Ту би-шват – Новый год деревьев

 Раввин Довид Карпов
 30 января 2015
 1865
Сколько раз в году евреи отмечают Новый год? Слава Б-гу, наш календарь не обделен праздниками. Только Новый год, или по-еврейски Рош га-Шана, мы отмечаем четыре (!) раза в году. И это если не считать пятый новый год — хасидский! 1 нисана — Новый год царей и одновременно это начало годичного праздничного цикла, который начинается с праздника Песах. 1 элула — Новый год животных, а точнее, начало отделения десятины от приплода скота на следующий год. 1 тишрея особых пояснений не требует. Это хорошо знакомый праздник Рош га-Шана — официальный еврейский Новый год, когда решается судьба всех творений, включая и нас с вами.

И наконец, 15 швата — Новый год деревьев (на иврите — Рош га-Шана ла-иланот). Это означает, что плоды, созревшие хотя бы на треть до 15 швата, относятся к предыдущему году, а начавшие созревать после 15 числа — к следующему.

Дата 15 швата (ту би-шват) выбрана не случайно. К этому сроку в основном заканчивается период дождей в Израиле. Земля тучна и полна соков, и все, что начинает плодоносить после этого дня, имеет благословение свыше. Это касается и новых посадок. Поэтому в этот день в Израиле традиционно сажают новые деревья. Это не заповедь, а добрый и ­мудрый обычай.

Человек должен думать и заботиться о тех, кто придет после него. Рассказывают притчу, а может, и быль. Однажды у глубокого старца, который сажал плодовое дерево, спросили: «Зачем ты это делаешь? Ведь оно принесет плоды, когда тебя уже давно не будет на этом свете». – «Их будут есть мои внуки», — ответил он.

Как и подобает, в «главный день» года определяется судьба будущего урожая фруктов. Особенно нас волнуют те плоды, от которых зависит выполнение заповедей. Например, цитрусовый плод этрог, который необходим в праздник Суккот. Поэтому мы молимся, чтобы он вызрел красивым и кошерным. Виноград необходим не меньше этрога: без вина не обходится ни один еврейский праздник.

Отмечают этот день просто и со вкусом: едят плоды, которыми, согласно Торе, благословенна Земля Израиля. Это пять видов фруктов: виноград, инжир, гранат, маслины и финики, а также два вида злаков: пшеница и ячмень.

Уроки Ту би-Швата

Оказывается, есть чему поучиться человеку и у деревьев. Дерево — более примитивное творение, чем человек или, скажем, животное. Но и у него есть свое преимущество: постоянная связь со своим источником, из которого оно черпает силы и жизненные соки, — с землей. В ней оно коренится, прорастает, уходя корнями глубоко в землю. А будучи вырванным из почвы, быстро засыхает. Так ли остро мы ощущаем свою связь с духовным источником нашего существования — с Творцом, как это умеют почувствовать деревья? Может быть, поэтому им удается прожить такую долгую жизнь? Много еще могли бы рассказать нам деревья, умей они говорить. Но увы…

Кроме того, дерево (а на самом деле любое растение) растет всю жизнь. Оно просто не может не расти. Вот если бы и мы продолжали свой духовный рост всю жизнь, продвигаясь от одной духовной ступени к другой (мэ-хаиль эль-хоиль)!

И еще. В пророчестве Иехезкеля сказано: «А вы, горы Земли Израиля, ветви ваши дайте и плоды ваши поднесите народу моему, Израилю, ибо близок его приход». Говорят наши Мудрецы: «Нет более явного знака близкого прихода Мошиаха, чем новые плоды Эрец Исраэль». И нет лучше плодов, чем новые еврейские души, которые вернулись к Торе и еврейству. Чем больше будет подобных плодов, тем ближе долгожданный приход Мошиаха.

В этом году праздник Ту би-Шват приходится на 4 февраля. Не пропустите этой даты!

Раввин Довид КАРПОВ



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!