Такие разные женщины

 Наталья Зимянина
 27 ноября 2014
 3091

Удивительно, но несколько дней подряд на московских музыкальных сценах в премьерах предстали почти сплошь героини-женщины — отважные и нежные, любящие и ироничные, витающие в облаках и крепко стоящие на земле.

Иоанну сменит Кармен

Концертного исполнения оперы Чайковского «Орлеанская дева» в Большом театре ждали с пристрастием. Этот дебют сам себе назначил новый главный дирижер 36-летний Туган Сохиев. Опера редкая; в основном все знают лишь арию Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные», популярную на вокальных конкурсах и патриотических концертах на военную тему.

Итак, все певцы стояли, уткнувшись в пюпитры с нотами. Для публики это тяжелое испытание. Прибавьте сюда невеселую историю Жанны д’Арк, огромный хор, застывший как китайская Терракотовая армия, зловещую кровавую подсветку сцены — и настроеньице будет ясно сполна.

На главную партию пригласили из-за рубежа Анну Смирнову, с мощным голосом, призванным ровно выдержать три с лишним часа. И все же она впечатлила не настолько, чтобы затмить игру оркестра. Впервые за долгое время он зазвучал, как ему и положено, идеально слаженно, рисуя чудесные симфонические картины, где надо — эффектно нагнетая атмосферу, где надо — выпуская вперед голоса. Здесь собраны выдающиеся музыканты, каждый с характером, но Сохиеву удалось найти какой-то особый ключ.

Иногда казалось, что у дирижера очень длинные руки, не соразмерные невысокой фигуре, и они будто еще больше вытягивались, когда он показывал tutti (исполнение всем оркестром). При этом жесты Сохиева необычайно плавны и широки, и издалека можно было пофантазировать, что он сам играет на каком-то невидимом инструменте вроде гигантской гармони, не делая долгих пауз и жестко прерывая едва вспыхнувшие в зале восторженные аплодисменты иным звучанием и настроением.

В этом сезоне он выступит дирижером-постановщиком еще раз только в июле, в спектакле про другую сильную женщину — Кармен. Жаль только, что ради этого из репертуара уйдет «Кармен» в постановке Дэвида Паунтни. Такие титаны ставят у нас не каждый день, а теперь их будет и того меньше. Как известно, на премьере той «Кармен» шесть лет назад в знак протеста против современной режиссуры на сцену не вышел кланяться дирижер Юрий Темирканов.

Видимо, новый директор театра Владимир Урин один за другим заметает следы самых шумных скандалов Большого. На то и поставлен.

 

Ангельская Юлия

Кто еще не слышал божественное сопрано Юлии Лежневой, получил такую возможность на концерте в Большом зале Московской консерватории. Вечер был посвящен двум британским композиторам — Джону Тавернеру (1490–1545) и Джону Тавенеру (1944–2013), состоявшим в родстве. В Москве, конечно, первого не знали вообще, второго — лишь эстеты.

Вокальный ансамбль The Tallis ­Scholars под управлением Питера Филлипса — один из самых известных исполнителей музыки Ренессанса. Благодаря изумительному мастерству певцов месса Тавернера «Западный ветер» магически опрокинула зал в XVI век, и в то же время ничего в ней не было ожидаемо занудного — так богата эта музыка голосами, и так старый Тавернер старался донести до нас, грешных, благозвучность Вселенной.

Затем на концерте случилось главное: к англичанам присоединился и наш ансамбль Intrada Екатерины Антоненко, который на 35 лет моложе британского, но оказался не хуже. И Тавенер-младший продолжил духовную эстафету своего прямого предка.

Наш современник, недавно ушедший из жизни, считал каждое свое новое сочинение актом покаяния, что придает им особую пронзительность. И когда в ткань его «Реквиема», музыки гармоничной, но, как шрамами, отмеченной стонами и жалобами нашего времени, откуда-то с небес вплелся голос Юлии Лежневой, зачарованная публика наконец зашевелила головами: но где, где же она стоит? (По руке дирижера, подававшего ей знаки, определили — в правой осветительской ложе почти над сценой).

Когда концерт окончился, сидевшая рядом со мной Мариэтта Омаровна Чудакова, специалист по Булгакову, знающая толк в тонкой мистике, посмотрела на меня со значением широко открытыми глазами.

Во мнении сошлись без слов: сегодня мы слышали ангелов.

 

Воскрешение Леоноры

За что можно стойко хвалить Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского — ставит раритет за раритетом. Все знают единственную оперу Бетховена «Фиделио», но ее первый вариант «Леонора», провалившийся в 1805 году на венской премьере, у нас неизвестен. Он длинней и поэтичней, а у героических персонажей проступают человеческие лица.

Сюжет тот же: Испания, XVI век; Леонора проникает в тюрьму, чтобы спасти своего мужа Флорестана, борца за свободу. Вот и все.

Главный режиссер театра Михаил Кисляров поставил спектакль о неотвратимой гибели тирании в любом обличии — будь это вождь в треуголке, пробковом шлеме, фуражке с красной звездой или эсэсовским орлом (все головные уборы недвусмысленно фигурируют в спектакле).

Исключительную работу проделала исполнительница роли Леоноры Татьяна Федотова — ее партия столь сложна, что об одной арии режиссер даже сказал на пресс-конференции: «Исполнить — и умереть».

Почему Бетховен не сочинил больше ни одной оперы? Должно быть, провал «Леоноры» нанес удар по его болезненному самолюбию. А то, возможно, сегодня мы слушали бы «Орлеанскую деву» не только Чайковского, но и Бетховена. Ведь в список пятидесяти других тем для будущих опер он включил и этот сюжет о несокрушимости человеческого духа.

 

Елена выбирает хипстера…

52-я (!) оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена» исполняется у нас не чаще «Орлеанской девы». Она трудна для исполнения, плюс надо следить, чтобы за кропотливой работой не затерялся юмор автора. Кому за такое взяться, как не «Геликон-опере».

…Кто бы мог подумать, что сын кантора Исаака-Иегуды Эбершта из города Оффенбаха станет основоположником французской оперетты! А всё отец, заметивший яркую одаренность малыша Якоба — в 14 лет он привез его в Париж учиться. Так Якоб стал Жакобом, а затем просто Жаком. Он мечтал сочинять серьезную музыку, но, имея большой мелодический дар, в 1855 году открыл театрик Буфф-Паризьен, ставший точкой отсчета его триумфа.

Древнегреческий сюжет «Прекрасной Елены» перелопачен в уморительную историю борьбы-возни за сердце мифологической героини. А главный режиссер «Геликона» Дмитрий Бертман вместе с немецким художником Хармутом Шоргхофером довел ее до совершенной зрелищности и комизма. Чего стоят только состязающиеся Менелай, Ахилл и Агамемнон, полуобнаженные тела которых «вылеплены» из специальных подкладок — у-у, какие тут играют мускулы! А в их пафосных разговорах то и дело мелькает слово «санкции» — и одно только оно вызывает в зале хохот. Вот ведь как публика благодарна, если театр хоть намекает на сегодняшние приметы.

Елена этим напыщенным индюкам предпочтет, конечно, хипстера* Париса. Если добавить, что в спектакле поет даже оркестр и, более того, сам дирижер Владимир Понькин, то понятно, что одним забавным спектаклем в столице стало больше.

 

…а Диана — влюбленного охотника

По совпадению, на следующий же день угодила на другой мифологический сюжет — в Камерный зал Филармонии на серенату Пьетро Филиппо Скарлатти (1679–1750) «Диана, Амур и Венера» в исполнении ансамбля La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.

Бешеному честолюбию этого напористого синеглазого красавца был тесен зальчик на 100 мест. Ведь Дмитрий не только известный скрипач, альтист и дирижер, но с некоторых пор еще и поет контратенором, а это так модно! Серенату (опер в те давние времена еще не было) разыгрывали с ним Яна Иванилова — опытная, остроумная и основательная, какой и положено быть Венере, и Лилия Гайсина — нежная, но бесстрашная в барочных руладах.

Великолепное трио превратило все действие незатейливого сюжета (Амур и Венера уговаривают Диану обратить внимание на охотника) в сплошной парад стиля, мастерства и упоительных песнопений, эмоционально столь заряженных, что некогда было дух перевести. Оставалось только завидовать участникам балов и пиров XVIII века, которые проводили под такую полную энергии музыку лучшие часы своей жизни.

Ведущая рубрики — Наталья ЗИМЯНИНА, Россия

______

* Хипстеры - небогатая городская молодежь,  изо всех сил старающаяся выглядеть как можно модней.



Комментарии:

  • 30 ноября 2014

    Гость

    Просто класс! Не мудруствуя лукаво, искренне и интересно. Особенно про оркестр Большого и играющие руки главного.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции