Гиллелю приходили иноверцы и просили обратить их в иудаизм. При этом вопросы, которые они задавали, носили провоцирующий характер: один отвергал Устную Тору, другой требовал объяснения сути Торы, пока он стоит на одной ноге, третий метил в первосвященники.

Из текста неочевидно, носила провокация сознательный характер или иноверцы, как люди внешние, а возможно, и не слишком умные, просто не соображали, как еврейские учителя воспринимали их вопросы в той форме, в какой они были заданы.

Кроме того, я рассказал вам историю из того же трактата об одном шутнике, который побился об заклад, что выведет из себя прославленного своей кротостью Гиллеля (шутник не преуспел). Этот был не иноверец — это был свой брат-еврей. И о его намерениях гадать не приходится: они были чистой воды провокацией.

Есть разница и в вопросах. Вопросы иноверцев, во всяком случае первых двух, носили все-таки содержательный характер. Третий кандидат в евреи был поражен одеянием первосвященника: к иудаизму привело его восхищение — Гиллель направил его от эстетики к этике и метафизике.

В отличие от иноверцев еврейский шутник задавал демонстративно идиотские вопросы. Иноверцы ждали ответа. Шутника ответ не интересовал — он пришел не за знаниями. И Гиллель сразу же это понял.

В трактате «Шаббат» история с шутником непосредственно предшествует историям с иноверцами, обращенными Гиллелем в иудаизм. Все они входят в большой фрагмент с таким зачином:

 

Написано:

«Не отвечай глупцу на глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему».

И также написано:

«Отвечай глупцу на глупости его, чтобы не казался он мудрым в глазах своих».

 

Это два соседних утверждения в Мишлей (Притчах) — 26:4 и 26:5. Вы видите, что они демонстративно противоречат друг другу. Так как быть: отвечать глупцу на глупости его или не отвечать глупцу на глупости его? Ни в тексте, ни в контексте Мишлей ответа нет. Но все это имеет самое непосредственное отношение к историям о шутнике и иноверцах.

Кстати, Пушкин, Александр Сергеевич, — Пушкина принято вспоминать по всякому поводу, вот я его и вспомнил, — так вот, Пушкин считал, что глупцу отвечать не надо:

«Веленью Б-жию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшись, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца».

 

Ладно, Пушкин просто так: под руку попался — забыли про Пушкина, а важно вот что: шли споры, включать ли Мишлей и Коэлет (Экклезиаст) в Танах. Помимо прочего проблема, в частности, была как раз в этом противоречии. Как можно включать в Танах текст, который нечто говорит и тут же опровергает?

И что на это ответить? Вот два противоречащих друг другу утверждения. И тут же сказано:

Здесь нет противоречия.

То есть как это нет? Как это нет? А так:

Одно дело в мирских пререканиях, другое — в спорах о Торе.

 

В терминах математики — разные области определения функции.

Поскольку Пушкин писал не о Торе, а о мирском, вот он глупца и не «оспоривал».

Сразу после диалектического разрешения противоречия рассказываются две идентичные истории, случившиеся, однако, с разными мудрецами:

 

Пришел некий человек к Рабби и сказал ему:

– Твоя жена — моя, и дети твои — мои.

Ответил Рабби:

– Не хочешь ли выпить вина?

Тот выпил и лопнул.

 

Рассказ, полный черного юмора. Потом та же история случилась с рабби Хией. И еще один нахал лопнул. Как мыльный пузырь.

Все-таки гневливый Шаммай ограничивался побоями, а эти сразу сводили наглых приставал в могилу.

Не замай мудрецов!

Поскольку дело не касалось Торы, мудрецы не вступили в спор с невежами, а просто предложили им выпить вина. По-дружески. И что из этого вышло?!

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции