Процесс после процесса

 Ирина ЛЮБАВИНА
 23 декабря 2014
 3450
«Нюрнберг» — новый спектакль Российского молодежного театра, поставленный по сценарию Эбби Манна «Суд над судьями» (перевод Я. Березницкого и Л. Завьяловой) художественным руководителем театра народным артистом России Алексеем Бородиным. После казни руководителей Третьего рейха по приговору международного трибунала американские оккупационные власти провели в нюрнбергском Дворце правосудия еще 12 процессов. Судили полицейских, бизнесменов, врачей, юристов в основном за зверства в отношении населения оккупированных стран. Особенность процесса над 16 судьями в том, что расследовались также преступления нацистов против собственных граждан. Об этом сценарий Эбби Манна.

По жанру спектакль «Нюрнберг» в РАМТе — судебная драма с элементами кабаре. Это спектакль о природе нацизма и моральной приспособляемости общества. Спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные.

Действие разворачивается в ресторане, который иногда трансформируется в зал судебных заседаний (художник-постановщик спектакля — Станислав Бенедиктов). Ресторан здесь — место благополучия, комфорта, уюта, где вечерами собираются люди, которые не хотят вспоминать о прошедшей войне. За столиками сидят бюргеры, пьют пиво. Поет, как становится понятно по ходу спектакля, стукачка, одна из первых вступившая в нацистскую партию, поет подсудимая, которая шла по делу об осквернении расы, поет еще кто-то... Исполняется опера Бетховена «Фиделио». Тут же джаз, степ… В один из вечеров вдруг начинается карнавал — маски, костюмы, всеобщее веселье… Даже когда судья Яннинг вдруг опровергает доводы защиты и признает себя виновным, его никто не хочет слушать.

Периодически действие перемещается в зал судебных заседаний: ресторанные столики становятся столами, за которыми сидят судьи, стулья превращаются в лавки для подсудимых. Они обвиняются в том, что подчиняли свою деятельность исполнению бесчеловечных предписаний фашистского руководства, попирали установленные законом порядки, отправляли «политически неблагонадежные элементы общества» на принудительную стерилизацию и в концентрационные лагеря. Несмотря на давление американских властей, требующих вынести обвиняемым более мягкое наказание, суд приговаривает их к пожизненному заключению. Кроме обвинений в адрес подсудимых, допросов подсудимых и свидетелей, в этом зале звучат и общечеловеческие вопросы: можно ли оправдать чудовищные поступки общим благом? можно ли судить человека за то, что он подчинялся приказу или закону? как можно определить меру ответственности? Все перемешивается. Возникает ощущение абсурдности происходящего. Оно усиливается от того, что зрителям, пришедшим на спектакль, известно: к 1958 году все нацисты, осужденные американцами в Нюрнберге, вышли на свободу.

Спектакль идет два часа без антракта. Антракт здесь невозможен, так как любая пауза может разрушить ткань происходящего. На сцене 55 человек. Трудно выделить кого-то из актеров — все участники действия выступают как единый творческий организм. Создан ансамбль. Есть в нем и главные роли — подсудимых немецких офицеров, обвинителей — американских офицеров, свидетелей со стороны защиты и свидетелей со стороны обвинения. Их исполняют А. Гришин (Хейвуд), н.а. А. Веселкин (Айвз), А. Мясников (Норрис), С. Морозов (Лоусон), н.а. Е. Редько (Рольфе), И. Исаев (Яннинг), Н. Уварова (Бертхольт), Д. Семенова (Ирен), Т. Епифанцев (Петерсен) и другие. Все артисты одеты по моде тех лет (художник Валентина Комолова). К концу спектакля начинает казаться, что на сцене действительно немецкие и американские офицеры — выправка, форма, интонации… И все-таки есть одна роль, один созданный образ, который хочется выделить отдельно. Это прислуга-стукачка в исполнении Елены Галибиной. Роль небольшая, несколько реплик, но за ними такая степень обобщения, что создается ощущение личного знакомства с этой преисполненной чувства своей правоты уборщицей, которая подслушивает, подглядывает, доносит.

В новой работе РАМТа гармонично соединились все компоненты постановки, подчиненные единому замыслу. Глубокая мысль сочетается здесь с метафорической емкостью. Режиссера Алексея Бородина вообще отличает внятность высказывания. Всегда понятно, что он хотел сказать как режиссер, что его волнует, ради чего он предпринимает ту или иную работу. «Мне кажется, что это нельзя забывать и нельзя прощать», — говорит Бородин о том, зачем и почему он поставил спектакль «Нюрнберг».

И как согласие с мнением режиссера — стоя аплодирующий после спектакля зал.

 

Несекретные подробности

• Настоящее имя американского сценариста Эбби Манна (1927–2008) — Авраам Гудмен. Родился в США в семье выходцев из России.

• По сценарию Эбби Манна режиссер Стэнли Крамер снял фильм «Нюрнбергский процесс» (1961). Главные роли исполняют Спенсер Трэйси, Ричард Уидмарк и Максимилиан Шелл. Эбби Манн получил приз Американской киноакадемии за «лучший адаптированный сценарий».

• В своей речи после получения «Оскара» он сказал: «Суть ценности писателя состоит в возложенной на него обязанности не только развлекать, но и истолковывать мир, в котором он живет».

• Приемный сын Эбби Манна — Аарон Коэн — бывший оперативник Израильских сил особого назначения.

Ирина ЛЮБАВИНА

Фото: Евгений ЛЮЛЮКИН

 

Постскиптум

Как это часто бывает в РАМТе, к премьере нового спектакля приурочена образовательная программа. Так было, например, с «Берегом утопии». К премьере спектакля «Нюрнберг» также приурочен образовательный проект, включающий лекции, дискуссии, кинопоказы, открытые семинары в вузах и рассчитанный на весь театральный сезон 2014/2015. Среди партнеров проекта — Еврейский музей и центр толерантности, центр/фонд «Холокост», Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, Мемориальный музей немецких антифашистов, Музей ГУЛАГа.



Комментарии:

  • 27 января 2015

    Гость

    Был ещё хороший спектакль Театра Моссовета «Суд над судьями», записанный и показанный по ТВ. Председатель трибунала - Р.Плятт, адвокат Рольфе - Г.Тараторкин.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции